по вопросу привлечения педагогических работников к проведению государственной итоговой аттестации




ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Экспертов Общероссийского Профсоюза образования

по вопросу привлечения педагогических работников к проведению государственной итоговой аттестации

 

В соответствии с пунктом 9 статьи 47 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(далее – ФЗ № 273) педагогическим работникам образовательных организаций, участвующим по решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в рабочее время и освобожденным от основной работы на период проведения указанной государственной итоговой аттестации, предоставляются гарантии и компенсации, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права. Педагогическим работникам, участвующим в проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, выплачивается компенсация за работу по подготовке и проведению указанной государственной итоговой аттестации. Размер и порядок выплаты такой компенсации устанавливаются субъектом Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации, выделяемых на проведение государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования.

Однако следует отметить отдельные особенности правовой природы указанного вида деятельности педагогических работников с учётом комплексного правового регулирования действующего законодательства.

 

Так в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ) договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. В соответствии со статьей 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Согласно статье 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

В соответствии с трудовым законодательством одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений является свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается. Принудительный труд запрещен (ст. ст. 2, 4 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ).

В соответствии со статьей 15 ТК РФ трудовыми отношениями признаются отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы). Запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором (ст. 60 ТК РФ).

Однако в соответствии с пунктом 9 статьи 47 ФЗ № 273 педагогические работники образовательных организаций привлекаются к проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования по решению уполномоченных органов исполнительной власти.

Следует отметить, что в соответствии с частью 2 статьи 164 ТК РФ под компенсациями понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных ТК РФ и другими федеральными законами. При предоставлении гарантий и компенсаций соответствующие выплаты производятся за счёт средств работодателя.

Органы и организации, в интересах которых работник исполняет государственные или общественные обязанности, производят работнику выплаты в порядке и на условиях, которые предусмотрены ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 2, ст. 165, ч. 2 ст. 170 ТК РФ).

Следует особо отметить, что уполномоченные органы исполнительной власти, привлекающие педагогических работников к проведению ГИА, работодателями для данных работников не становятся, в трудовые отношения не вступают.

В этой связи важно отметить, что согласно статье 47 ФЗ № 273 педагогические работники обладают особым правовым статусом, под которым понимается совокупность прав и свобод (в том числе академических прав и свобод), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности.

Таким образом, отношения по привлечению и участию педагогических работников в проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования являются по своей правовой природе
публично-правовыми, непосредственно связанными с выполнением уполномоченными органами исполнительной власти своих властно -распорядительных функций, выражающихся в привлечении к участию и проведению ГИА непосредственно данных субъектов (педагогических работников).

Указанные отношения находятся под специальным правовым регулированием, не относящимся по своему содержанию ни к гражданско-правовым, ни к трудовым отношениям, ни к отношениям, возникающим в связи с исполнением государственных или общественных обязанностей (статья 170 ТК РФ).

Следовательно, привлечение и участие педагогических работников в государственной итоговой аттестации является особым видом их деятельности по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации.

Одновременно с этим, учитывая публично-правовой характер деятельности педагогических работников по привлечению и участию в ГИА, педагогическим работникам должны предоставляться гарантии, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, а именно сохранение за работником места работы (должности), заработной платы на время исполнения ими указанной деятельности, в части реализации их трудовых прав в рамках существующих трудовых отношений, в которых уже состоят педагогические работники.

Помимо этого в соответствии с пунктом 9 статьи 47 ФЗ № 273 должна выплачиваться компенсация за работу по подготовке и проведению указанной государственной итоговой аттестации в рамках гражданско-правовых отношений в части реализации механизма оплаты данного вида деятельности педагогических работников.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: