Введение определения метафоры.




Урок по теме: «Учимся видеть метафору»

Задание на урок:

1.Записать тему в тетрадь. Прочитать материал к уроку

2.Записать определения понятий: метафора, сравнение, олицетворение

3.Выполнить письменно два упражнения

Выполненную работу сфотографировать и отправит сегодня на почту: ruc_lit@mail.ru

!!!Обязательно в теме письма указатьФ.И., класс, дату урока

 

Наш сегодняшний разговор будет связан с поэзией, художественным творчеством. И начну я его с древнегреческого мифа об Орфее и Эвридике. Орфей в мрачном царстве Аида. Вокруг него толпятся тени умерших, их стоны подобны шороху листьев, падающих поздней осенью... Подобная чуть слышному вздоху печали, замирает песнь Орфея... Его пение заставляет плакать камни и сдвигаться с места деревья... И хотя мы знаем, что камни не могут плакать, а деревья двигаться, мы верим в происходящее, сочувствуем герою и любуемся красотой его пения.

Каждый раз, читая стихи, слушая музыку, восхищаясь живописными полотнами, мы понимаем, что кто-то всё это придумал, написал, сочинил, нарисовал.

Но как возникает поэтическое творение? Какое удивительное вдохновение способно породить образ, заставляющий нас верить в его существование. Это метафоры, яркие образные сравнения.

Введение определения метафоры.

«Всё познаётся в сравнении» - этот афоризм древнего китайского философа Конфуция особенно справедлив, когда мы заводим речь о художественном творчестве, о поэзии.

Сравнение - это один из приёмов художественной речи, основанный на сопоставлении двух предметов или явлений с целью показать, изобразить один из них при помощи другого. В сравнительных оборотах находят место слова как, словно, будто, точно.

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.

- С чем сравнивает поэт снежную бурю? (с воем зверя, плачем ребенка, с запоздалым путником).

- Какую роль играют здесь сравнения? (Они делают описание живым).

- Скрытое сравнение в поэзии помогает создать художественный образ.

Метафора - это и есть скрытое сравнение. Чтобы увидеть метафору, разгадать скрытое в ней сравнение, надо быть чутким и внимательным к слову.

Выполните письменно задание 1: к любому одному предмету придумайте как можно больше сравнений

 

Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея блещут небеса.
Еще прозрачные, леса
Как будто пухом зеленеют.
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.
Долины сохнут и пестреют;
Стада шумят, и соловей
Уж пел в безмолвии ночей.

- Назовите «приметы» картины весны в этом отрывке? (Ручьи, ясное небо, первая зелень, пчелы, соловьиная трель).

- Почему поэт называет весну «утром года» (с весны возрождение природы, как с утра - новый день).

- Понятна ли вам эта метафора?

- Трудно ли было её разгадать? (Метафора несложная, ведь поэт употребил много «весенних» слов).

- Есть ли в этом отрывке ещё метафоры? Раскройте их смысл.

- Полевая дань - нектар, мёд, собираемый с полевых цветов - всё это дано пчеле самой природой.

- Восковые кельи - «комнатки», соты, где живут пчёлы.

В маленьком отрывке - три чудесные метафоры! Есть ли в этом пейзажном описании сравнение? Какой образ оно создает?

Ещё прозрачные, леса

Как будто пухом зеленеют. (Предстаёт образ ранней весны, ещё нет листвы, сквозь голые ветви просвечивает небо - поэтому и леса прозрачные)

- Как вы думаете, поэт видит эти леса вблизи? (Взгляд поэта на прозрачные леса издалека. Зыбкие зеленоватые краски сливаются -получается «пух»).

 

Настоящим мастером сложных метафор можно назвать Сергея Есенина

- «сына страны берёзового ситца ».

- Попробуем объяснить метафору «сын страны берёзового ситца».

- Ситец - дешёвая ткань, которую предпочитали простые люди, крестьяне, из ситца шили будничную одежду. Есенинская страна - это деревенская Русь, небогатая, некрасивая, талантливая, любимая поэтом.

Сравнение и метафоры - родственные явления. В поэзии и в прозе они выполняют сходную по цели работу.

 

А сейчас прочитайте стихотворение Бориса Пастернака «Снег идёт». Постарайтесь вместе с поэтом в движении белых хлопьев увидеть подвижные картины

Снег идет, снег идет.
К белым звездочкам в буране
Тянутся цветы герани
За оконный переплет.

Снег идет, и все в смятеньи,
Bсе пускается в полет,
Черной лестницы ступени,
Перекрестка поворот.

Снег идет, снег идет,
Словно падают не хлопья,
А в заплатанном салопе
Сходит наземь небосвод.

Словно с видом чудака,
С верхней лестничной площадки,
Крадучись, играя в прятки,
Сходит небо с чердака.

Потому что жизнь не ждет.
Не оглянешься и святки.
Только промежуток краткий,
Смотришь, там и новый год.

Снег идет, густой-густой.
В ногу с ним, стопами теми,
В том же темпе, с ленью той
Или с той же быстротой,

Может быть, проходит время?
Может быть, за годом год
Следуют, как снег идет,
Или как слова в поэме?

Снег идет, снег идет,
Снег идет, и все в смятеньи:
Убеленный пешеход,
Удивленные растенья,
Перекрестка поворот.

- Какие слова здесь повторяются чаще всего? (снег идёт...).

- Но ведь мы часто говорим: снег идёт, дождь прошёл, солнце село, шепчутся листья. Мы уже не воспринимаем эти выражения как образные -они давно вошли в язык, стали общим достоянием.

В этом стихотворении перед нами олицетворение - особый вид метафоры, изображение неживых предметов как живых существ.

- Что же движется в этом стихотворении? (Пешеход, танцуют звёздочки, цветы тянутся, словно хотят потанцевать, ступени стремятся к полёту). Движется то, что не может двигаться.

Выполните письменно задание 2: выпишите метафоры и олицетворения из данного стихотворения

Октябрь уже наступил, уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад - дорога промерзает,

Журча, ещё бежит за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает

В отъезжие поля с охотою своей,

И страждут озими от бешеной забавы,

И будит лай собак уснувшие дубравы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: