Программа социологического исследования. (Общий обзор)




Программа социологического исследования содержит всестороннее теоретическое образование методологических подходов и методических приемов изучения определенного явления или процесса. Программа является обязательным документом методологического исследования.

Прежде всего, разработка программ нужна самому исследователю. Нужно разработать грамотные инструментарий, анкету, пройти все методологические пункты разработки. Программа нужна для вторичного анализа данных социологического исследования.

Любое исследование начинается со вторичного анализа уже проведенных ранее исследований по данной теме.

Программа состоит из следующих стандартных разделов:

1) Формулировка и обоснование проблемы исследования

2) Формулировка объекта, предмета, цели и задачи исследования

3) Логический анализ основных понятий

А) интерпретация понятий (концептуализация понятий)

Б) операционализация понятий

4) Выдвижение гипотез исследования

Методологическая часть предполагает опору на уже ранее разработанные знания. Методическая часть полностью зависит от самого исследователя. Методическая часть всегда вытекает из методологической части. Методологическая часть - определение обследуемой совокупности, характеристику используемых методов сбора первичной социологической информации, логическую структуру инструментария для сбора этой информации, логические схемы ее обработки на ЭВМ.

Первый пункт программы: обоснование проблемы исследования.

Любое социологическое исследование стоит очень дорого. В основе социологического исследования всегда лежит какая-либо социальная проблема. Поставленная самой жизнью противоречивая ситуация, носящая массовый характер, затрагивающая интересы тех или иных социальных институтов, социальных групп, называют социальной проблемой.

Типология социальной проблемы:

1) Гносеологическая проблема (проблема, вызванная недостатком информации о состоянии, тенденциях изменения важных с точки зрения управленческих функций)

2) Предметные проблемы (противоречия, вызванные столкновением интересов тех или иных групп населения, социальных институтов, дестабилизирующих их деятельность, побуждающая к активной деятельности)

По своему носителю проблема может представлять собой противоречие, затрагивающее интересы отдельной социальной, национальной, профессиональной, политической и иной группы, социального института, конкретной организации, гос.учреждений, учебных учреждений, и т.д.

По масштабам построения социальная проблема может быть общегосудаственной, региональной, или носить местный характер.

По времени действия. Проблема может быть краткосрочной, среднесрочной и длительной. (Проблема девиантного поведения, жилищная проблема)

По глубине противоречий (одноплановые – проблема, которая затрагивает одну сторону процесса или явления; системная проблема - проблема, которая выражает дисбаланс какой-либо социальной системы)

3) Проблема функционального характера

Алгоритм выполнения работы по написанию обоснования проблемы исследования:

1) Формулировка темы

2) Обращаемся к предметному каталогу библиотеки

3) Выбор социологической парадигмы, с которой вы собираетесь работать

4) Поиск малоизученного направления по этой теме

Обоснование проблемы исследования – самая объемная часть исследования (10-15 стр.) Указать какие авторы изучали проблему, сделать ссылки на источники, в конце обоснования проблемы исследования прийти к выводу, что осталось неизученным.

 

 


6. Методология социологического исследования.

Методологией называют систему принципов науч­ного исследования. Именно методология определяет, в какой мере собранные факты могут служить реальным и надежным основанием знания.

Понятие "методология"собира­тельный термин, имеющий различные аспекты. Всеоб­щая научная методология включает универсальные принципы развития научного знания (например, логи­ческого анализа, осуществления научного эксперимен­та...). Общесоциологическая методология, функцию ко­торой выполняет социологическая теория, дает указа­ния относительно принципиальных основ разработки частных социологических теорий в соотношении с их фактуальным базисом. Последние же, в свою очередь, содержат особые методологические функции, выступая в качестве прикладной логики исследования данной предметной области.

Понятие "методология" употребляется и в значении системы приемов исследования, например измерения со­циальных характеристик. Основная проблема, которая здесь ставится, — вопрос о соотношении между теорией и эмпирическими данными, между различными уровнями научного обобщения.


7. Логический анализ основных понятий.

Логический анализ основных понятий состоит из двух взаимосвязанных процедур:

1) Интерпретация (концептуализация) основных понятий. Они сводятся к тому, что мы даем определение всем понятиям, которые содержатся в объекте, предмете и цели исследования. Для этого рекомендуется использовать словари, энциклопедии, монографии. В крайнем случае, какие-то определения вы даете сами.

2) 2) Операционализация понятий. Перевод понятия из теоретической в практическую плоскость.


8. Виды шкал. Типичные ошибки при разработке шкал.

Три типа шкалы:

1) Номинальная шкала

2) Ранговая шкала (порядковая)

3) Интегральная

Социологические аргументации основаны на субъективных индикаторах, выражающих отношение респондента к чему-либо, или к кому-либо.

Номинальная шкала устанавливает отношения равенства между явлениями, которые включены в один класс. Может быть двух видов:

Например: укажите, пожалуйста, на каком фак-те МПУ вы учитесь + дается перечень фак-тов, которые не обязателен – это пример шкалы с ограниченным количеством признаков.

Как вы провели свой выходной день? – открытый вопрос.

Ранговая (порядковая) шкала устанавливает отношения равенства между явлениями в каждом классе и отношения последовательности в понятиях больший или меньший между всеми без исключений классами. С помощью ранговой шкалы измеряется большинство социальных явлений. Позиции ранговой шкалы располагаются в строгом порядке от наиболее к наименее значимой, и наоборот. Кроме того, они располагаются симметрично. Т.е, число позиций с положительными значениями должно соответствовать числу с отрицательными значениями. А между ними вводится позиция с нулевым значением. Ранговая шкала имеет иной вид. Например, можно ранжировать предпочтения занятий свободного времени. Вопрос для респондента можно сформулировать следующим образом: приведенные ниже занятия расположите от наиболее предпочтительным для Вас к наименее предпочтительным. Чтение, занятия спортом, кино. Здесь объекты должны быть определены по рангам. Если чтение стоит на 1-м месте, а кино на 2-м, значит чтение предпочтительнее. Особенность ранговой шкалы заключается в том, что интервалы между рангами не равны.

Интервальная шкала – не просто дает нам возможность измерить больше или меньше, а позволяет во сколько раз одна позиция больше или меньше другой позиции. Она устанавливает сроки и числовые соотношения между позициями. Она может быть применена к небольшому количеству признаков: возраст, стаж работы, уровень дохода, и т.д. Позиции в такой шкале могут быть расположены равными или неравными интервалами, в зависимости от цели нашего исследования.

Шкалы имеют свои характеристики. Они должны удовлетворять особым требованиям, которые характеризуют такие показатели, как:

· Валидность шкалы

· Полнота шкалы

· Чувствительность шкалы

Валидность шкалы.

Валидность выражается в том, что используемая шкала измеряет именно то свойство или качество, которое исследователь намерен измерить.

Ответы должны по логике соответствовать вопросу.

Например, хотят измерить активность населения в предстоящих выборах, а задают вопрос: Как вы относитесь к проведению предстоящих выборов?

1) Положительно

2) Затрудняюсь ответить

3) Отрицательно

Происходит нарушение валидности, т.к. хотят измерить активность, а спрашивают об отношении. Он может хорошо относиться к выборам, но принимать участие не будет. Поэтому следовало задать вопрос: Будете ли вы принимать участие в предстоящих выборах?

1) Да, непременно

2) Затрудняюсь ответить

3) Определенно нет

Нарушение валидности очень распространенная ошибка в разработке анкеты. Нередко эта ошибка выясняется при пилотажном исследовании.

Полнота шкал.

Она предполагает, что в вариантах ответа на вопрос учтены все возможные значения индикатора.

(Как вы любите проводить свое свободное время?) Самое простое решение – сделать вопрос полуоткрытым, но оно не является самым правильным. Лучше всего поступить следующим образом: во время пилотажа выясняют именно те занятия, которые свойственны данной аудитории.

Чувственность шкалы.

Чувственность шкалы - это ее способность выявить отношение респондента к изучаемому явлению с той или иной степенью дифференциации. Число позиций шкалы определено самим исследователем. Чем шкала больше, тем она чувствительнее.

(Удовлетворены ли вы качеством обслуживания в этом магазине?)


9. Исследовательская гипотеза в программе исследования.

Гипотеза - это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо фактов явлений или процессов, которые надо подтвердить или опровергнуть.

Гипотеза – утверждение о противоречивости или соответствии информации, обратной в данном исследовании.

Типология гипотез.

Гипотезы бывают первичные и вторичные. Первичные гипотезы выдвигаются в самом начале исследования. Вторичные – после проведения пилотажа.

Гипотезы могут быть основными и дополнительными. Основные относятся к основному объекту исследования. Дополнительные – к дополнительному объекту исследования.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: