в социальной сфере и экономике»




Очн. Ускор.

Тезисы к лекции по теме «Государственное регулирование

в социальной сфере и экономике»

Дата проведения – 09. 06. 2020г. Время - 2 часа.

План лекции

1. Государственное регулирование в области науки и образования.

2. Общая характеристика государственного регулирования в области культуры.

3. Общая характеристика государтвенного регулирования в сфере экономики.

Социальная сфера государственного управления включает такие отрасли, как образование, наука, культура, здравоохранение, физическая культура и спорт, социальное обслуживание населения. Экономика – это комплексная сфера государственного управления, включающая такие отрасли, как промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, использование природных ресурсов, внутренняя и внешняя торговля. В связи с изменениями, которые произошли в жизни общества после принятия ныне действующей Конституции РФ, закрепившей рыночные механизмы, изменнинились формы и методы государственного вляиния на предприятия и учреждения, функционирующие в названных отраслях. Поэтому целесообразно говорить не о государственном управлении, для которого в большей степени характерно использование методов прямого воздействия, а о государственном регулировании, в основе которого в значительной степени лежат косвенные методы, направленные на создание стимулов, побуждающих к совершению определенных действий. Необходимо обратить внимание на систему органов исполнительной власти, осуществляющих государственное регулирование в названных отраслях, а также на их функции и основные полномочия.

 

1. Образование - целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся определенных государством образовательных уровней.

Право на образование закреплено в Констиуции РФ. Оно осуществляется на основе доступности, т.к. кроме высшего образования является бесплатным. Высшее образование может быть получено на бесплатно только на основе конкурса. При этом основное общее образование (9 – классное) является обязательным.

В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни образования: основное общее образование, среднее (полное) общее образование, среднее профессиональное образование, высшее профессиональное образование (бакалавриат, специалитет, магистратура), дополнительное образование.

Данные уровни образования могут быть достигнуты государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждениях на основе государственных образовательных стандартов, которые представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации образовательных программ соответствующего уровня. Стандарты должны обеспечить единство образовательного простарнства приемственность образовательных программ.

Правом на оказание образовательных услуг имеет государственные и негосударственные (муниципальные, частными, а также создаваемые общественными и религиозными объединениями) образовательные учреждения, прошедшие государственную аккредитацию.

Регулирование в сфере образования отнесено к совместному ведению РФ и ее субъектов, определенные функции в этой сфере реализуют органы местного самоуправления. Полномочия указанных органов определены в федеральном законе от 29. 12. 2012г. «Об образовании в Российской Федерации»

Федеральные органы исполнительной власти:

-разрабатывают и обеспечивают проведение единой государственной политики в сфере образования;

- создают, реорганизуют и ликвидируют государственные образовательные учреждения;

- осуществляют лицензирование образовательной деятельности (в сфере высшего образования);

- проводят аккредитацию образовательных учреждений высшего образования;

- обеспечивают прогнозирование и планирование подготовки кадров и требований, предъявляемым к ним;

- осуществляют контроль за деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере образования и т.д.

К их числу относятся Министерство просвещения РФ, Министерство науки и высшего образования РФ, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки.

Министерство просвещения РФ действует на основе Положения о нем, утвержденном постановлением Правительства РФ от 28. 07.2018г. осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего и среднего профессионального образования, дополнительного образования детей и взрослых, а именно:

- разрабатывает федеральные государственные образовательные стандарты для названных уровней образования;

- утверждает федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию при осуществлении образовательного процесса;

- определяет порядок осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и т.д.

Министерство науки и высшего образования РФ, действующее на основании положения, утвержденного постановлением Правительства от 15. 06. 2018г., осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики в сфере высшего образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий, интеллектуальной собственности и др. Министерство разрабатывает перечни специальностей и направлений подготовки высшего образования, определяет порядок деятельности высших образовательных учреждений и критерии эффективности их деятельности, порядок приема в ВУЗы, порядок проведения итоговой государственной аттестации и др.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки выполняет комплекс функций по контролю за организацией образовательного процесса во всех образовательныхт научных учреждениях независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности. Ее статус определен положением, утвержденным Правительством РФ от

Основными задачами данного органа исполнительной власти в сфере образования и науки являются контроль и надзор:

- за исполнением законодательства в области образования, науки, молодежной политики;

- за качеством подготовки выпускников образовательных учреждений;

- лицензирование и государственная аккредитация образовательных и научных учреждений;

- рассмотрение вопросов о присвоении ученых степеней и званий и др.

Существенную роль в управлении образованием играют другие федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых имеются образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования (Минобороны, МВД, Минздрав, МИД и др.).

К полномочиям органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере образования относятся:

- разработка и реализация региональных программ развития образования с учетом социально-экономических, лемографических и других особенностей, присущих конкретному региону;

- создание, реорганизация и ликвидация образовательных организаций соответствующего подчинения;

- лицензирование их деятельности,

- контроль за исполнением государственных образовательных стандартов;

- финасовое обеспечение денятельности образовательных учреждений регионального подчинения и др.

- относятся также органы исполнительной власти субъектов РФ и муниципальных образований, которым в соответствии с Конституцией РФ переданы некоторые полномочия в данной области.

С образованием тесно связана научная деятельность (наука).т.е деятельность направленная на получение новых знаний. Различают фундаментальные и прикладные научные исследования. Фундаментальные - направлены на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей среды. Прикладные – на применение норвых знаний для достижения практических целей и реализации конкретных задач.

Правовую основу государственного регулирования в сфере наукки составляет федеральный закон от 23 августа 1996г. «О науке научнр-технической политике», в соответствии с которым основными направлениями деятельности органов государства в рассматриваемой сфере являются:

- организация научнорго прогнозирования, выбор приоритетных направлений развития науки и техники в РФ;

- формирование и реализация научно – технических программи проектов;

- формирование научно – технической деятельности за счет федеравльного бджета бюджетов субъектов РФ;

- лицензированиек отдельных видов научно – технической деятельности;

- контроль за подготовкой научных кадров;

- формирование рынков научно – технической продукции;

- совершенствование организации внедрения результатов научно - исследовательской деятельности в практику.

Реализация названных функций возложена на Министерство науки и высшего образования РФ и Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки.

Значительную роль в организации научной деятельности играет Российская академия наук, действующая на основе федерального закона от 27 сентября 2013г. «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Академия наук это – федеральное бюджетное учреждение призванное:

- проводить фундаментальные и прикладные научные исследованияпо важнейшим проблемам естестественных, гуманитарных и общественныхнаук;

- координировать научные исследования, проводимые научными учреждениями и образовательными организациями за счет средств федерального бюджета;

- осуществлять экспетризу научных исследований, проводимых научными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти;

- обеспечивает методическое руководство проведением научных исследований иными научных учреждений и др.

- распространение научных знаний, повышение престижа науки;

- содействовать повышению статуса и социальной защищенности научных работников.

Российская академия наук действует на основе Устава, который принимается общим Собранием академии и утверждается Правительством РФ.

В состав Академии входят российские ученые, имеющие значительные достижения в различных отраслях научных знаний (академики, члены-корреспонденты), а также могут входить иностранные ученые. В структуры академии входят научные центры, региональные отделения. Высшим органром управления является обшее собрание членов Академии, в период между собраниями функции управления выполняют Президиум Академии и Президент академии наук.

 

2. Культура как особый вид творческой деятельности включает сохранение, создание, распространение, освоение культурных ценностей. Согласно Конституции РФ каждый гражданин имеет право на участие в культурной жизни общества и пользование культурными учреждениями. Государство при этом гарантирует каждому свободу литературного, художественного, научного и других видов творчества.

Конституцией РФ вопросы культуры отнесены к совместному ведению России и ее субъектов.

Важное место в системе органов управления культурой занимает Министерство культуры РФ, которое в соответствие с положением от 20.06.20911г. осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, искусства, историко-культурного наследия, кинематографии, авторского права и смежных прав. А также управление государственным имуществом и оказанием государственных услуг в названных сферах деятельности.

К компетенции министерства относятся:

- разработка и реализация федеральных целевых программ развития культуры и искусства, в том числе кинематографии;

- определяет порядок формирования музейного фонда РФ, а также порядок деятельности музеев, перечень перемещенных культурных ценностей, не подлежащих передаче иностранным государствам, международным организациям и вывозу их из РФ;

- ведет единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории культуры народов РФ);

- осуществляет функции по управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере культуры и кинематографии.

В субъектах РФ действуют органы управления различных организационно-правовых форм (министерства, департаменты, управления), к ведению которых относятся осуществление федеральной политики в области культуры, разработка на ее основе и реализация региональных программ сохранения и развития культуры, финансовое и материально-техническое обеспечение, создание, реорганизация и ликвидация учреждений культуры, информационное обеспечение культурной деятельности и т.д.

Органы местного самоуправления организуют на своей территории библиотечное обслуживание населения, создают условия для организации досуга, обеспечения жителей услугами организаций культуры, формируют фонды развития культуры, принимают нормативы финансирования культуры и т.д.

При рассмотрении названного вопроса обратите внимание на Основы законодательства РФ о культуре, которые были приняты верховным Советом РФ 09.10.1992г. В данном правовом акте определены основные права граждан в сфере культуры, а также вопросы взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов субъектов РФ и местного самоуправления в указанной сфере.

3. Экономика – это комплексная сфера государственного управления, включающая такие отрасли, как промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, использование природных ресурсов, торговля внутренняя и внешняя.

Реформирование экономической системы общества свидетельствует о том, что без участия государства ее реализация невозможна. В то же время на современном этапе правильнее говорить не о государственном управлении в сфере экономики, а о государственном регулировании, которое включает:

- нормативное регулирование путем установления общих правил;

- контроль за исполнением правовых норм, регулирующих определенные отношения в различных отраслях экономики;

- координацию участников экономической деятельности;

- определение приоритетных направлений структурной политики в сфере экономики;

- содействие ее успешному осуществлению;

- развитие государственной контрактной системы (государственных заказов;

- регистрацию, лицензирование, сертификацию, аккредитацию.

Таким образом, государственное регулирование направлено на создание благоприятных экономических, правовых и организационных условий деятельности предприятий и организаций различных форм собственности. Оно не предполагает вмешательства государственных органов в производственную и финансово-хозяйственную деятельность предприятий, кроме случаев, прямо предусмотренных законодательством.

Важная роль принадлежит государству в развитии конкуренции и ограничении монополизации отдельных отраслей экономики. Правовую основу деятельности в этой сфере составляют федеральные законы от 26. О7.2006г. «О защите конкуренции» и от 17.08. 1995г. «О естественных монополиях». В соответствии с которыми основными методами которые использует государство являются:

- ценовое регулирование посредством определения предельного уровня цен (тарифов) на отдельные товары или виды услуг;

- определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, с учетом необходимости защиты прав граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы.;

- контроль за соблюдением законодательства субъектами монополистической деятельности.

Основным органом, осуществляющим реализацию данной деятельности, является Федеральная антимонопольная служба.

В осуществлении государственного регулирования принимают участие органы законодательной власти, органы исполнительной власти общей компетенции (Правительство РФ, Министерство экономического развития РФ), федеральные органы исполнительной власти отраслевой и межотраслевой компетенции.

В сфере промышленности и энергетики функции государственного регулирования осуществляют Министерство промышленности и торговли, Министерство энергетики, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору и др.

В сфере сельского хозяйства функции регулирования осуществляют Министерство сельского хозяйства, Федеральная служба по ветеринарии и фитосанитарному надзору, Федеральное агентство по рыболовству.

Государственное регулирование в сфере транспорта осуществляют Министерство транспорта, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, Федеральное агентство воздушного транспорта, Федеральное дорожное агентство, Федеральное агентство железнодорожного транспорта, Федеральное агентство морского и речного транспорта.

Управление использованием природных ресурсов осуществляет Министерство природных ресурсов и экологии, Федеральная служба гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство по недропользованию, а также Федеральное агентство лесного хозяйства.

Функции межотраслевого регулирования в сфере финансовой деятельности осуществляют Министерство финансов, Федеральная налоговая служба, Федеральное казначейство. Определенные функции в данной сфере реализуют Центральный банк РФ и Счетная палата РФ.

 

Одним из важных направлений экономической политики государства является развитие внешнеэкономических связей.

Согласно Конституции России к предметам ведения РФ относятся внешнеэкономические отношения нашей страны, определение порядка продажи и покупки оружия, военной техники. К совместному ведению РФ и ее субъектов относится координация внешнеэкономических связей субъектов РФ.

Правительство РФ разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического сотрудничества, осуществляет общее руководство таможенным делом, руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях РФ с иностранными государствами, осуществляет регулирование и контроль в сфере внешнеэкономической деятельности.

Отдельные функции в рассматриваемой сфере деятельности осуществляют Министерство промышленности и торговли, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю.

Важной составной частью названного направления деятельности является организация таможенного дела, которое включает:

- таможенную политику;

- порядок и условия перемещения через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств;

- таможенные платежи;

- таможенное оформление;

- таможенный контроль.

Правовую основу составляет Таможенный кодекс РФ, Таможенный кодекс Евразийского экономического союза и другие правовые акты.

В систему органов, осуществляющих функции в сфере таможенного дела, входят Федеральная таможенная служба, региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты.

При рассмотрении вопросов государственного регулирования в сфере экономики необходимо обратить внимание на то, какие органы исполнительной власти осуществляют эту деятельность и какие функции они реализуют.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: