Памятникам погибшим матросам и ликвидаторам




Первый советский подводный корабль-ракетоносец К-19

 

Сегодня я хотел бы поговорить с вами о такой советской субмарине как К-19 Что же необычного в этой подлодке? Подводная лодка К-19 - это первый советский ракетоносец с атомной установкой который сошел со строительных стапелей Северодвинска в феврале 1960 года и был взят на вооружение ВМФ СССР. Цепь драматических происшествий в которые была вовлечена советская атомная лодка десятилетиями была тайной за семью печатями, но в 90-е годы, когда страна, как один большой бездарно управляемый корабль стремительно шла ко дну, кому приходило в голову хранить военные сереты, которые уже давно были известны спецслужбам Запада?

Гаджиево

В 3 часах езды от Мурманска вдоль 30 меридиана стоит продуваемый морскими ветрами поселок Гаджиево. Берег Баренцева моря, вообщем относительно ровный, в этом месте разрезан бухтой, представляющей особый стратегический интерес. В этой глубокой бухте дислоцировалась крупнейшая на Кольском полуострове база атомного подводного флота, которая и стала местом дислокации новинки советского оружия.

Лодка заслуживает того, чтобы рассказать о ней по подробнее: в длину судно достигало 150м, в высоту 28м. Вообразите себе 6-ти подъездный 9-ти этажный дом, плывущий под водой и вы получите представление об этой подводной лодке, которую обслуживал экипаж из 115 человек. Из вооружения она несла 20 атомных боеголовок каждая из которых могла превратить в груду оплавленных развалин такой город, как например Нью-Йорк и 6 противолодочных торпед.

С первых же лет плавания корабль постоянно преследовали трагедии и неудачи. Первая из них произошла в июле 1961 года, тогда в атомном реакторе случилась микроскопическая течь, стоившая жизни 15 матросам, которые скончались от дозы радиации превышающей норму в 17 раз. Авария была устранена, но не один из участвовавших в её ликвидации не вернулся домой.

Памятникам погибшим матросам и ликвидаторам

аварии реактора 4 июля 1961 год а

 

В последующие годы плавание этого корабля приходило с переменным успехом, хотя если говорить о везении, то оно заключалось в том, что он разве что не затонул. Подобных случаев ему корабельная судьба предоставила немало, последний из которых имел место в ноябре 1969 года в Северном Ледовитом Океане, когда К-19 едва ли не лоб в лоб столкнулась с американской субмариной "USS Gato" Это произошло в 200 сильной советской зоне, что послужило причиной гневной дипломатической ноты, направленной советским правительством в Вашингтон. Только позже стало известно командовавший торпедным отсеком американской субмарины счёв столкновение с К-19 намеренным тараном, пытался торпедировать советскую подлодку, однако капитан корабля вовремя отменил его приказ.

Пока в высших кругах обменивались претензиями, сваливая ответственность друг на друга, лодки ремонтировались стоя в доках. Чудом уцелев после столкновения оба подводных корабля своим ходом дотащились до ближайших баз, причем советской субмарине повезло больше, она смогла вернуться в родную гавань, американская же подлодка ремонтировались в Норвегии, что обошлось Соединённым Штатом, что называется, "в копеечку" В конце сентября 1970 года лодка вышла из ремонтных доков и благополучно пройдя ходовые испытания и вновь отправилась в плавание.

Однако 24 февраля 1972 года в водах Атлантического океана на траверсе Канарских островов случилилось самое страшное ЧП в истории корабля, которое переросло в катастрофу, унесшую жизнь 28 матросам и 2 спасателям.

Далее ход событий:

Вечером 24 февраля, когда до отхода ко сну оставалось несколько минут, вместо привычной и любимой команды "Отбой" вдруг взревела сирена аварийного оповещения. Корабль шел в это время курсом на юг на глубине около 100м. Поспешивший в боевую рубку капитан I ранга услышал шокирующую новость: в 9 отсеке бушевал пожар. В результате произошедшего в отсеке сильнейшего замыкания, которое подобно дуге электросварки ударило в борт. На беду именно в этом месте проходили магистрали высокого давления; воздушная и масляная. Пламенем замыкания словно ножом перерезало оба трубопровода и масло тут же воспламенилось. Струя воздуха в 200 атмосфер бившая из соседнего поврежденного магистрали раздувал огонь, обращую форсунку, в которую одновременно подавалась и топливо и воздух. В результате этого в считанные минуты отсек заполнился ревущей стихией. Через отдушины которые матросы не успели задраить огонь перекинулся в соседние отсеки и пожар принял форму катастрофы, в добавок ко всему команду на всплытие корабль не выполнял. Матросы в соседних отсеках погибли от пламени или задохнулись продуктами горения при попытке остановить пожар. Часть команды (12 человек) была блокирована в 10 отсеке, т.к из-за высокой температуры пожара высокопрочные люки переборки деформировались и больше не открывались, из-за чего они не могли выбраться даже в выгоревшую дотла 9 секцию. Во время пожара они спаслись только тем,что бесперебойно поливали стенку 9 отсека водой. Стена шипела и окутавала помещение клубами пара, но это помогло предотвратить пожар в их отсеке. Света не было и в 23 дня они провели в темноте, не считая света корманого фонаря и имея скудные запасы еды из матросских" заначек" в виде чая, сгущенки и квашеной копусты.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: