Лозунг «Разрешено всё, что не запрещено законом».




Лозунг «Разрешено всё, кроме политики».

Разновидности авторитаризма: монархии, персонифицированные режимы (деспотические, диктаторские), военное правление (хунта), популистские системы правления, неототалитарный режим.

 

 

52. Демократический режим. Проблемы перехода от тоталитаризма и авторитаризма к демократии.Демократия — форма устройства любой организации, основанная на принципах равноправия ее членов, периодической выборности ее органов правления и принятий решения в них по большинству. Признаки: сис-ма свободных выборов, принцип разделения властей, принцип взаимной ответственности граждан и гос-ва, СМИ свободны и независимы. В зависимости от приоритета реализации власти демократические модели: - коллективистская (тоталитарная); индивидуалистическая (выделение личности из общ-ва и гос-ва); плюралистическая (групповая); В зависимости от степени участия граждан в полит. жизни: партиципаторная модель (участие широких слоёв общ-ва); плебисцитарная (участие народа в выборах); п редставительная (ответственность власти, народ –контролёр); элитарная (ограничение участия масс, только элита). Процесс перехода к демократии не является однонаправленным и линейным. Промежуточные этапы перехода: 1. Трансформация полит.сис-мы, стабилизация экономической; 2. Трансформация экономической сис-мы, стабилизация политической. 3. Самостоятельное развитие экономики, без вмешательства гос-ва.

Лозунг «Разрешено всё, что не запрещено законом».

 

53. Основные теории происхождения государства. Теологическая теория Постигнуть природу государства невозможно в силу его божественного происхождения. Общество, а вместе с ним государство и право, возникают одновременно и являются творением божественного разума, практическим воплощением воли Бога на земле. Все что существует на земле по воле бога. Патриархальная теория (государство это большая семья) (Аристотель, Конфуций). Патриархальная теория (древняя) — государство возникает в результате разрастания семьи — ведет вначале к появлению поселений, которые за тем преобразуются в государство. Теория насилия теория внутреннего насилия (государство возникает в результате насилия одной части общества над другой в целях подчинения меньшинства большинству) и теория внешнего насилия (государство возникает в результате завоевания одного племени или народа другим, Договорная теория — Чтобы защитить человека, гарантировать ему его естественные права и нормальную жизнь люди заключили между собой договор, своеобразное соглашение о создании государства, передав ему как органу представляющему их общие интересы часть своих прав. Максистская теория (классовая, экономическая ) Государство возникает как результат общественного разделения труда, появления прибавочного продукта, частной собственности, раскола общества на классы и борьбы между ними. Психологическая теория — государство итог психологической потребности человека в поиске авторитета, которому можно было бы подчиниться; государство порождается эмоциями и переживаниями людей, а не материальными условиями жизни. Расовая теория — существуют высшие и низшие расы, высшие призваны управлять низшими, возникает государство (Жозеф Артур де Гобино). Органическая теория — переносит законы природы на человеческое общество. Патримониальная теория — государство произошло от права собственника на землю (патримониум). Ирригационная теория — возникновение государства обусловлено необходимостью вести масштабные ирригационные работы, низкой орудийной развитостью. Государство выступает как организатор масштабных работ. Потестарная (кризисная) теория — утверждает, что государство не было навязано обществу извне; оно возникает объективно, в силу внутренних потребностей организации жизни общинников-землевладельцев и перехода первобытнообщинного общества от присваивающей экономики к производящей.

 

 

54. Формирование правового гос-ва и гражданского общ-ва в РБ. Правовое гос-во - это государство, ограниченное в своих действиях правах, которое защищает свободу особы и подчиняет власть воле суверенного народа.После провозглашения независимости ситуация в РБ стала преобретать черты цивилизованного демократического государства. Человек, его права, свободы конституционно провозглашены в качестве высшей ценности. Приняты меры, направленные на создание единого информационного пространства, был образован Национальный центр правовой информации. Отличительной особенностью является использование форм демократии (референдум, выборы, Всебелорусские собрания). Действует Избирательный кодекс. Существует Национальное собрание РБ., наличие системы самоуправления, т. е. локальной демократии. Фундаментом являются экономические отношения – отношения собственности. Существует бурный рост предпринимательской деятельности, идет развитие третьего сектора, сущ добровольные организации, профсоюзы, различные молодёжные организации. Распространяются СМИ. Принципами формирования правового государства: принцип разделения властей, принцип верховенства закона, принцип взаимной ответственности, принцип судебной защиты прав личности и др.Процесс формирования правового государства не может рассматриваться в отрыве от процесса становления и функционирования гражданского общества.Основу гражданского общества составляют отношения различных форм собственности. Сущность правового государства не просто в наличии законов. Правовое государство предполагает наличие законов, гарантирующих права и свободы граждан.

 

55. Типология политического процесса.Политический процесс - понимается суммарная деятельность всех субъектов политики, посредством которой происходит формирование, развитие и функционирование политической системы общества в определенных временных и пространственных границах.Политические процессы отличаются друг от друга по масштабам, направленности, длительности, акторам (участникам), характеру взаимодействия между субъектами и т. д. Потому существуют различные способы типологизации политических процессов, основанные на определенных критериях.

Так, исходя из масштабов политических процессов выделяют несколько его разновидностей: 1.Повседневные политические процессы – это процессы, связанные с непосредственным взаимодействием индивидуальных, групповых и частично институциональных акторов (например, законодательный процесс в каком-либо парламенте).2. Исторический политический процесс – это процесс, связанный с деятельностью более крупных акторов (групп и институтов) в контексте какого-либо исторического события (например политическая революция, возникновение и развитие политической партии). 3. Эволюционный политический процесс характеризуется участием «крупных» акторов (институтов, политической системы в целом) и рассматривается в рамках длительных отрезков времени (такими процессами могут быть превращение города-полиса в имперскую столицу, трансформация политической системы, глобализационный процесс и т.д.).

С точки зрения значимости для общества выделяют: 1.Базовые политические процессы, влияющие или ведущие к изменению системных свойств политической жизни (например процесс формирования властных структур государственного уровня). 2.Периферийные политические процессы, которые характеризуются менее существенными изменениями, не оказывающими существенного влияния на доминирующие формы и способы отправления власти.

С точки зрения состояния общества выделяют: 1. Политический процесс стационарного типа, который осуществляется в рамках одной политической системы и характеризуется устойчивым воспроизводством политических отношений.2. Политический процесс переходного типа, который характерен для переходного периода и осуществляется в условиях несбалансированности политической активности основных субъектов.

Типологизация позволяет рассмотреть политический процесс с различных точек зрения и в разных плоскостях проявления, с учетом его масштабов, значимости для общества, направленности, способов изменения социальной реальности и других параметров.

56. Развитие представлений о лидерстве в истории политической мысли. Интерес к проблеме лидерства появился ещё в древности. Древнегреческий философ Платон считал, что главная черта правителя – мудрость. Поэтому во главе гос-ва должны стоять философы, обладающие большим умом и рассудительностью. Аристотель считал началом политики этику. Поэтому настоящий правитель должен обладать необходимым набором добродетелей: мужеством, благоразумием и т.д. Фома Аквинский, обосновывал власть государя «Божьей волей». Подданные должны подчиняться монарху, «неся свой крест». Значительный вклад в исследование проблемы политического лидерства внёс итальянский мыслитель Н. Макиавелли. В его трактовке политический лидер – это государь, кот.объединяет и представляет всё общ-во, обладает полит. способностями и военным таланом, использующий для сохранения своего господства и общественного порядка любые средства, в том числе и аморальные. Подходы к интерпретации политического лидерства: 1. «Теория черт лидера»– лидер, как особый соц.-психолог. тип личности, обладающий выдающимися качествами (высокая аналитичность, сильная воля и др. 2. «Ситуационная концепция» - лидество, как функция определённой ситуации, когда индивид выходит в лидеры, потому что отвечает интересам соц. группы. 3. «Теория определяющей роли последователей» - лидер-выразитель интересов определ. соц. сил. 4. «Реляционная теория» - настаивают на учёте всех факторов, влияющих на полит.лидерство: индивидуалн. качеств личности, ситуации и т.д.

 

 

57. Основные типы политической культуры. Первое глубокое исследование типов политической культуры было осуществлено Г. Алмондом и С. Вербой. С 1958 по 1962 г сранивпол.культ. Великобритании, Западной Германии, Италии, Мексики и США. Результаты в работе "Гражданская культура". Три типа:

Для патриархального типа характерны ориентации граждан на местные ценности - общину, род, клан, деревню, племя и т.п. Таким образом, индивид патриархальной культурой ориентирован на конкретные личности - вождей, шаманов. Знания о политической системе у членов сообщества полностью отсутствуют, политические ориентации не отделены от экономических и религиозных. Поэтому у личностей с патриархальной культурой нет никаких ожиданий, связанных с политической системой.

Подданнический тип культуры характеризуется пассивным отношением граждан к политической системе. Здесь личность уже ориентирована на политическую систему, связывает с ней свои ожидания, но в то же самое время опасается санкций с ее стороны.

Активистский тип или политическая культура участия отличается активным включением индивидов в политическую жизнь. Граждане умело артикулируют свои интересы и через выборы, группы интересов, партий оказывают влияние на процесс выработки политики. В то же самое время они демонстрируют лояльность к политической системе, законопослушность и уважение к принятым решениям.

Однако в реальной политической жизни политическая культура любого общества представляет собой комбинацию, "смесь" из нескольких типов политических культур. Особое внимание он уделил трем типам таких комбинаций. Для демократической индустриальной политической системы характерно следующее сочетание: 60% представителей активистской культуры, 30% - подданнической, 10% - патриархальной; для авторитарной переходной системы соответственно - 30, 40 и 30%; для демократической доиндустриальной - 20, 20 и 60%.

58. Политическое поведение личности.Политическое поведение – это важная разновидность поведения человека в обществе. Оно представляет собой процесс взаимодействия человека с политической средой и составляет совокупность форм и способов бытия индивидуума в политической сфере жизнедеятельности общества. Речь идет о политическом поведении субъектов политики: физических, юридических лицах, социальных группах. Единицей политического поведения является конкретный поступок, личностно и общественно значимый акт, в котором отражаются политические знания человека, его убеждения, материализуется его политическая культура.

Политическое поведение определяют многие факторы, которые можно классифицировать по нескольким основаниям.

1. По степени политической включенности субъекта в политическое поведение: активное и пассивное.

2. По характеру поступков, используемым методам, а также направленности:конфликтное и бесконфликтное. Первое характеризуется острым противостоянием политических сил, их разногласием, выражением политического протеста. Второе поиском политического согласия, поддержкой правящих структур, достижением консенсуса и т.п.

В самих политических институтах политическое поведение определяется и регулируется правовыми нормами, традициями, правилами, уставами и т.п.

Власть имеет возможность контролировать политическое поведение граждан и социальных групп посредством законодательства, подзаконных актов органов государственного управления, а также с помощью правоохранительных органов, прежде всего государственной безопасности, внутренних дел, прокуратуры, судов, следственных органов и др.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: