Классификация упражнений по М.Р. Львову




Тема: Изучение разделов науки о языке.

Вместо введения.

Уважаемые студенты, при небольшом количестве часов – 4 часа –л. и 4часа пр. - прошу выполнять все мои рекомендации.

Выполнять задания необходимо в самом тексте, который я готовлю для Вас, и прикреплять в контакте.

1. Цели освоения учащимися разделов школьного курса русского языка:

· изучение особенностей единиц языка;

· осмысление функционирования из (единиц языка) в речи;

· формирование учебно-языковых умений.

2.При изучении разделов «Орфография», «Лексика» и др. учащиеся приобретают учебно-языковые умения:

· опознавательные – умения узнавать языковые и речевые явления;

· классификационные – группировать на языковые и речевые явления по какому-либо основанию;

· синтетические – делать различные разборы по плану.

3.Следует учитывать особенности методики изучения фонетики:

· опора на речевой слух учащихся;

· рассмотрение звука в морфеме;

· сопоставление звука и буквы.

4.Следует учитывать особенности методики изучения лексики и фразеологии (пользуясь учебником «Методика преподавания русского языка» (на выбор), назвать эти особенности:

· наглядность, сознательность и активность, доступность и посильность, систематичность и последовательность, прочность, связь теории и практики, научность)

· сопоставление слова и реалии

· сопоставление лексического и грамматического значения слова

· сопоставление единиц лексической парадигмы

· сопоставление слов и фразеологизмов со сферами их употребления

· сопоставление истории слова и истории реалии

5.Следует учитывать особенности методики изучения словообразования:

· сопоставление структуры слова и способа его образования;

· сопоставление лексического значения слова и словообразовательного значения модели;

· определение структуры слова путем его толкования.

6.Следует учитывать особенности методики изучения морфологии:

· сопоставление лексического значения конкретного слова и общего смыслового значения слова как части речи;

· сопоставление косвенных форм и исходной формы;

· сопоставление члена предложения и части речи

7.Следует учитывать особенности методики изучения синтаксиса:

· сопоставление структуры и интонации;

· сопоставление члена предложения и части речи

8.Классификация упражнений по русскому языку (М.Т. Баранов):

· фонетические;

· фонетико-графические;

· лексико-фразеологические;

· морфемные;

· словообразовательные;

· морфологические;

· синтаксические.

Задание: представить другую классификацию упражнений.

Классификация упражнений по русскому языку

Классификация упражнений по М.Р. Львову

В словаре-справочнике по методике русского языка М.Р. Львова упражнения по русскому языку подразделяются на:

а) наблюдения над языком с заданиями обнаружить то или иное явление, те или иные его свойства и пр.;

б) различные виды разбора (грамматического, фонетического, словообразовательного, орфографического и пр.);

в) различного вида списывания с заданиями;

г) конструирование слов, словосочетаний и предложений по заданным моделям и без них; образование грамматических форм;

д) творческие упражнения, направленные на употребление изучаемых языковых явлений в собственной речи » [Львов, 1997, с.230-231].

Упражнения классифицируются:

а) по содержанию – могут относиться к любому из разделов программы по русскому языку;

б) по форме выполнения – быть устными и письменными;

в) по степени трудности – представлять собой самые различные ступени перехода от элементарного к сложному.

Классифицируются упражнения и в соответствии с типом применяемых в них умственных операций:

а) аналитические упражнения (анализ готового материала) формируют навык распознавания языковых фактов и обеспечивают развитие чувства языка (наблюдения над языковыми явлениями; языковой разбор; имитативное чтение; распределение слов по гнёздам; семантизация аффиксов; составление схем и пр.);

б ) аналитико-синтетические упражнения (преобразование данного языкового материала) формируют умения отбирать лексические, морфологические, синтаксические средства с точки зрения смысла и стиля речи, грамматически их связывать (видоизменение речевых форм; лингвистический эксперимент; моделирование; синонимическая замена языковых фактов; построение различных единиц языка по опорным элементам, предложенным моделям, схемам; реконструирование текста);

в) синтетические упражнения (упражнения продуктивного характера) формируют навыки анализа текста, обеспечивают понимание особенностей функционирования языковых элементов в речи, развивают умения строить высказывание в соответствии с нормами литературного языка (построение словосочетаний и предложений различных типов; составление обобщающих схем и таблиц, редактирование деформированного текста; конструирование текста – изложения и сочинения разных видов).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: