Организация проектной деятельности в «Эпишколе»




Опыт изменения классно-урочной системы.

Место межпредметных погружений и проектной деятельности в образовательной программе школы.

Крупская Надежда Степановна

-заместитель директора, учитель истории и обществознания,

Образовательный центр «Участие», Санкт-Петербург.

 

Образовательный центр «Участие» («Эпишкола») это небольшая частная школа, которая работает в режиме эксперимента[1] и старается отвечать вызову времени. Педагоги школы моделируют инновационное образовательное пространство, в котором есть место проектной деятельности, интегративным погружениям и индивидуальному сопровождению образовательной деятельности учащихся. Образовательная программа проектируется так, чтобы ученики имели возможность выстраивать свое образование по четырем основным направлениям: учиться учиться, учиться делать, учиться взаимодействовать, учиться жить.

В нашей школе:

• не ставят отметок, но есть зачеты и магистрат (другая система оценивания);

• у каждого ученика есть куратор, который определяет формы и способы работы в зоне ближайшего развития ребенка;

• наряду с классно-урочной формой обучения проводятся интегративные погружения и выезды;

• в учебный план включена проектная деятельность учащихся;

• идет апробация инклюзивного образования.

Опыт изменения классно-урочной системы.

Опыт нашей школы показывает: если нельзя отказаться целиком от классно-урочной системы, то можно менять её постепенно. «Задать ритм» раз в неделю, в месяц, четверть, полугодие встраивать в расписание другие не урочные формы деятельности.

Ритм Курс/предмет/деятельность Кол-во часов Форма
неделя Я познаю мир 3 часа погружение
Проектная деятельность 2 часа сам. работа
месяц История и культура Санкт-Петербурга 4 часа   образовательное путешествие
Геометрия 4 часа погружение
Химический практикум 4 часа практикум
Обществознание 6 часов погружение
четверть Погружение 3 дня 18 часов погружение
полугодие Выезд – межпредметное интегративное погружение 5 дней 70 часов выезд

Организация проектной деятельности в «Эпишколе»

Проектная деятельность учащихся является одним из основных элементов образовательной программы нашей школы. В расписании уроков выделено 2 часа в неделю. (Общее количество 60 часов в год) Это вариативная часть школьного компонента.

Проект - это когда:

1) ребенок принимает активное участие в установлении цели проекта, осознаваемой им и соответствующей его интересам; самостоятельно (вместе с кем-либо) планирует и реализует работу; анализирует свою деятельность и результаты.

2) в основе проекта должна лежать какая-то реальная проблема; результат его реализации должен быть нужен кому-то еще кроме самого автора; в результате проекта, должен быть достигнут какой-то результат, новый для других людей.

3) в итоге проекта должен получаться конкретный продукт и должна быть общественная «публикация» итогов проектов - выставка, общественная защита проектов, сборник материалов, доклад, музыкально-литературная композиция...

 

Важно, чтобы:

1) работа по выполнению проекта была действительно интересна ребенку, положительно эмоционально окрашена.

2) работа по выполнению проекта способствовала расширению познавательного интереса учеников (а в идеале и учителя), требовала использования минимально необходимых знаний и привлечения более широкого поля знаний, дополнительных источников.

Ребята - участники проекта, получат:

- навык выполнения проектной работой;

- возможность творчески реализоваться и получить дополнительные знания в интересующей их области;

- возможность приобретения навыков работы на компьютере (использования других современных технических средств), что на сегодня является одним из социально-важных навыков;

- квалифицированную помощь руководителей (кураторов) проекта в планировании, организации и осмыслении своей деятельности;

- опыт общения с социальными институтами и различными людьми, в том числе, специалистами в разнообразных областях человеческой деятельности;

- опыт включения в активное сотрудничество с внешним миром.

 

В нашей школе в основном мы выделяем 4 типа проектов: прикладной, познавательный, творческий и социальный.

Таблица 1.Типы проектов

Тип проекта Основной вид деятельности учащегося Возможный результат
Прикладной Умею или хочу научиться, что-то делать Модель, макет, прибор для демонстрации опыта, выставка работ, поделка, костюм, кукла и др..
Познавательный   Интересно узнать, хочу рассказать другим Презентация, таблица, плакат, публичная лекция, реферат, издание собственной книги и др.
Творческий Умею и хочу создавать, что-то … Издание газеты, журнала, выставка творческих работ, оформление учебного кабинета, спектакль и др.
Социальный Хочу сделать, что-то нужное для других. Проведение мастерской, студии, погружения; изготовление костюмов к спектаклю; сценарий праздника; создание необходимого оборудования; и др.

Ребята могут выполнять как коллективный, так и индивидуальный проект. Есть проекты, которые ребята выполняют для получения зачета по предмету, после завершения изучения темы.

Проектный комитет

Для организации проектной деятельности в школе создан проектный комитет, который состоит из 3 педагогов. В задачи проектного комитета входит:

· создание необходимых условий для организации проектной деятельности учащихся (расписание, сопровождение, обеспечение техническими и иными ресурсами, предъявление результата);

· обучение учащихся навыкам проектной деятельности (постановка достижимой цели, планирование собственной деятельности, доведение замысла до результата);

для старших школьников: анализ цели, составление «зеркала прогрессивных задач», SWOT-анализ проекта, поиск необходимых ресурсов, анализ альтернатив и рисков, организация работы в условиях дефицита ресурсов.

· создание ситуации успеха.

Члены проектного комитета принимают заявку и утверждают тему проекта, выделяют необходимые ресурсы, контролируют работу, организуют и проводят предзащиту проектов, принимаю решение о формате выступления на школьной конференции, организуют проведении публичной защиты и экспертной оценки, проводят награждение участников. Для тех, кто незнаком с проектной деятельностью, проводят специальное вводное занятие.

Организация сопровождения проекта.

У каждого учащегося есть руководитель проекта. Им может быть учитель предметник или куратор учащегося. Если куратор не специалист в выбранной предметной области, то назначается учитель-консультант. Руководителя проекта ребенок выбирает сам.

Принципы работы руководителя проектов

• не давать готовых знаний и решений;

• не подменять детский замысел своим собственным, но строить практику согласования замыслов;

• создавать условия для успешности каждого ребенка, от интереса к познавательной деятельности от проектирования к проекту;

Руководитель проекта, как правило, помогает ученику организовать самостоятельную работу; советует источники получения информации; рекомендует подходящую форму предъявления результата; согласовывает замыслы ученика и его возможности с возможностями школы, дает обратную связь. Помогает ученику на каждом этапе работы над проектом.

Таблица.2 Этапы работы над проектом

Этапы Содержание Результат
Предпроектный (что хочу) Замысел, исследование как это можно сделать, определение альтернативы Постановка цели, идеальный образ результата
Проектный (как это сделать) Определение объема работы и планирование, определение необходимых ресурсов; анализ альтернатив и рисков Текст – описание проекта (заполнение бланка-заявки на проект), получение необходимых ресурсов
Деятельностный (делаю) Работа по составленному плану, при необходимости его корректировка, поиск дополнительных ресурсов, минимизация рисков Получение промежуточного продукта на каждом этапе деятельности. Получение итогового продукта, результата
Итоговый (предъявляю) Презентация результата Рефлексия собственной деятельности Презентация Радость от проделанной работы.

Проект - это самостоятельная работа учащихся, которая должна закончиться предъявлением результата работы на школьной конференции. Такие конференции проходят два раза в год в январе и мае. Январская конференция посвящена учебным проектам, а в майская - социальным проектам учащихся. Публичная защита в начальной школе проходит перед родителями и одноклассниками по мере готовности проекта. Обычно на защите предъявляют результат и выступают с презентацией «Как я работал над проектом», чему научился и что узнал нового.

Как проходит школьная конференция? Это день свободный от занятий, он целиком и полностью посвящен публичной защите проектов учащихся.

На пленарном заседании выступают, те учащиеся, кто не боятся выступать перед большой аудиторией и лучше всего подготовлены. На выступление дается 15 минут и 5 минут ученик отвечает на вопросы. Обязательным является выступление руководителя проекта и дается экспертная оценка работы. После выступления всех учащихся проходит голосование по принципу «один голос за один проект» и определяется рейтинг зрительских симпатий. На защите проекта работает экспертный совет, созданный из педагогов и старших учащихся, имеющих опыт проектной деятельности, которые оцениваю проект по определенным критериям. На основании оценки экспертного совета каждый учащийся получает сертификат.

Стендовое выступления предполагает более свободное выступление, автор получает возможность несколько раз рассказать о своем проекте перед небольшой аудиторией. Руководитель проекта может задавать вопросы, если ученику трудно составить монологическое вступление. Так ребята преодолевают страх публичного выступления. Обязательным условием стендовой презентации является стенд - плакат о своем проекте. В основном это прикладные проекты.

Выступление на секции проходит по той же схеме, как и на пленарном заседании, только аудитория слушателей меньше и возможность обсудить выступление больше. Интересно когда ребята выступают при обсуждении доклада в роли «оптимистов», «критиков» или «реалистов» и сами дают оценку.

Темы проектов бывают самыми разными т.к. мы идем от интересов ребенка, и сгруппировать их по темам на секции бывает очень не просто. Обычно бывает две, три секции и ребята должны выбрать, на какую они пойдут. Очень важно, что станет критерием выбора: пойти туда, где выступает друг или туда, где интересная тема проекта. Выбор даже в таком небольшом вопросе дело не простое, но очень значимое.

Стало доброй традицией выступление учителей на конференции со своими проектами. Это задает определенную планку для дальнейших проектов, ребята видят разные формы представления проекта и разные способы решения реальных проблем.

Конференция заканчивается вручением сертификатов, призов зрительских симпатий и совместным поеданием орехов и мороженого. (На конференции есть такой игровой момент - голосование происходит грецкими орехами, которые потом можно съесть, но их еще и расколоть нужно.) Таким образом, по итогам работы над проектом у ребенка есть несколько видов оценки его работы:

· результаты открытого голосования (количество орехов, которые он получил после выступления);

· отзыв руководителя проекта;

· оценка экспертного комитета или независимого эксперта на конференции;

· самооценка.

Такая подробная шкала оценивания не случайна, т.к. за полгода проделана большая работа, и результат должен быть достойно отмечен. Это говорит о важности данного вида деятельности в школе. Проект не может быть выполнен формально или кое-как. И ребята это понимают. Именно в практической деятельности происходит воспитание ответственности и самостоятельности, преодоления себя, «научение» доводить дело до конца.

За время своего обучения в нашей школе ребенок имеет возможность выполнить несколько проектов и получить опыт организации собственного дела. В процессе практической работы формируются и совершенствуются организационные навыки, опыт публичного выступления и успешной коммуникации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: