Темы семинарских (практических) занятий




Декан филологического факультета

_________ проф. Т.А. Демешкина

«__»___________2006 г.

 

История русской литературы первой трети XIX века

 

Рабочая программа

 

 

Специальность 021700 – ФИЛОЛОГИЯ

 

 

Статус дисциплины:

Федеральный компонент направления

 

Томск

 

ОДОБРЕНО кафедрой русской и зарубежной литературы

Протокол № от «01/06 от 1 февраля 2006 г.

 

Зав. кафедрой, профессор _______________А.С. Янушкевич

 

 

РЕКОМЕНДОВАНО методической комиссией филологического факультета

Председатель комиссии, доцент И.В. Тубалова

«__»_____________ 2006 г.

 

 

Рабочая программа по курсу «История русской литературы первой трети XIX века» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 021700 – ФИЛОЛОГИЯ, утвержденного 10 марта 2000 г.

Общий объем курса – 100 ч. Из них: лекции - 54 ч, семинарские занятия - 10 ч, самостоятельная работа студентов - 36 ч.

Экзамен в первом семестре.

составитель:

Янушкевич Александр Сергеевич – доктор филологических наук, профессор кафедры русской и зарубежной литературы

 

рецензент: профессор, д.ф.н. Канунова Ф.З.

 

 


I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

 

Целью курса «История русской литературы первой трети XIX века» является выработка историко-литературных, эстетических, теоретических знаний и понятий, связанных с пушкинской эпохой и «золотого века» русской поэзии.

Задачи курса «История русской литературы первой трети XIX века» – осмысление таких понятий, как русский романтизм и его эстетика, «поэзия действительности», элегия, баллада, дружеское послание, роман в стихах и поэма в прозе, путь от поэзии к прозе, художественные открытия Пушкина, Лермонтова, Гоголя.

Место курса: входит в блок дисциплин «История русской литературы».

Требования к уровню освоения курса сводятся к следующему.

Студент должен знать:

1) литературу данного периода в ее соотношении с национальной и мировой историей, в контексте общественно-философских и нравственно-религиозных поисков эпохи:

2) закономерности литературного процесса в соотношении с развитием мировой литературы и культуры данного периода;

3) своеобразие творческой индивидуальности виднейших писателей данного периода.

 

Студент должен уметь:

1) анализировать художественный текст с точки зрения его творческой истории, жанровой специфики, места в литературном процессе и творчества данного писателя;

2) пользоваться научной, справочной, методической литературой по изучаемому курсу;

3) самостоятельно соотносить творчество писателя с его биографией.

 

П. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 

Введение

Общественно-литературное движение 1800-1830-х годов. Характерные определения эпохи. 1800-е, 1810-е, 1820-е, 1830-е годы как сущностные этапы общественно-философского и литературного развития в России. Развитие русского искусства: его формы и эстетическое содержание в архитектуре, скульптуре, живописи, музыке, театре. Отечественная война 1812 года и декабристское движение в контексте историко-литературного процесса, эпохи «гражданской экзальтации». Россия и Запад: уроки великой французской революции, антинаполеоновского движения, интерес к немецкой философии, активизация переводческой деятельности. Формирование идей историзма, народности, философии личности и их отражение в деятельности и трудах Н.М. Карамзина, любомудров, декабристов, П.Я. Чаадаева. Бурное развитие русской журналистики и споры о языке. Жизнь литературных салонов и обществ 1800-1830-х гг. («Беседа любителей русского слова» и «Арзамас»).

1. Романтизм как литературное направление. Своеобразие русского романтизма.

2. Поэзия В.А. Жуковского. Особенности его переводческой деятельности.

3. Поэзия К.Н. Батюшкова. Своеобразие его романтизма в соотношении с поэзией Жуковского.

4. Поэты-декабристы. «Думы» К.Ф. Рылеева в контексте русского романтизма.

5. Поэты пушкинского круга (Д.В. Давыдов, Н.М. Языков, П.А. Вяземский, А.А. Дельвиг, Д.В. Веневитинов). Типологические особенности и своеобразие творческой индивидуальности.

6. Поэзия Е.А. Баратынского и ее место в истории русской поэзии.

7. Басенное творчество И.А. Крылова.

8. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» как «высокая комедия».

9. Творчество А.С. Пушкина. Личность и творческий путь.

10. Творчество М.Ю. Лермонтова. Личность и творческий путь.

11. Своеобразие русской прозы 1820-1830-х годов (А. Бестужев-Марлинский, В.Ф. Одоевский).

12. Русский исторический роман (М.Н. Загоскин, И. И. Лажечников).

13. Особенности русской поэзии 1820-1830-х годов (А.И. Полежаев, А.В. Кольцов).

14. Творчество Н.В. Гоголя. Этапы и проблемы его творческой эволюции.

 

Темы семинарских (практических) занятий

 

Задача семинарских занятий – выработка навыков литературоведческого анализа, усвоение основных представлений об эпохе, ее общественно-исторических, этико-философских поисках.

1. В.А. Жуковский – «Коломб русского романтизма в поэзии».

2. Своеобразие декабристского романтизма и творческий путь К.Ф. Рылеева.

3. Поэзия А.В. Кольцова и ее место в русском историко-литературном процессе.

4. Лирика А.С. Пушкина периода скитаний: ее эстетическое содержание.

5. Повесть Н.В. Гоголя «Шинель»: жанровое содержание и природа фантастического.

Для проверки усвоения материала планируется проведение на каждом занятии пятиминутных письменных работ и написание домашней зачетной работы по анализу лирического произведения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: