Таинства и обряды в Церкви




Куда девать кочерыжку или кое-что об обрядах. (cвященник Вадим Семчук)

 

"Много людей празднуют праздники и знают их названия,
но не знают причин, почему они установлены" (св. Иоанн Златоуст)

Когда подростком я только начал ходить в храм, меня в первую очередь поразило ощущение неотмирности Церкви. Богослужение, храмовый интерьер — все это для меня было "небом на земле". Передо мной открылся удивительный, неведомый мне доселе мир. Я не понимал тогда, о чем поют на клиросе, почему священник время от времени выходит из алтаря. Для меня тогда это было не так важно. Важнее было ощущение того, что я в Доме Бога. И что Бог есть. И что главное в жизни — это вера.

Позже для меня огромным открытием стало то, что ко всему этому духовному богатству можно подходить осмысленно. Оказывается, Бог хочет, чтобы Его познавали "всем сердцем, всем разумением", что разум — не враг веры. В моей библиотеке стали появляться духовные книги, многие вещи начали открываться с другой стороны. Кроме вопроса: "Что это?", появились другие: "Почему? Зачем? Как?" За неделю накапливалось таких вопросов столько, что не хватало терпения дождаться богослужения, после которого можно было спросить у батюшки о крестном знамении, зачем нужны посты и в какой книге почитать о Евхаристии. Я понял, что в церкви все имеет свой смысл.

Подобным путем прошли многие. Но, к сожалению, есть и такие, для которых Церковь остается чем-то неглубоким и малоинтересным. В их умах она ассоциируется лишь с десятком-другим правил и обрядов, причем часто искаженных народным сознанием. К сожалению, здесь есть и наша вина, церковных людей. Не умеем ни объяснить своей веры, ни поделиться ею.

Вспоминается один случай. В обеднюю пору, когда богослужение в храме уже закончилось, к церковной лавке подошел юноша и попросил уделить ему внимание. Он сказал, что долго думал и пришел к выводу, что должен повернуться лицом к Богу. Он сказал, что хотел бы креститься, только мало знает о Боге, о Церкви, о спасении. "Расскажите мне немного об этом", — попросил он. "А что тут неясного? — ответила ему женщина-кассир. — Платишь тридцать рублей и батюшка тебя покрестит. Крестик есть? Нет? Вот купи еще крестик за семнадцать рублей, три свечки, молитвослов нужно иметь дома и иконы. Обязательно Божьей Матери, Спасителя и Чудотворца Николая. Еще сбегай, вот магазин напротив, купишь хлеба, конфет и вина. Это хористам, чтобы тебе спели. Записки еще нужно подать. Есть деньги-то? Ну, возьмешь деньги и придешь. Все запомнил?"

Слишком часто наши беседы с нецерковными людьми сводятся на разговоры о том, что очень помогают святая вода, иконка в кошельке и освящение квартиры. Для многих это было первой ступенькой к вере, но многие на этом и остановились. Поэтому и решился написать.

***

Таинства и обряды в Церкви

Церковь была основана Господом нашим Иисусом Христом как "столп и утверждение истины", Тело Христово на земле. Призвание Церкви — приблизить и соединить человека с Богом, "обожить" его. Это и есть суть спасения. Православное богословие выразило этот принцип так: "Бог стал причастен человеческой природе, чтобы человек стал причастен природе Божественной".

Осуществляет свою задачу Церковь разнообразными методами. Важнейшую роль в этом играют таинства и обряды. Различить Таинство от обряда можно примерно так: Таинство непосредственно направлено на человека, обряд — на окружающую его среду. Само слово обряд указывает на то, что видимое действие "обряжает", сокрывает в себе благодатные дары.

Значение обряда хорошо раскрывает притча о кувшине с драгоценным миром, которое жители одного селения берегли как огромное богатство. Каждую неделю выносили они свое сокровище и праздничной процессией ходили вокруг селения. Некий путник, став свидетелем этого шествия, спросил, почему они так дорожат этим сосудом, ведь он из простой глины. Один благоразумный житель ответил, что они дорожат не сосудом, а его содержанием. Тогда путник посоветовал им разбить глиняный сосуд, чтобы ему не доставалась слава, принадлежащая миру. На это житель селения ответил, что это глупо, ведь разбив сосуд, они потеряют и миро, которое тут же уйдет в песок.

В обряде, как и в Таинстве, под материальным сокрыто духовное, под видимым — невидимое. Такие простые, на первый взгляд, вещи как вино, хлеб, масло таинственным образом принимают на себя печать вечности. Использование материальных предметов и внешних знаков в духовной практике понятны: ведь человек — существо сложное, состоит из тела и души. А с пришествием в мир Бога возможность соединение материального и духовного открылась в полную меру.

Александр Солодовников о связи земного и небесного поэтически писал так:

И в старину, и вчера, и сегодня

Наша земля — это риза Господня.

Благословенна земная плоть,

В тело земное облекся Господь.

Благословенно реки теченье, —

В реке совершалось Господне Крещенье.

Радуйся, поле зерна золотого, —

Хлебом является Тело Христово.

Радуйся, сок виноградной кисти, —

Вином изливается сок Евхаристии.

Благословен синеокий лен, —

Изо льна соткан Господень хитон.

Благословенны земные цветы, —

В них видел Господь венец красоты.

Благословенны малые дети, —

Им первым обещано Царство в Завете.

Так будь же свята и блаженна земля,

Долины, и горы, моря и поля.

И в старину, и вчера, и сегодня —

Наша земля — это риза Господня.

Святая вода, икона, мощи святого — все это материя, пронизанная духовным миром. То, что благодатные дары способны воздействовать на человека через материальные предметы, видно, к примеру, из евангельского рассказа о кровоточивой женщине, которая исцелилась, прикоснувшись с верою к краю одежды Спасителя (Лук. 8, 44). Исцелялись недужные и через наложение на них платков и опоясываний с тела апостола Павла (Деян. 19, 11-12).

Но необходимо заметить, что эти предметы действовали не самостоятельно, а являлись проводником между Богом и человеком. Из евангельского рассказа видно, что Господа теснило множество людей, но лишь кровоточивая женщина получила исцеление. Важнейшей причиной такого исключения была ее вера. В этом смысле святыня похожа на электрический провод, который способен проводить ток при наличии источника электроэнергии и получателя. Действенность святыни связана с духовным состоянием самого человека. Святыня действует не автоматически, она призвана соединить человека с Первоисточником всех благ — Богом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: