Здоровьесберегающие технологии в дополнительной образовательной программе физического воспитания




Инструктор по физической культуре Тихомирова А.Ю.

Слайд 1. Проблема здоровья подрастающего поколения в настоящее время как никогда актуальна.

В 2019 году ГБУЗ ЯО «Областная детская клиническая больница» на базе детского сада № 3 «Лукошко» города Тутаева проводила обследование состояния здоровья дошкольников 3-7 лет. На основе отчета «Центра здоровья для детей», о проведенном обследовании, сделан вывод о том, что из 139 обследованных воспитанников полностью здоровы только 9 детей, а 130 имеют функциональные отклонения. Ожирение – 7 детей, избыток или дефицит массы тела – 20 и 14 воспитанников соответственно, отклонения в дыхательной системе – 25, изменения в анализах крови – 107 детей.

Приведенные на слайде данные можно объяснить тем, что дети все чаще ведут малоподвижный образ жизни, чему способствуют повсеместное распространением интернет – технологий, предпочтение родителей умственного развития физическому совершенствованию, отсутствие необходимых знаний о здоровом образе жизни и здоровьесберегающих технологиях среди широкой общественности. Именно потому привить ребёнку интерес к собственному здоровью и способам его укрепления необходимо уже в дошкольном возрасте.

Слайд 2. Основная цель ДОО, определяемая ФГОС ДО - охрана и укрепление здоровья детей. В соответствии с ней осуществляются различные направления работы по обеспечению физического развития и психологического комфорта детей, реализуются разнообразные здоровьесберегающие технологии.

Физкультурно-оздоровительная работа, направленная на сохранение здоровья детей.

1. Формирование базовых двигательных умений и навыков, определяющих степень физической готовности ребенка к школе.

2. Формирование представлений о здоровом образе жизни.

3. Развитие физических качеств и психических процессов, умственной сферы.

4. Ознакомление с видами спорта, Олимпийском движении, ВФСК ГТО.

5. Реализация индивидуального подхода к детям с различным уровнем развития, в том силе и физического.

Слайд 3. Одним из вариантов организации деятельности, способствующей решению поставленных задач, на наш взгляд, являются программы дополнительного физического воспитания дошкольников. Так на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 3 «Лукошко» в 2019 году был создан и успешно функционирует физкультурно-оздоровительный кружок «Олимпионик».

В ходе занятий мы формируем у детей понимание важности физических упражнений, ведь это - залог здоровья.

Физические упражнения не только совершенствуют двигательную сферу дошкольника, но и стимулируют его умственное развитие, способствуют накоплению эмоционального и волевого опыта, развивают чувство коллективизма, формируют умение действовать по правилам. Кроме того, специальные игры и упражнения развивают познавательные процессы и речь ребенка, осмысленное запоминание двигательных действий, умение самостоятельно принимать решения и активно действовать в меняющейся обстановке. Так как психофизические качества взаимосвязаны, через физическое воспитание достигается координация деятельности всех органов и систем организма. Неоценима роль физического воспитания и в приобретении новых знаний благодаря развитию памяти, речи, техники чтения, интеллекта. Не случайно древнегреческие мудрецы говорили: «Хочешь быть здоровым — бегай! Хочешь быть красивым — бегай! Хочешь быть умным — бегай!»

Слайд 4. План работы физкультурно-оздоровительного кружка «Олимпионик» построен на основе программы «Детский фитнес. Физкультурные занятия для детей 5 – 7 лет» Елены Владимировны Сулим. Данное учебно-методическое пособие соответствует ФГОС ДО и практико-ориентировано на инструкторов по физической культуре ДОО.

В пособии представлены календарно-перспективное планирование физкультурных занятий для старшей и подготовительной к школе групп, комплексы фитнес-тренировки, разработанные на весь учебный год с методическими рекомендациями. В приложении даются упражнения тренирующего характера (веселая зарядка), комплексы ОРУ, а также подвижные игры и игры малой подвижности.

Слайд 5. Кружок «Олимпионик» посещают воспитанники подготовительных к школе групп. Занятия проводятся один раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия 35 минут.

К занятиям в кружке приглашаются дети с высоким (или выше среднего) уровнем физического развития, имеющие основную группу для занятий физической культурой. Что соответствует принципу распределения детей по степени физической подготовленнос­ти в группы с различными уровнями двигательной активности. Показатели двигательной активности определяются в ходе мониторинга (педагогической диагностики), проводимого в начале учебного года, а так же на основании медицинского осмотра детей специалистами.

Поскольку кружковые занятия физической культурой несут дополнительную нагрузку на организм ребёнка и являются добровольными, мы предлагаем родителям (законным представителям) воспитанников в письменной форме заполнить соглашение на занятия ребёнка в кружке.

Слайд 6: Занятия по дополнительной образовательной программе физического развития в кружке «Олимпионик» помогают детям с высоким уровнем физического развития удовлетворять естественную потребность в движе­нии, обеспечивают развитие и тренировку всех систем и фун­кций организма ребенка через специально организован­ную, оптимальную физическую нагрузку; дают детям возможность демонстрировать свои двигательные умения сверстникам и учиться у них.

Задачи дополнительной образовательной программы физического развития:

· оптимизировать рост и развитие опорно-двигательного аппарата (формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия);

· совершенствовать физические способности (развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, скорость, координацию);

· развивать психические качества: внимание, память, воображение, умственные способности;

· развивать и функционально совершенствовать органы дыхания, кровообращения, сердечнососудистую и нервную системы организма;

· создавать условия для положительного психоэмоционального состояния детей;

· воспитывать умение выражать эмоции, раскрепощенность и творчество в движении;

· повышать интерес к занятиям физической культурой и спортом.

Слайд 7. Каждое занятие включает в себя теоретическую часть с показом презентаций, дидактическими играми и беседами о каком-либо виде спорта продолжительностью 5 - 7 минут. И практическую часть, в ходе которой дети осваивают элементы спортивных игр и физических упражнений, связанных с темой занятия. Практическая часть имеет традиционную структуру физкультурного занятия: вводную, основную и заключительную часть.

Занятия кружка «Олимпионик» разделены на блоки:

1. Ознакомление с Олимпийским движением

2. Зальные виды спорта.

3. Зимние виды спорта.

4. Летние виды спорта.

5. Водные виды спорта.

Слайд 8. Оптимизация двигательной деятельности детей с высоким уровнем физического развития в кружковой деятельности достигается за счет:

· проведения дополнительных занятий по физической культуре;

· рационального сочетания разных видов занятий и форм двигательной деятельности (различные направления оздоровительных видов гимнастики: ритмическая, аэробика, степ-аэробика, силовая, дыхательная), а также включения в структуру занятий элементов акробатики, спортивных игр, таких как теннис, волейбол, баскетбол, футбол.

· проведение занятий с элементами фитнеса, или фитнес - тренировки.

Слайд 9. Фитнес - это деятельность, направленная на повышение уровня здоровья и предполагающая множество видов физической активности, здоровый образ жизни. Фитнес-технология подразумевает сочетание различных спортивных упражнений, физкультурных занятий и прочих способов улучшения здоровья, укрепления организма.

Детский фитнес - хорошо продуманная детская физкультура, общеукрепляющая и формирующая жизненно важные навыки и умения. Это занятия с использованием разнообразного спортивного инвентаря, которые укрепляют мышцы ребенка, повышают способность ориентироваться в пространстве, развивают координацию и ловкость движений, чувство ритма, гибкость и пластичность, внимание и быстроту реакции.

В ДОО занятия фитнесом можно организовать как прекрасное дополнение к основным образовательным программам физического воспитания. Таким образом, решаются оздоровительные задачи физического воспитания, осуществляется индивидуально-дифференцированный подход, учитываются психические особенности детей. Поскольку на занятиях по фитнес -тренировке рационально сочетаются разные виды и формы двигательной деятельности, самое главное — вызвать у детей интерес к выполнению упражнений. Занятия для детей должны быть не принудительной обязанностью, а интересной формой деятельности.

Слайд 10. В занятия кружка «Олимпионик» я включаю несколько направлений детского фитнеса:

«Зверобика» — аэробика подражательного характера, веселая и интересная маленьким детям; развивает воображение и фантазию.

• «Лого-аэробика» — физические упражнения с одновременным произношением звуков и четверостиший; развивает координацию движений и речь ребенка.

• Step by step — освоение навыков равновесия, обучение правильной ходьбе, развитие мелкой моторики.

• Ваву тор — упражнения на укрепление свода стопы, незаменимые для детей с развивающимся плоскостопием.

• Упражнения с фитболом — гимнастика на больших разноцветных мячах, которая развивает опорно-двигательный аппарат малыша.

• Ваву games — подвижные игры, всевозможные конкурсы, эстафеты (важно для меланхоликов и флегматиков) и упражнения на развитие внимания и мелкой моторики.

• Детская йога — благотворно влияет на психоэмоциональное состояние. Если ребенок неусидчив, гиперактивен, йога поможет научиться сдержанности.

• First step — занятия на освоение навыков равновесия, развитие памяти, речи, мелкой моторики.

Благодаря разнообразию применяемых на занятиях кружка средств и методов физического развития, форм организации физического воспитания каждое занятие — своего рода «оздоровительная процедура» и вместе с тем активный отдых, поскольку движение, физическая нагрузка приносят «мышечную радость». позволяет детям чувство­вать себя социально комфортно по отношению к другим, а осво­ение двигательных умений дает возможность самовыражения.

Слайд 11. Осуществляем взаимодействие с родителями воспитанников. Инструктор по физической культуре проводит консультации как в традиционных формах: наглядная информация на стенде, папки – передвижки в групповых комнатах, беседы с родителями, так и с помощью современных информационных технологий: в родительских группах и сообществах в социальных сетях, в мессенджерах. Благодаря возможности онлайн - консультаций родители имеют возможность оперативно получать информацию о развитии их детей, формах организации занятий. Так же родители могут посетить интерактивные выставки фотографий с наших занятий. А благодаря обучающим видео – заниматься физической культурой с детьми на прогулке и в домашних условиях.

Опыт работы деятельности нашего кружка транслируем не только на сайте образовательной организации, но и в средствах массовой информации – сообществах в социальных сетях, на портале «Массовый спорт» и в городских пабликах.

Слайд 12. По результатам мониторинга за прошлый год мы можем сделать следующие выводы:

Дети, посещавшие кружок «Олимпионик» показывают высокий уровень физической подготовленности по результатам педагогической диагностики. Справляются с нормативами комплекса ВФСК ГТО «Младше всех», нормативами «Здоровое поколение». Дети и родители активно участвуют в спортивных и физкультурных массовых мероприятиях города и района.

В ходе занятий, дети не только знакомятся с Олимпийским движением, но и могут определить для себя понравившиеся им вилы спорта для того, чтобы продолжить заниматься ими в спортивных секциях и кружках города. Так 74 процента детей в настоящее время стали воспитанниками ДЮСШ № 1 и ДЮСШ № 4, посещают различные спортивные секции.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: