Тема: Изучение разделов науки о языке.
Вместо введения.
Уважаемые студенты, при небольшом количестве часов – 4 часа –л. и 4часа пр. - прошу выполнять все мои рекомендации.
Выполнять задания необходимо в самом тексте, который я готовлю для Вас, и прикреплять в контакте.
1. Цели освоения учащимися разделов школьного курса русского языка:
· изучение особенностей единиц языка;
· осмысление функционирования из (единиц языка) в речи;
· формирование учебно-языковых умений.
2.При изучении разделов «Орфография», «Лексика» и др. учащиеся приобретают учебно-языковые умения:
· опознавательные – умения узнавать языковые и речевые явления;
· классификационные – группировать на языковые и речевые явления по какому-либо основанию;
· синтетические – делать различные разборы по плану.
3.Следует учитывать особенности методики изучения фонетики:
· опора на речевой слух учащихся;
· рассмотрение звука в морфеме;
· сопоставление звука и буквы.
4.Следует учитывать особенности методики изучения лексики и фразеологии (пользуясь учебником «Методика преподавания русского языка» (на выбор), назвать эти особенности:
· наглядность, сознательность и активность, доступность и посильность, систематичность и последовательность, прочность, связь теории и практики, научность)
· сопоставление слова и реалии
· сопоставление лексического и грамматического значения слова
· сопоставление единиц лексической парадигмы
· сопоставление слов и фразеологизмов со сферами их употребления
· сопоставление истории слова и истории реалии
5.Следует учитывать особенности методики изучения словообразования:
· сопоставление структуры слова и способа его образования;
· сопоставление лексического значения слова и словообразовательного значения модели;
· определение структуры слова путем его толкования.
6.Следует учитывать особенности методики изучения морфологии:
· сопоставление лексического значения конкретного слова и общего смыслового значения слова как части речи;
· сопоставление косвенных форм и исходной формы;
· сопоставление члена предложения и части речи
7.Следует учитывать особенности методики изучения синтаксиса:
· сопоставление структуры и интонации;
· сопоставление члена предложения и части речи
8.Классификация упражнений по русскому языку (М.Т. Баранов):
· фонетические;
· фонетико-графические;
· лексико-фразеологические;
· морфемные;
· словообразовательные;
· морфологические;
· синтаксические.
Задание: представить другую классификацию упражнений.
Классификация упражнений по русскому языку
Классификация упражнений по М.Р. Львову
В словаре-справочнике по методике русского языка М.Р. Львова упражнения по русскому языку подразделяются на:
а) наблюдения над языком с заданиями обнаружить то или иное явление, те или иные его свойства и пр.;
б) различные виды разбора (грамматического, фонетического, словообразовательного, орфографического и пр.);
в) различного вида списывания с заданиями;
г) конструирование слов, словосочетаний и предложений по заданным моделям и без них; образование грамматических форм;
д) творческие упражнения, направленные на употребление изучаемых языковых явлений в собственной речи » [Львов, 1997, с.230-231].
Упражнения классифицируются:
а) по содержанию – могут относиться к любому из разделов программы по русскому языку;
б) по форме выполнения – быть устными и письменными;
в) по степени трудности – представлять собой самые различные ступени перехода от элементарного к сложному.
Классифицируются упражнения и в соответствии с типом применяемых в них умственных операций:
а) аналитические упражнения (анализ готового материала) формируют навык распознавания языковых фактов и обеспечивают развитие чувства языка (наблюдения над языковыми явлениями; языковой разбор; имитативное чтение; распределение слов по гнёздам; семантизация аффиксов; составление схем и пр.);
б ) аналитико-синтетические упражнения (преобразование данного языкового материала) формируют умения отбирать лексические, морфологические, синтаксические средства с точки зрения смысла и стиля речи, грамматически их связывать (видоизменение речевых форм; лингвистический эксперимент; моделирование; синонимическая замена языковых фактов; построение различных единиц языка по опорным элементам, предложенным моделям, схемам; реконструирование текста);
в) синтетические упражнения (упражнения продуктивного характера) формируют навыки анализа текста, обеспечивают понимание особенностей функционирования языковых элементов в речи, развивают умения строить высказывание в соответствии с нормами литературного языка (построение словосочетаний и предложений различных типов; составление обобщающих схем и таблиц, редактирование деформированного текста; конструирование текста – изложения и сочинения разных видов).