Задания для учащихся
I. Задание. Ознакомиться с указанными статьями с Уголовного кодекса Республики Беларусь.
I I. Задание. Какое из высказываний более соответствует современным представлениям о войне и законах? Почему?
а) Легче зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту.
Конфуций
б) Мы желаем ограничить неизбежные ужасы войны – этого лютого бедствия, которое грядущие поколения будут рассматривать как безумие.
А. Дюнан
в) Старый девиз права войны: «Причини неприятелю весь возможный ущерб» – уступил место новому закону: «Не причиняй неприятелю больший ущерб, чем это требует цель войны».
Ж. Пикте
г) Теперь, когда мы умеем летать по небу, как птицы, плавать по воде, как рыбы, нам осталось одно – научиться жить на Земле, как люди.
Б. Шоу
д) Судьбы цивилизации ставятся в зависимость от решения прежде всего проблем духовного характера.
А. Д. Сахаров
е) Благородно – сражаться и, если нужно, умереть за свое отечество. Не менее благородно и честно – проявить гуманность и сострадание к поверженному противнику или к застигнутому сражением гражданскому лицу. Право войны показывает, как это должно быть сделано.
Д. Робертс
ж) Война – незаживающая рана, которую получил мир.
Дж. Б. Пристли
з) Все на войне противоречит понятию гуманности, и все в ней взывает к сохранению гуманности. Задача и смысл норм права войны заключается в том, чтобы примирить эти две крайности.
О. Рюссбак
III. Задание. Решите ситуации, используя нормы МГП.
Сосед военврача.
Сосед был врачом в госпитале. А тут он мне такое рассказал! Однажды к ним в госпиталь доставили двух тяжелораненых пленных. Главврач, потерявший на этой войне близкого человека, сначала наотрез отказывался размещать их. Сопровождавшему раненых долго пришлось убеждать его. Наконец, их поместили в палате и стали готовить к операции. И мой сосед им делал операции, как будто под скальпелем были наши раненые: несколько часов не отходил от хирургического стола, с ним от перенапряжения случился даже сердечный приступ. А потом медсестрам и санитаркам выговаривал за недостаточный послеоперационный уход за теми, кого оперировал. Мол, сначала надо им перевязки сделать, лекарства дать, обезболивающие, потому что они после тяжелой операции, а потом уже тем, кто получше себя чувствует, то есть, надо понимать, нашим. Выслушал я его и даже здороваться с ним перестал. У меня никак в голове не укладывается – как он мог так поступить: шли жестокие бои, мы теряли наших бойцов, а он спасал жизнь солдатам противника.
Прав ли был мой сосед?
Ситуация-сценка.
Объявление по радио: «Внимание, над городом ожидаются ночные налеты авиации противника».
Разговор между членами семьи.
Ребенок 7 лет: «Я боюсь! Я сегодня всю ночь не засну. Вдруг они будут стрелять по нашему дому, тогда мы все погибнем. Пойдемте к тете К. Она живет в таком большом доме, его трудно разрушить».
Бабушка: «Не бойся, сколько мы уже пережили налетов, а остались целы. Обойдется и на этот раз. До тети К. и до укрытия идти далеко, а я сегодня очень плохо себя чувствую. Ноги сильно болят. Останемся все дома».
Дедушка: «Действительно, не надо никуда идти. Крутом жилые дома да общественные здания. А авиация работает по другим целям. Что им наш дом? А потом можно на крыше расстелить две белые простыни и нарисовать на них красный крест. Тогда совсем не о чем беспокоиться».
Бабушка: «Нечего и красный крест рисовать, в двух кварталах городская больница и госпиталь... Там все, что нужно, обозначено».
Девушка 14 лет: «Обязательно надо идти в укрытие, потому что рядом вокзал, крупный железнодорожный узел».
Мать: «Надо идти не в укрытие, а на наш завод. Он выполняет важный военный заказ, и его хорошо защищают от налетов. До него и бабушке ближе, чем до укрытия».
Ребенок 7 лет: «Давайте на завод! Интересно посмотреть, как их самолеты сбивать будут. Деда, а ты еще и свое охотничье ружье возьми».
Дедушка: «Вот молодец, внучек. Правильно подсказал, так и надо сделать».
Решите, исходя из норм международного гуманитарного права, кто прав и кто не прав в этом разговоре. Почему? Как надо поступить?
IV. Выполнить тест
ТЕСТ Международное гуманитарное право
Какие из приведенных действий военнослужащих являются
военными преступлениями?
а) ведение огня по противнику;
б) нарушение правил дорожного движения на дорогах в зоне боевых действий;
в) сон в боевом охранении;
г) жестокое обращение с военнопленными.
а) разрушение памятников, культурных ценностей, религиозных объектов
б) яды или отравленные боевые средства; химическое оружие, снаряды для их применения;
в) принуждение граждан противника участвовать в боевых действиях против их страны;
г) мины, срабатывающие от излучения миноискателя или не обнаруживающиеся при его помощи.
2. К запрещенным способам (методам) ведения боевых действий относятся:
а) вероломное убийство или ранение гражданских лиц
б) зажигательное оружие против гражданского населения и объектов, природной среды
в) пули, разворачивающиеся или сплющивающиеся в теле человека
г) взятие заложников, убийство сложивших оружие солдат противника
3. К запрещенным средствам ведения боевых действий относятся:
а) разрушение памятников, культурных ценностей, религиозных объектов
б) яды или отравленные боевые средства; химическое оружие, снаряды для их применения;
в) принуждение граждан противника участвовать в боевых действиях против их страны;
г) мины, срабатывающие от излучения миноискателя или не обнаруживающиеся при его помощи.