IV. Анализ композиции рассказа




Вопросы и задания для осмысления текста рассказа

I. Анализ идейного содержания рассказа

Задание:

Прочитайте рассказ и попытайтесь ответить на три важные вопроса:

- Какова тема рассказа (предмет изображения)?

- Какие проблемы поставлены в рассказе?

- Какова идея чеховского рассказа, его главная мысль?

- О чем этот рассказ?

II. Анализ фабулы рассказа

Задание:

1.Попытайтесь реконструировать ф а б у л у рассказа. Для этого необходимо составить письменный план фабулы, перечислив в фабульной последовательности основные события, о которых повествуется в рассказе.

2. После составления плана фабулы задумайтесь над вопросами:

- Каков характер взятой Чеховым фабулы?

- Если в судьбе героев драматические повороты, резкие столкновения, потрясающие события?

III. Анализ сюжета в рассказе

Задание:

1.Выявите два сюжетных плана, имеющихся в рассказе: внешний, явный, и внутренний, скрытый.

2.Проанализируйте построение внешнего и внутреннего сюжета:

выявите фрагменты, составляющие

экспозицию,

развитие действия,

кульминацию

развязку

в каждой сюжетной линии (внешней и внутренней).

 

Задумайтесь над вопросами:

1. Есть ли развязка у внешнего и внутреннего сюжета рассказа?

2. В какой момент жизни героя расстается с ним автор?

3. Совпадают ли внешний и внутренний сюжеты в начале рассказа?

4. Как относится Гуров к Анне Сергеевне вначале?

5. Отличаются ли его мысли чем-то от обычных его мыслей о женщинах?

6. Каким Гуров предвидит финал своей связи с Анной Сергеевной? Отличается ли он в его сознании от обычных финалов его любовных связей?

(сделайте выписки из текста)

7. С какого момента "скрытый" сюжет начинает существовать самостоятельно, отдельно от явного?

(Найдите в тексте рассказа фрагмент, где говорится о качественных изменениях в духовном бытии главного героя - о том, что внешняя обычная жизнь потеряла для него смысл и превратилась в бездуховное механическое существование)

8. В чем состоит движение скрытого сюжета?

- Как подготавливается кульминация "скрытого" сюжета: как постепенно осознает герой необычность, исключительность своей новой любви?

- Какие моменты, выделяющие Анну Сергеевну среди других женщин, рисующие ее особую привлекательность, фиксирует Чехов в сознании героя?

(Сделать выписки из текста)

- Какую сюжетную функцию в развитии скрытого сюжета выполняет такая своеобразная деталь повествования как собачка Анны Сергеевны?

(Какова роль собачки в начале рассказа? В какой части композиции сюжета она появляется? Как изменяется сюжетная функция собачки в дальнейшем ходе повествования?

 

IV. Анализ композиции рассказа

Задание:

1. Вычлените из текста рассказа эпизоды, в композиционном отношении представляющие собой отдельные сцены.

2. Дайте им наименование по их содержанию (например: "любовная сцена в ялтинской гостинице).

3. Обозначьте буквой " К " те эпизоды, которые даются, как в кино, крупным планом, на которых фиксируется внимание читателя.

4. Обозначьте буквой " О " эпизоды, рисующие события без деталей, как бы издалека, " общим планом".

Задумайтесь над вопросами:

1. Какими глаголами (какого вида - совершенного или несовершенного) оформляются эпизоды "общего" и "крупного" планов?

2. Как сочетаются между собой эпизоды крупного и общего плана: Идут ли они вперемежку или вначале идут фрагменты одного плана, потом - другого?

3. Как влияет на течение художественного времени в рассказе быстрая смена эпизодов крупного и общего планов: убыстряют или замедляют течение сюжетного времени эпизоды крупного и общего планов?

Попытайтесь определить, каков основной принцип композиции в рассказе Чехова, ответив на вопросы:

1. Есть ли в рассказе непрерывное повествование о последовательно сменяющих друг друга событиях?

2. Как членится текст рассказа?

3. Как связаны между собой составные части?

Выделите в тексте рассказа "парные сцены", в которых композиционно выражена картина "двоемирия".

Сделать это и осмыслить значение этих сцен вам поможет размышление над следующими вопросами:

1. Как описываются в рассказе два любовных свидания героев: в ялтинской гостинице (начало рассказа) и в Москве, в "Славянском базаре" (конец рассказа)?

2. Как описывается Чеховым природа до и после любовного свидания героев в Ялте?

3. Как описывается (в каких сценах) поведение героев когда их окружает толпа? Чем отличается поведение героев в этих сценах в начале и конце рассказа?

4. Какие две "гастрономические" сюжетные детали включаются в рассказ и в каких эпизодах? В чем их сюжетная функция в том и другом случае?

5. Как Гуров воспринимает встречу с Анной Сергеевной в I, II главах рассказа и в III главе? В чем разница восприятия в этих главах?

6. Как описывается расставание героев в начале и конце рассказа? Как это воспринимают герои в том и другом случае?

Попробуйте сделать вывод о том, что нам дает сопоставление "парных сцен" в рассказе для понимания его сюжета и художественного замысла Чехова.

Литература для теоретической подготовки:

Лекции о сюжете и композиции; соответствующие разделы учебников и справочных изданий:

Введение в литературоведение/ Под ред. Г.Н. Поспелова. Изд. 2-е., доп. М.,1983. С.117-125.

Абрамович Л.И. Введение в литературоведение. М.,1975.С.114-136.

Словарь литературоведческих терминов / Сост. Л. И. Тимофеев, С. В. Тураев. М., 1974,

Литературный энциклопедический словарь. М.,1987

2. Научная литература:

Выготский Л.С. Психология искусства. М.,1968.С.187-208.

Источник разработки: Невердинова В.Н. Материал к урокам по литературному чтению: "А.П.Чехов. "Дама с собачкой" //Преподавание литературного чтения в эстонской школе. Таллин,1993.С.50-61.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: