Роль линейного менеджера в управлении персоналом




 

Роль линейного менеджера в процессе управления человеческими ресурсами на сегодняшний день расширяется, что отчасти обусловлено организационным развитием компаний и рынков, на которых они действуют. Происходят изменения во многих аспектах деятельности менеджеров и их отношений с персоналом, в частности наблюдается перераспределение ролей и функций, изменения в ключевых сферах взаимодействия, например, между топ-менеджерами и линейными менеджерами, линейными менеджерами и их подчиненными, на линейных менеджеров возлагается выполнение роли посредника в процессе внедрения организационных изменений. Между линейными менеджерами распределяются и основные HR-функции, например, обучение, развитие и мотивирование персонала, транслирование стратегии и организационных ценностей, информирование и адаптация подчиненных. Среди отдельных компетенций линейного менеджера сегодня выделяют такие, как умение развивать подчиненных, лидерский потенциал, управление мотивацией подчиненных и многие другие, которые способствуют развитию системы управления человеческими ресурсами. Значимость роли линейного менеджера в HR-системе и HR-процессах связана не только с возложением на него формальных функций администрирования и принятия решений в области управления человеческими ресурсами, но и с вдохновляющей природой лидерства. Перечислим роли, которые могут играть менеджеры в управляемом ими коллективе:

Роль лидера. Во времена неуверенности четко выраженное лидерство носит особенно важный характер для подчиненных, поскольку большинство сотрудников рассматривает рабочий коллектив как психологически значимую группу, что, соответственно, представляет потенциальный источник стабильности, поддержки и дружеских взаимоотношений. Линейный менеджер, выступая в роли лидера, сталкивается с тем, что команда ждет от него защиты своих интересов. Лидер использует свое влияние на подчиненных, служит примером для них.

Роль катализатора. Линейный менеджер часто вынужден играть главную роль трансформатора существующей системы управления и бизнес-процессов, на него возлагается функция информирования и разъяснения процессов своим подчиненным путем передачи им навыков, знаний и опыта, чтобы они могли применять новые методы работы и чувствовали себя комфортнее.

Роль привратника. Работа линейного менеджера является важным механизмом для передачи указаний и информационных потоков от уровня топ-менеджмента до уровня своих подчиненных. Таким образом, линейный менеджер выступает ключевым звеном в организации информационных потоков в компании. В данном контексте менеджеру предстоит искать компромисс в процессе разрешения конфликта заинтересованных сторон: с одной стороны, топ-менеджмент, спускающий решения, нередко являющиеся источником угрозы для работников низшего звена, а с другой стороны, подчиненные, которые ищут защиты у своего руководителя. Балансировка интересов лежит в плоскости применения политических приемов и часто в осуществлении «неофициальных» действий.

Роль символа. Линейный менеджер, как правило, играет и символические роли, сигнализирующие о смене позиции компании по отношению к управлению человеческими ресурсами. С этой точки зрения, акцент должен быть сделан на формировании в компании представления о положительном корпоративном символе в лице линейного менеджера.

Роль гангстера. В данной роли менеджер стоит на страже интересов компании, выполняя функции контролера, который поощряет (официально или неофициально) тех сотрудников, которые отвечают требованиям корпоративной культуры и интересам компании, и наказывает (вплоть до принятия решения об увольнении) тех, кто является тормозом на пути развития компании.

Роль толкователя. Линейный менеджер осуществляет упорядочивание фрагментированной, иногда парадоксальной и частичной информации, поступающей сверху вниз. Разъясняет подчиненным суть происходящих событий, требуемых действий и ожидаемых результатов.

Роль стратегического центра (координатора). Исполняя данную роль, линейный менеджер координирует исполнение указаний, исходящих с высшего уровня руководства, и организует обратную связь, предоставляя необходимую для принятия решения информацию с рекомендациями.

 

Сложность для линейного менеджера состоит, как раз, в многообразии ролей, выполняемых в рамках управления человеческими ресурсами на любом этапе цикла организационного развития компании. Указанные роли, общий список которых в принципе может быть расширен, могут принимать двусмысленный характер и, как следствие, начинают конфликтовать между собой, что ведет за собой перегрузку менеджера, ролевое перенапряжение и неопределенность. Избежать подобного возможно только в том случае, если будет сформирована и четко определена комбинация ролей линейного менеджера, которая будет соответствовать стратегическим целям компании и ее корпоративной культуре.

 

Раздел 2. HR-cтратегия

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: