Экзаменационная работа по русскому языку и литературе




Прочитайте отрывок из произведения М.А.Шолохова «Судьба человека» и выполните задания.

 

Война Андрея Соколова.

(По произведению «Судьба человека» М.А.Шолохова)

 

1) Формировали нас под Белой Церковью, на Украине. 2) Дали мне ЗИС-5. 3) На нем и поехал на фронт. 4) Ну, про войну тебе нечего рассказывать, сам видал и знаешь, как оно было поначалу. 5) От своих письма получал часто, а сам крылатки посылал редко. 6) Бывало, напишешь, что, мол, все в порядке, помаленьку воюем, и хотя сейчас отступаем, но скоро соберемся с силами и тогда дадим фрицам покурить. 7) Только не пришлось мне и года повоевать... 8) Два раза за это время был ранен, но оба раза по легости: один раз - в мякоть руки, другой - в ногу; первый раз - пулей с самолета, другой - осколком снаряда. 9) Дырявил немец мою машину и сверху, и с боков, но мне, браток, везло на первых порах. 10) Везло-везло, да и довезло до самой ручки... 11) Попал я в плен под Лозовеньками в мае сорок второго года. 12) Немец тогда здорово наступал, и оказалась одна наша стодвадцатидвухмиллиметровая гаубичная батарея почти без снарядов. 13) Нагрузили мою машину снарядами по самую завязку, и сам я на погрузке работал так, что гимнастерка к лопаткам прикипала. 14) Надо было сильно спешить потому, что бой приближался (к)нам: (с)лева чьи-то танки гремят, (с)права стрельба идет, впереди стрельба, и уже начало попахивать жареным... 15) Командир нашей автороты спрашивает: "Проскочишь, Соколов?" 16) Я и подул. 17) В жизни так не ездил, как на этот раз! 18) Знал, что не картошку везу, что с этим грузом осторожность в езде нужна. 19) Но какая же тут может быть осторожность, когда там ребята с руками воюют, когда дорога вся насквозь артогнем простреливается. 20) Пробежал километров шесть, а тут гляжу - пехота наша и справа и слева от грейдера по чистому полю сыплет, и уже мины рвутся по их порядкам. 21) Что мне делать? 22) И до батареи остался какой-нибудь километр а добраться до своих мне браток не пришлось... 23) Видно, из дальнобойного тяжелый положил он мне возле машины. 24) Не слыхал я ни разрыва, ничего, только в голове будто что-то лопнуло, и больше ничего не помню.

Задание 1. Укажите номера предложений, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Андрей Соколов попал в плен под Лозовеньками.

2) Не пришлось ему и года повоевать.

3) Два раза за это время был ранен легко.

Задание 2. Самостоятельно подберите прилагательное, которое должно стоять на месте пропуска в 19 предложении текста.

Задание 3. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово, обозначьте ударение.

алфавИт, катАлог, квартАл, углубИть.

Задание 4. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка

6) Бывало, напишешь, что все в порядке, помаленьку воюем, и хотя сейчас отступаем, но скоро соберемся с силами и тогда дадим фрицам покурить.

Задание 5. Из предложений 15-16 выпишите просторе́чие (слово, которое используется в разговорной речи)

 

Задание 6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно

 

1) более СИЛЬНЫЙ 3) нет ПОГОН

2) в ТЫСЯЧА девятьсот сорок втором 4) много СОЛДАТОВ

 

Задание 7. Укажите ряд слов, в котором во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номер ответа.

1) изл..гать, исп..рение, ум..лкать;

2) ноч..вка, трущ..бы, крыж..вник;

3)..делать,..бить, во..созданный.

4). нар..стала, обг..релая, з..ря

Задание 8. Укажите все цифры, на месте которых надо писать слово СЛИТНО

Надо было сильно спешить потому, что бой приближался к(1)нам: с(2)лева чьи-то танки гремят, с(3)права стрельба идет, в(4)переди стрельба, и уже начало попахивать жареным....

Задание 9. Спишите предложение, расставив знаки препинания

И до батареи остался какой-нибудь километр а добраться до своих мне браток не пришлось...

Задание 10. Укажите номера предложений, в которых есть однородные сказуемые.

3) На нем и поехал на фронт.

4) Ну, про войну тебе нечего рассказывать, сам видал и знаешь, как оно было поначалу.

13) Нагрузили мою машину снарядами по самую завязку, и сам я на погрузке работал так, что гимнастерка к лопаткам прикипала.

Задание 11. Какое из высказываний соответствует содержанию текста?

1) Андрей Соколов был на фронте разведчиком.
2) Соколов струсил и сам сдался в плен.

3) Командир автороты послал А.Соколова за снарядами.

Задание 12. Прочитайте фрагмент критической статьи Ш. Галимова «Земля Ф. Абрамова» К выделенным словам подберите из списка термины, обозначающие языковые особенности текста (гипербола, сравнение, олицетворение, эпитет, метафора).

А. Главный герой Андрей Соколов обычный, простой человек, но со сложной судьбой.

 

Б. Но в один момент жизнь распорядилась по-другому.


В. Такие люди как Соколов достойны уважения, мало кто сможет с гордостью вытерпеть и пройти такие жизненные испытания, ни разу не сломившись, а, напротив, с гордо поднятой головой.


Задание 13. Укажите жанр, к которому относится произведение «Судьба человека»(рассказ, поэма, повесть, очерк, роман-эпопея, новелла и др.)

Задание 14. Напишите ответ на вопрос (1-2 предложения):

Почему писатели продолжают создавать произведения о Великой Отечественной войне?

Задание 15. Дайте развёрнутый ответ (7- 9 распространённых предложений или 50-70 слов) на ОДИН ИЗ вопросов:

1. В чём заключается подвиг русских солдат, таких, как Андрей Соколов, в годы Великой Отечественной войны?

2. Как воевал Андрей Соколов?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: