Принципы административного права Украины




Наиболее ярко природа области административного права, ее общественное назначение и место в правовой системе получает проявление в принципах этой отрасли. Принципы административного права следует понимать как по-садничи (основные) идеи, положения, требования, характеризующие содержание административного права, отражающие закономерности его развития и определяют направления и механизм административно-правового регулирования общественных отношений.

Принципы административного права указывают на основные черты, сут-Нисн характеристики, содержание и назначение всей области административного права. Они вытекают или с отдельных правовых норм, либо формулируются на основе группы норм данной отрасли права и связанные с другими принципами, регулирующими общественного поведения людей.

К сожалению, у нас по традиции, сложившейся еще в советский период, принципы административного права воспринимаются не как руководящие указания, положения, а как нечто сугубо декларативное и абстрактное. На самом правовые принципы в целом выступают своеобразными «нервными центрами права», требованиям которых должны соответствовать и подчиняться все правовые нормы, по которым принципы должны приоритет.

Однако, вопреки объективной логике, в советский период административное право оставалось чуть ли не единственной отраслью права, которая не имела собственных правовых принципов как таковых, а базировалась на принципах государственного управления. Хотя понятно, что государственное управление и административное право - это разные явления и поэтому принципы административного права не могут подменяться принципами государственного управления.

Учитывая, что в общепринятом смысле для государственного управления главным является достижение наиболее рациональным путем запланированных результатов властно-организующего воздействия на управляемые объекты, но яж никак не стремление к всестороннему обеспечению приоритета прав человека, становится понятным, почему именно благодаря своим принципам административное право в Европе однозначно ориентированное на права и интересы людей, обеспечение гарантий их эффективной реализации и защиты, тогда как у нас - на потребности функционирования государственного аппарата управления, создание условий для удобного »(с точки зрения чиновников) администрирования.

Среди принципов современного административного права можно выделить общие и специальные принципы. Первые имеют фундаментальное значение для всей области административного права. Как правило, они находят свое конкретное проявление и детализацию в принципах специальных, т.е. присущих отдельным институтам административного права: принципах государственной службы; принципах административной ответственности; принципах административного судопроизводства и др. Поэтому в рамках этого издания целесообразно остановиться на общих принципах.

Общие принципы украинский административного права закреплены в Конституции, конкретизируются и развиваются в законодательных и других нормативно-правовых актах.

Среди этих принципов необходимо отметить основополагающем значении принципа верховенства права. При этом в отличие от более распространенного в отечественных источниках принципа верховенства закона (т.е. законности), принцип верховенства права целесообразно толковать как двуединую требование:

- Признание приоритетности прав человека перед всеми другими ценностями демократического, социального, правового государства;

- Подчинение деятельности всех без исключения государственных институтов потребностям эффективной реализации и защиты прав человека.

Учитывая же потребности практического применения в административно-правовом регулировании правопорядку внимание должно быть привлечено к двум относительно самостоятельных аспектов конституционной формулы (ч. 3 статьи 3 Конституции): «Утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью государства ».

Преимущественного ударения нуждается именно аспект «обеспечение» прав человека. Это объясняется тем, что в отечественной юридической науке и практике традиционно много говорится о собственно наличие прав, хотя само по себе легальное определение (т.е. «утверждение») даже самые широкого круга прав еще не означает, что человек в состоянии фактически воспользоваться этими правами, т.е. они реально обеспечены. Это с одной стороны. С другой же стороны, не менее распространена традиция сводить проблематику прав человека лишь к возможностям судебной защиты нарушенных прав.

 

Однако следует подчеркнуть, что основной объем деятельности государства (как и всей публичной власти) по обеспечению прав человека сводится не столько к реагированию - через судебное разбирательство - на аномальные деяния, нарушающие указанные права, сколько к позитивным действиям по созданию условий для эффективной реализации гражданами своих прав. Именно это и составляет подлинное содержание принципа верховенства права в его практическом воплощении в публично-правовой сфере.

Поэтому единственно возможным путем обеспечения реализации принципа верховенства права в сфере административно-правового регулирования следует признать переход к так называемой человекоцентристского идеологии, в основу которой положен институт прав человека.

Дальнейший перечень общих принципов административного права (который, кстати, только начинает формироваться в отечественной науци1) составляют следующие принципы:

законности;

принцип равенства граждан перед законом;

принцип демократизма нормотворчества и реализации права;

принцип взаимной ответственности государства и человека;

принцип гуманизма и справедливости во взаимоотношениях между государством и человеком.

Законности следует рассматривать как необходимость соблюдения верховенства требований и положений Конституции и законов Украины в ходе административно-правового регулирования общественных отношений.

Этот принцип нельзя толковать односторонне - только в отношении государственных органов. Он касается также и граждан, которые ежедневно сталкиваются с этими органами. По ним граждане должны быть лояльными, добросовестно выполнять возложенные на них правом обязанности. И это только основные элементы принципа законности.

Принцип равенства граждан перед законом получает проявление в том, что не может быть никаких привилегий или ограничений по признакам расы, политических, религиозных убеждений, социального происхождения и другими обстоятельствами. Все граждане имеют равные права и обязанности в сфере административно-правовых отношений: право на государственную службу, на образование, обязанность отвечать за административные правонарушения.

Принцип демократизма нормотворчества и реализации права получает проявление в возможности граждан как непосредственно, так и через своих представителей, через разного рода формирования участвовать в формировании правовой политики, в управлении делами государства. Демократизм проявляется в расширении полномочий органов местного самоуправления. Его можно считать формой обеспечения прав и свобод граждан и одновременно методом управления и поиска компромисса, сочетание свободы и порядка в соблюдении прав и свобод граждан.

 

Принцип взаимной ответственности государства и человека означает, что государство и личность связаны взаимно корреспондирующими правами и обязанностями. Нарушения одной из сторон своих административно-правовых обязанностей влечет за собой юридическую ответственность. Кроме того, государство обязано возместить человеку понесенный материальный и моральный ущерб (ст. 56 Конституции).

Принцип гуманизма и справедливости во взаимоотношениях между государством и человеком должен пронизывать все нормы административного права, закрепляющие отношения между обществом, государством и человеком. Он проявляется прежде всего в требовании почтительного отношения представителей государства к человеческому достоинству.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: