Своды.
17.14. В мостах возможны следующие повреждения или разрушення элементов:
пробоины в проезжей части;
погнутости сплошных металлических балок и элементов сквозных
ферм •
повреждения и разрушения отдельных элементов моста и его
узлов;
трещины в сварных швах и в основном металле.
Замер величины погнутости производится с помощью проволоки, натянутой вдоль погнутого элемента.
17.16. Наиболее вероятно образование трещин в основном металле в следующих местах:
около сварных швов (заклепок)
в поясных уголках балок (особенно при отсутствии поясных листов);
в местах прикрепления продольных балок к поперечным и поперечным к фермам (балкам);
у высадок и резких перегибов;
в местах приварки элементов к прокатным балкам.
Признаками трещин являются наличие ржавых подтеков, растрескавшаяся и облупившаяся краска, дребезжащий звук при постукивании молотком..
При подозрении на наличие трещин сварные швы или основной металл очищаются до металлического блеска и осматриваются
через лупу.
Обнаруженные трещины зарисовываются, определяется их положение и направление, а также фиксируется их длина и глубина.
17.17. При разведке металлического моста,поврежденного огнем, а первую очередь обследуются места непосредственного воздействия пламени, которые выявляются по обгоревшей краски,следам копоти и т. п. При пережоге сталь имеет оплавленные места и пленку окалины серо-синего цвета.
Определение размеров моста и его элементов
17.18. Размеры моста и его элементов измеряются не менее двух раз. За расчетный размер принимается среднее арифметическое значение из двух замеров.
Величины пролетов и поперечных размеров моста, длина его элементов и размеры опор определяются с точностью до 5 см Поперечные сечения деревянных, железобетонных, бетонных каменных мостов измеряются с точностью до 1 см, а расстояния между нагелями, болтами и гвоздями в деревянных мостах точностью до 2 мм.
Поперечные сечения элементов металлический мостов, диаметры болтов, тяжей, гвоздей и заклепок намеряются с точностью до 1 мм.
17.19. При определении расчетных размеров поперечных сечений деревянных цементов учитываются глубина и ширина поражения их гнилью. В расчет принимается только здоровая древесина
Размеры сечений металлических элементов измеряются очистки поверхности от грязи, краски, ржавчины.
Толщина металлических листов измеряется возможно дальше от кромок; толщина уголков — посередине ширины полок, толщина стенок прокатных двутавров или швеллеров—средней трети высоты профиля; толщина горизонтальной полки двутавров-в ее четверти. а швеллеров — в середине ширины полки.
17.20 Для определения грузоподъемности мостов необходимо иметь:
для деревянных мостов
расчетный пролет и сечение рабочего настила, сведения о наличии или отсутствии защитного настила;
расчетный пролет и сечение прогонов в середине пролета количество прогонов по ширине моста и расстояния между их ося- ми, а для составных прогонов-сечение бревен (брусьев) каждого яруса, характер связей между ярусами и полную высоту прогонов;
расчетный пролет и сечение поперечины в середине ее пролета вблизи тонкого конца и расстояние между поперечинами;
расчетный пролет и расчетную высоту дощато гвоздевых ферм и ферм типа Гау-Журавскою (расстояние от верха верхнего пояса до верха нижнего пояса), поперечное сечение нижнего пояса в середине пролета, количество ферм по ширине моста и расстояние между их осями;
количество свай в плоской опоре и сечение их посередине высоты опоры;
расчетный пролет и сечение насадки (в середине пролета, ближайшего к ее тонкому концу);
схему башенной опоры, сечение свай и стоек опоры;
для металлических мостов
расчетный пролет продольных балок (расстояние между осями поперечных балок) и их сечение в середине пролета;
количество балок между смежными главными фермами (балками) и расстояние между осями продольных балок;
расчетный пролет поперечных балок (расстояние между осями главных ферм (балок) и их сечение по середине пролета;
расчетный пролет и расчетную высоту сквозной главной фермы (расстояние от верха верхнего пояса до верха нижнего пояса), сечение нижнего пояса в середине пролета, количество главных ферм по ширине моста и расстояние между их осями;
расчетный пролет главной сплошной балки, ее сечение в середине пролета, количество главных балок по ширине моста и расстояние между их осями.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ МОСТОВ
общие положения
17.21. Не требуют определения грузоподъемности при условии удовлетворительного состояния пролетных строений и опор и допускают пропуск любой войсковой техники, отвечающей основной
категории грузоподъемности, в одну полосу движения с дистанцией не менее 25 м постоянные мосты следующих видов.
железобетонные, бетонные и каменные;
металлические автодорожные и городские постройки после 1945г.
металические мосты с асфальто- и цементобетонным дорожным покротием;
металлические городские с двухпутным движением широкой колеи (в СССР ширина колеи 1524мм, за рубежом 1435мм)
металлические со сварными и клапано-сарными соединениями
металлические железнодорожные широкой колеи
17.22. Грузоподъемность моста в целом характеризуется наименьшей грузоиодъемHociью его отдельных элементов, определяе мой расчетным методом.
На основе полученной грузоподъемности моста и сравнения ее с расчетными нагрузками (см. тгбл. 16.1) делается вывод о категории грузоподъемности моста в целом (основная, пониженная, повышенная) или по определенной грузоподъемности моста устанавливается возможность пропуска по мосту реальных боевых или транспортных машин.
Определение грузоподъемности металлического моста, имеющего явные признаки воздействия высоких температур (см п. 17.17), а также бетонного и каменного арочных мостов, имеющих поперечные и наклонные трещины в сводах, производится пропуском пробных нагрузок (см. п. 17.41 —17.44).
17.23. Грузоподъемность металлических мостов, не перечисленных в п. 17.21, а также деревянных и деревометаллических мостов определяется расчетным методом.
Грузоподъемность металлических мостов определяется из условия прочности главных ферм (балок), поперечных и продольных балок проезжей части.
Металлические главные фермы арочных и комбинированных
мостов не требуют проверки грузоподъемности, а главные фермы
балочных мостов пролетом, равным 40 м и более, допускают
пропуск любой техники, отвечающей мостам основной грузоподьемности, а пролетом, равным 50 м и более, отвечающей мостамповышенной грузоподъемности (дистанция между машинами не менее 25 м).
Грузоподъемность деревянных мостов определяется из условия прочности ферм (балок), поперечин, поперечных балок, прогонов, сваи и насадок (на смятие).
Прочность рабочего настила простейших деревянных мосток при сохранившемся защитном настиле и несущего настила металлических мостов не проверяется.
17.24. Для определения возможности пропуска реальных гусеничных и многоосных колесных нагрузок их давление принимается по фактической массе при длине опорной поверхности, равной расстоянию между осями поверхности, равно расстоянию между осями крайних катков или осями крайних колес. Давление осей тележки принимается с коэфициентом 1,05.
17.25. При определении грузоподъемности главных ферм (балок), продольных балок, а также свай (стоек) коэффициент не равномерности определяется по формуле:
KH=1+6e/b * n-1/n+1
где b -расстояние между осями крайних ферм (балок), а в опорах расстояние между осями крайних свай (стоек) или Т кустов свай; ' '
n-количество ферм (балок) в поперечном сечении моста для продольных балок в мостах с ездою поверху —суммарное количество главных ферм (балок) и продольных балок по ширине моста; для свай (стоек) — количество их в плоской опоре или количество кустов свай (стоек) в ряду башенной опоры;
e —эксцентриситет приложения нагрузки, в двухпутных мостах равный 0.75 м, а в однопутных определяемый по формуле:
e=(Вп.ч.-Вн)/2
где Вп.ч — ширина проезжей части;
Вн — расстояние между наружными краями колес или гусениц.
17.26. При определении грузоподъемности прогонов коэффициент неравномерности определяется:
для гусеничной нагрузки, а также для многоосной колесной нагрузки и тележки полуприцепа при железобетонной плите по формуле п. 17.25, для тележки полуприцепа при деревянном настиле на поперечинах по методике, приведенной в п. 16.14. с заменой данных по рабочему настилу данными по поперечине (в расчете принимается, что давление колеса распределяется на
1,2 поперечины).
17.27. Динамический коэффициент для металлических главных ферм (балок) принимается по формуле
1+μ=1+7.5/37.5+ι
где ι — пролет главной фермы (балки).
Для металлических продольных балок, прогонов и поперечных балок динамический коэффициент 1+ μ принимают равным 1.15, а для элементов деревянных мостов — 1.