Конфликты в организации.




1. Понятие конфликта.

Конфликт – ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны. Конфликт — особое взаимодействие индивидов, групп, объединений которые возникают при их несовместимых взглядах, позициях и интересах.

Субъекты конфликта — отдельные индивиды или группы инди­видов, имеющие свои личные цели, которые разнятся с целями орга­низации. В зависимости от степени участия в конфликте, выделяют следующих основных участников конфликта:

  • основные участники — это главные действующие лица на аре­не — оппоненты;
  • группа поддержки — люди, которые могут коренным образом воздействовать на развитие конфликта и его исход;
  • другие участники — могут лишь оказать эпизодическое влия­ние на ход и результаты конфликта.

    Симптомы конфликта:

1. Очевидные – ссора или драка.

2. Неуловимые – слишком спокойная обстановка.

3. Активные – перебранка.

4. Пассивные – объявление бойкота.

Последствия конфликта:

«-»

· Создание неприятных ситуаций, стресс, переключается внимание сотрудников с должностных обязанностей на выяснение отношений.

· большие материальные, эмоциональные затраты на участие в конфликте;

· увольнение сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического климата в коллективе;

· после завершения конфликта возникает ситуация, в которой происходит уменьшение степени сотрудничества между час­тью сотрудников;

· сложное восстановление деловых отношений.

«+»

· Способствует улучшению условий труда, технологий, управленческих отношений.

· спо­собность объединять людей в команду


2. Виды конфликтов:

1. Внутриличностный;

2. Межличностный;

3. Конфликт между личностью и группой;

4. Конфликт между группами людей, или межгрупповой конфликт.

Причины возникновения конфликтов:

1. Информация: неполные, неточные факты; слухи; дезинформация.

2. Структура: статус; властные полномочия и отчётность; социальные нормы; стандарты; традиции; поощрения и наказания.

3. Ценностные факторы – те причины, которые мы провозглашаем или отвергаем; система убеждения; верования; предпочтения; предрассудки;

4. Факторы отношений – связаны с чувством удовлетворения от взаимодействия или его отсутствия.

5. Поведенческие факторы: ущемление интересов; подрывание самооценки; возникновение угрозы безопасности.

Действие руководителя при разрешении конфликтов:

1. Изучение причин возникновения конфликта.

2. Ограничение числа участников конфликта.

3. Анализ конфликта.

4. Разрешение конфликта.

 

3. Способы управления конфликтами:

1. Педагогические (беседа; просьба; убеждение; другие воспитательные меры).

2. Административные (силовое разрешение конфликта; подавление интереса конфликтующих; перевод на другую работу; решение комиссии, суда; приказ руководителя организации).

 

Существует 5 основных моделей поведения в конфликтной ситуации:

Соперничество
Соперничество отражает желание удовлетворить собственные потребности за счет других. Наиболее напористые, агрессивно настроенные люди выбирают данный способ (стиль) разрешения конфликта. При всем при этом, они способны воспользоваться любыми способами для достижения цели: своей властью, авторитетом, опытом, связями и т.д.

Уступки
Уступки означают, что Вы ставите потребности противоположной стороны выше Ваших собственных. Идти на уступки следует лишь тогда, когда одна из конфликтующих сторон не столь заинтересована в том, чтобы полностью отстоять свои собственные интересы (а возможно, она посчитает, что интересы другой стороны важнее). Данный стиль поведения наиболее эффективен, когда необходимо сохранить гармонию и предотвратить раскол в отношениях.

Уход от конфликтной ситуации

Люди, предпочитающие данный стиль поведения, стараются не акцентировать внимание на конфликте, им по сути дела безразличны как их собственные, так и Ваши потребности. Данный стиль характеризуется не желанием сотрудничать. Он может быть эффективным лишь в том случае, если его использовать как промежуточную (краткосрочную) стратегию до тех пор, пока ситуация не прояснится и не улягутся все эмоции.

Сотрудничество

Люди, которые выбирают данный стиль, стремятся удовлетворить и свои потребности, и потребности другой стороны. Сотрудничество требует куда больше времени и энергии, чем другие стили поведения. Как правило, люди, отдающие предпочтение данному стилю, изначально больше стремятся к разрешению конфликта.

Компромисс

Компромисс – это нечто среднее между вышеперечисленными стилями поведения. Он так или иначе приведет к частичному удовлетворению потребностей/опасений/задач обоих сторон. Компромисс приемлем, когда цели обоих сторон важны, но не на все 100%, и когда они не стоят больших усилий и времени, которые так необходимы при сотрудничестве.

 

4. Стресс и способы его преодоления

 

Слово «стресс» в нашу лексику пришло из английского языка (stress) и в переводе означает давление, напряжение.

Причины стресса:

· физиологические (биологический стресс) - непосредственные травмирующие воздействия и неблагоприятные условия окружающей среды: жара или холод, травмы, дефицит воды и пищи, угроза жизни и другие факторы, прямо влияющие на состояние здоровья.

· психологические (психоэоциональный): Выделяют информационную и эмоциональную формы психологического стресса. Конфликты, непомерная рабочая нагрузка, необходимость постоянно генерировать идеи или наоборот, слишком монотонный труд, высокая ответственность приводят к постоянному напряжению резервов организма.

· экологический стресс (в последнее время реакцию организма на проживание в неестественных условиях всё чаще выделяют в отдельный вид):загрязнение воздуха, воды и пищи, проживание в высотных домах, активное использование транспорта, бытовой техники, электроприборов, изменение ритма сна и бодрствования в течение длительного времени оказывают пагубное влияние на организм человека.

 

Как избавиться от стресса:

· Отвлекитесь от того, что вызывает упадок сил, раздражение. Смените обстановку, окружение, род занятий – хотя бы на некоторое время.

· Смените старые привычки на новые. Это поможет по-новому посмотреть на жизнь. Все выходные спали до обеда? Измените привычный уклад, устройте утреннюю пробежку!

· Позвольте себе быть несовершенным. Простите себе все прошлые ошибки и слабости. Звучит банально, но совершенных людей действительно не бывает. Если получится принять себя со всеми недостатками, вы перестанете винить себя и злиться- а это уже огромный шаг вперед.

· Когда заканчивается трудовой день, старайтесь больше не рассуждать о делах и проблемах. Главная задача в нерабочее время- это настроиться на отдых и переключиться на развлечения. В противном случае, вы будете «на работе» даже когда вы дома.

· Выделите достаточное время на восстановление сил и сон. Недосыпание- очень частая причина упадка сил и усталости. Можно сделать все, чтобы избавится от стресса, но если организму не будет хватать отдыха, потраченные усилия уйдут впустую.

 

д/з раскрыть самостоятельно

1. Виды конфликтов

2. Конфликтная личность: виды и способы общения с ней.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: