ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ




Основные вопросы

· Понятие о педагогической диагностике.

· Сущность, функции и виды контроля.

· Методы контроля.

· Дидактические тесты. Тестовые задания в начальном образовании.

Понятие о педагогической диагностике.

Диагностика - прояснение всех обстоятельств протекания дидактического процесса, точное определение результатов последнего.

Целью дидактического диагностирования является своевременное выявление, оценивание и анализ течения учебного процесса в связи с продуктивностью последнего.

Диагностирование рассматривает результаты в связи с путями, способами их достижения, выявляет тенденции, динамику формирования продуктов обучения. Диагностирование включает в себя контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего развития событий.

Контроль - выявление, измерение и оценивание знаний, умений и навыков учащихся.

Проверка - составной элемент контроля, представляющий собой процесс выявления и измерения знаний, умений и навыков учащихся.

Проверка имеет целью определение не только уровня и качества обученности учащихся, но и объема учебного труда последнего. Кроме проверки контроль отражает в себе оценивание как процесс и оценку как результат проверки. Оценки фиксируются в виде отметок.

Важнейшими принципами диагностирования и контролирования обученности учащихся являются объективность, систематичность, наглядность.

Объективность заключается в научно обоснованном содержании диагностических тестов (заданий, вопросов), диагностических процедур, равном отношении педагога ко всем обучаемым, установленным адекватным критериям оценивания знаний, умений. Объективность диагностирования означает, что выставленные оценки совпадают независимо от методов и средств контролирования и педагогов, осуществляющих диагностирование.

Требование принципа систематичности состоит в необходимости проведения диагностического контролирования на всех этапах дидактического процесса - от начального восприятия знаний и до их практического применения.

Принцип систематичности требует комплексного подхода к проведению диагностирования, при котором различные формы, методы и средства контролирования, проверки, оценивания используются в тесной взаимосвязи и единстве, подчиняются одной цели.

Принцип наглядности заключается в проведении открытых испытаний всех обучаемых по одним и тем же критериям. Принцип требует оглашения и мотивации оценок. Оценка - это ориентир, по которому обучаемые судят об эталонах требований к ним, а также об объективности педагога. Необходимым условием реализации принципа является объединение результатов диагностических средств, их обсуждение и анализ.

 

Сущность, функции, виды контроля

Важным компонентом диагностирования является контроль. Контроль - это наблюдение за процессом усвоения знаний, умений и навыков, их выявление, измерение, оценивание; это способ получения учителем информации о качественном состоянии учебного процесса. Контроль проводится в целях проверки и выявления причин отклонений от заданной цели. Он выполняет функцию управления, устанавливающую степень соответствия принятых решений фактическому состоянию дел.

Контроль выполняет следующие функции:

1) контролирующая - установление обратной связи, учет результатов контроля;

2) обучающая - активизация работы учащихся по усвоению знаний, корректировка, совершенствование, систематизация знаний;

3) воспитывающая - приучение учащихся к систематической работе в формировании нравственных качеств, самооценки;

4) развивающая - развитие памяти, внимания, интереса к предмету, творчества;

5) мотивационная - развитие мотива и потребности в учебе;

6) диагностирующая и прогнозирующая - реализация целей контроля, определение новых направлений развития образовательного процесса.

Контроль бывает разных видов и форм. В педагогической практике применяется несколько видов контроля:

· предварительный контроль,

· текущий контроль

· периодический контроль,

· тематический контроль,

· итоговый контроль и

· отсроченный контроль.

Предварительный контроль проводится с целью выявления имеющихся знаний, умений и навыков учащихся к началу обучения. Применяется он обычно в начале учебного года или перед изучением новой темы. Предварительный контроль позволяет обучающему находить наиболее эффективные методы и формы работы.

Текущий контроль осуществляется по ходу обучения и позволяет определить степень сформированности знаний, умений, навыков, а также их глубину и прочность. Этот контроль дает возможность своевременно выявит пробелы в знаниях учащихся и оказать им помощь в усвоении программного материала. Текущий контроль стимулирует ответственность ученика за подготовку к каждому занятию.

Периодический контроль подводит итоги работы за определенной период времени. Он осуществляется в конце четверти, полугодия.

Тематический контроль осуществляется после изучения темы, раздела и имеет целью систематизацию знаний обучаемых.

Итоговый контроль призван определить конечные результаты обучения. Он охватывает всю систему знаний, умений и навыков по предмету.

Отсроченный контроль - контроль остаточных знаний и умений спустя какое-то время после изучения темы, раздела, курса (этот срок может колебаться от 3 месяцев до полугода и более). Отсроченный контроль как вид контроля соответствует требованию судить об эффективности процесса по конечному результату.

Контроль осуществляется в различных формах. По форме контроль подразделяется на индивидуальный, групповой и фронтальный.

 

Методы контроля

Методы контроля - это способы диагностической деятельности, позволяющие осуществлять обратную связь в процессе обучения с целью получения данных об успешности обучения, эффективности учебного процесса. Они должны обеспечивать систематическое, полное, точное и оперативное получение информации об учебном процессе. Основными методами контроля знаний, по мнению И.Ф. Харламова, являются:

Повседневное наблюдение за учебной работой учащихся;

устный опрос — индивидуальный, фронтальный, уплотненный; выставление поурочного балла;

контрольные работы,

проверка домашних работ,

программированный контроль,

тестирование.

Повседневное наблюдение за учебной работой учащихся позволяет учителю составить представление о том, как ведут себя учащиеся на занятиях, как они воспринимают и осмысливают изучаемый материал, какая у них память, в какой мере они проявляют сообразительность и самостоятельность при выработке практических умений и навыков, каковы их учебные склонности, интересы и способности.

Сущность устного опроса (индивидуальный, фронтальный, уплотненный) заключается в том, что учитель ставит учащимся вопросы по содержанию изученного материала и побуждает их к ответам, выявляя таким образом качество и полноту его усвоения. Поскольку устный опрос является вопросно-ответным способом проверки знаний учащихся, его еще иногда называют беседой. При устном опросе учитель расчленяет изучаемый материал на отдельные смысловые единицы (части) и по каждой из них задает учащимся вопросы. По многим предметам устный опрос (беседа) сочетается с выполнением учащимися устных и письменных упражнений.

Сущность фронтального опроса состоит в том, что учитель расчленяет изучаемый материал на сравнительно мелкие части с тем, чтобы таким путем проверить знания большего количества учащихся.

Сущность уплотненного опроса заключается в том, что учитель вызывает одного ученика для устного ответа, а четырем-пяти школьникам предлагает дать письменные ответы на вопросы, подготовленные заранее на отдельных листках (карточках).

Практика уплотненного опроса привела к возникновению методики письменной проверки знаний. Суть ее состоит в том, что учитель раздает учащимся заранее подготовленные на отдельных листках вопросы или задачи и примеры, на которые они в течение небольшого времени дают письменные ответы. Письменный опрос позволяет на одном уроке оценивать знания всех учащихся. Это важная положительная сторона данного метода.

Сущность выполнения контрольных работ состоит в том, что после прохождения отдельных тем или разделов учебной программы учитель проводит в письменной или практической форме проверку и оценку умений и навыков учащихся.

Проверка домашних работ учащихся позволяет учителю изучать отношение школьников к учебной работе, качество усвоения изучаемого материала, наличие пробелов в знаниях, а также степень самостоятельности при выполнении домашних заданий.

В системе проверки знаний учащихся применяется программированный контроль, сущность которого состоит в том, что учащемуся предлагаются вопросы, па каждый из которых дается три-четыре ответа, но только один из них является правильным.

Самоконтроль — это выделение учащимся этапов работы и их последовательности. Он помогает сравнить результаты собственной деятельности с заданным образцом, с результатами, полученными другими учащимися, обнаружить собственные ошибки и неверные действия, на основе чего проводить их коррекцию. В исследованиях О.И. Тириновой подробно такие виды самоконтроля, как прогнозирующий, пооперационный, самоконтроль по результату.

В настоящее время с целью проверки и оценки знаний учащихся все более широко используется такой метод, как тестирование, когда учащимся в письменном виде или с помощью.компьютера предлагаются вопросы, по ответам на которые судят о качестве усвоения изучаемого материала.

 

Дидактические тесты. Тестовые задания в начальном образовании

В психологии и педагогике тест определяется как краткое, стандартизированное, обычно ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления индивидуальных различий в сравниваемых величинах.

В начале XX века начинают разграничиваться 2 направления в развитии методики тестирования: разработка психологических тестов (предназначенных для исследования интеллекта), и педагогических тестов (для измерения успешности обучения по тем или иным школьным дисциплинам).

Тест достижений фиксирует состояние знаний (или других результатов обучения) на момент тестирования, и эти данные нельзя непосредственно использовать для предсказания результативности последующего обучения.

Тест обученности - совокупность заданий, сориентированных на определение (измерение) уровня (степени) усвоения определенных частей содержания обучения.

Требования к тестам обученности:

• относительная краткосрочность (не требуется много времени на ответы);

• однозначность;

• правильность;

• относительная краткость;

• информационность;

• удобство для математической обработки;

• стандартность.

Критерии диагностических тестов:

• действенность (валидность, показательность) - это полнота, всесторонность проверки, пропорциональное представление всех элементов изучаемых знаний, навыков, умений;

• надежность - стабильность, устойчивость показателей при повторных измерениях с помощью того же теста или равноценного его заменителя;

• дифференцированность (различимость) предполагает возможность выявления степени усвоения знаний, навыков, умений различными категориями учащихся.

Сейчас в начальном образовании широко используются задания тестового характера. Они используются как в процессе обучения, так и для контроля и оценки знаний учащегося, сформированное™ у него умений их применять, владеть определенными способами действий. Учитель, использующий тест, должен понимать, что тестом является не любое задание с выбором ответов. К составлению тестов предъявляются требования, нарушения которых приводит не только к ошибкам в оценке учащегося, но и к неправильным прогнозам.

При анализе тестов, которые используются в начальной школе, их можно разделить па следующие типы:

• с выбором одного верного ответа из четырех предложенных вариантов;

• с выбором нескольких верных ответов из пяти-шести предложенных вариантов;

• с кратким ответом, где требуется только запись результата выполненного действия (число, выражение, рисунок, словосочетание и т.п.), соотнесение схемы и конкретного примера (описание объекта и его название);

• с развернутым ответом, требующим его объяснения (записи собственного высказывания, построения, записи решения задачи).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: