Семинарское занятие № 1
Профессионализм и мастерство социального педагога в процессе организации досуговой деятельности
Теоретические вопросы:
1. Функциональные виды деятельности педагога – организатора досуга.
2. Основные должностные обязанности и квалификационные требования к специалистам организующим досуговую деятельность.
3. Профессиональные умения и специальные способности личности педагога – организатора досуговой деятельности.
4. Личностные качества социального педагога, необходимые в процессе организации досуговой деятельности.
Самостоятельное задание:
1. Из научной, социально-педагогической литературы, журналов, сети Интернет выпишите классификации других учёных рассматривающих профессиональные умения и профессиональные способности личности педагога–организатора досуговой деятельности.
2. В процессе организации досуговой деятельности какими личностными качествами социального педагога обладаете лично Вы? Распишите и обоснуйте их.
Литература:
Основная:
1. Басов Н. Ф., Басова В. М., Бойцова С. В., Карпова Е. М. Социальная работа с молодежью. Учебное пособие. Рекомендовано УМО по образованию в области социальной работы. - М.: Дашков и Ко, 2012. // Электронный ресурс. Режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=116011.
2. Василькова, Ю. В. Социальная педагогика [Текст]: курс лекций: учеб. пособие / Ю. В. Василькова, Т. А. Василькова. - 2-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2003. - 440 с.: табл.
3. Мишутина, О. В. Организация досуговой деятельности школьников: учебно-метод. пособие для студентов пед. учеб. заведений / О. В. Мишутина. — Балашов: Изд-во «Фомичев», 2006. — 48 с.
4. Опарина Н.А. Педагогическое руководство культурно-досуговой деятельностью школьников / Н.А. Опарина; отв. ред. М.А. Ушакова. – М.: Сентябрь, 2007. – 192 с. – (Библиотека журнала "Директор школы"; вып.2).
Дополнительная:
1. Климова С.В. Досуговое мероприятие: шаг за шагом / С.В. Климова // Методист. – 2009. – № 5. – С. 39-44.
2. Курганский С.М. Путешествие в страну творчества и самоуправления: организация досуговой деятельности учащихся старшего школьного возраста 9-10 классы: основные аспекты, сценарии мероприятий / С.М. Курганский. – М.: 5 за знания, 2007. – 208 с.
3. Куприянов Б. Один дома: ребенок и свободное время / Б. Куприянов // Классное руководство и воспитание школьников. – 2013. – № 5. – С. 12-14.
4. Леонтович А.В. Международное движение содействия научно-техническому творчеству и досугу молодежи – MILSET / А.В. Леонтович // Внешкольник. – 2013. – № 3. – Приложение.- С. I-VI.
5. Румянцев В.А. Досуговые предпочтения московских старшеклассников / Вячеслав Алексеевич Румянцев // Социальные технологии, исследования. – 2013. – № 4. – С. 48-54.
Семинарское занятие № 2
Методы и формы организации досуговой деятельности
Теоретические вопросы:
1. Формы организации досуга.
2. Характеристика основных методов организации досуга:
- Методы воздействия на мотивационную сферу.
- Методы воздействия на эмоциональную сферу.
- Игровые методы, методы театрализации.
- Соревновательные методы.
- Методы сотрудничества.
- Методы воспитывающих ситуаций.
- Методы импровизации.
- Методы прямого педагогического влияния.
- Методы косвенного педагогического влияния.
Самостоятельное задание:
1. Из учебников, сети Интернет к методам и формам организации досуговой деятельности подобрать примеры и записать их в своих тетрадях для конспектов.
Практическое занятие № 3
Методы и формы организации досуговой деятельности
1. Разработать план-конспект мероприятия досуговой деятельности по следующим этапам:
- Название (тема) мероприятия досуговой деятельности.
- Возраст обучающихся.
- Привлеченные участники мероприятия.
- Цель. Цель мероприятия должна отражать воспитательную, развивающую, корректирующую, формирующую функцию.
- Задачи. Задачи должны быть конкретными и отражать содержание данного мероприятия. Задачи подразделяются на воспитательные, образовательные, развивающие.
- Форма проведения мероприятия.
- Место проведения мероприятия.
- Используемые методы и приемы.
- Необходимые материалы и оборудование.
- Оформление помещения.
- Использованная литература.
- План мероприятия. План включает в себя описание содержания, методов организации досуговой деятельности. План представляется в виде последовательного изложения сценария. В плане прописывается деятельность социального педагог и детей, предполагаемые результаты от каждого вида досуговой деятельности. Мероприятие досуговой деятельности включает: организационный момент, вводную часть (для активизации деятельности детей), основную часть (для реализации основной цели мероприятия) и заключительную часть (настройка детей на практическое применение приобретенного опыта).
2. Провести в аудитории разработанное мероприятия досуговой деятельности с наглядным и раздаточным материалом или одеждой, атрибутикой.
Литература:
Основная:
1. Басов Н. Ф., Басова В. М., Бойцова С. В., Карпова Е. М. Социальная работа с молодежью. Учебное пособие. Рекомендовано УМО по образованию в области социальной работы. - М.: Дашков и Ко, 2012. // Электронный ресурс. Режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=116011.
2. Василькова, Ю. В. Социальная педагогика [Текст]: курс лекций: учеб. пособие / Ю. В. Василькова, Т. А. Василькова. - 2-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2003. - 440 с.: табл.
3. Мишутина, О. В. Организация досуговой деятельности школьников: учебно-метод. пособие для студентов пед. учеб. заведений / О. В. Мишутина. — Балашов: Изд-во «Фомичев», 2006. — 48 с.
4. Опарина Н.А. Педагогическое руководство культурно-досуговой деятельностью школьников / Н.А. Опарина; отв. ред. М.А. Ушакова. – М.: Сентябрь, 2007. – 192 с. – (Библиотека журнала "Директор школы"; вып.2).
Дополнительная:
1. Климова С.В. Досуговое мероприятие: шаг за шагом / С.В. Климова // Методист. – 2009. – № 5. – С. 39-44.
2. Курганский С.М. Путешествие в страну творчества и самоуправления: организация досуговой деятельности учащихся старшего школьного возраста 9-10 классы: основные аспекты, сценарии мероприятий / С.М. Курганский. – М.: 5 за знания, 2007. – 208 с.
3. Куприянов Б. Один дома: ребенок и свободное время / Б. Куприянов // Классное руководство и воспитание школьников. – 2013. – № 5. – С. 12-14.
4. Леонтович А.В. Международное движение содействия научно-техническому творчеству и досугу молодежи – MILSET / А.В. Леонтович // Внешкольник. – 2013. – № 3. – Приложение.- С. I-VI.
5. Румянцев В.А. Досуговые предпочтения московских старшеклассников / Вячеслав Алексеевич Румянцев // Социальные технологии, исследования. – 2013. – № 4. – С. 48-54.