Классификация упражнений по русскому языку (другая классиф.).




Выполнила: Уразбаева Елена Викторовна. ЗБ-РНО-31

17.06.20

Тема: Изучение разделов науки о языке.

1. Цели освоения учащимися разделов школьного курса русского языка:

· изучение особенностей единиц языка;

· осмысление функционирования из (единиц языка) в речи;

· формирование учебно-языковых умений.

2.При изучении разделов «Орфография», «Лексика» и др. учащиеся приобретают учебно-языковые умения:

· опознавательные – умения узнавать языковые и речевые явления;

· классификационные – группировать на языковые и речевые явления по какому-либо основанию;

· синтетические – делать различные разборы по плану.

3.Следует учитывать особенности методики изучения фонетики:

· опора на речевой слух учащихся;

· рассмотрение звука в морфеме;

· сопоставление звука и буквы.

4.Следует учитывать особенности методики изучения лексики и фразеологии (пользуясь учебником «Методика преподавания русского языка» (на выбор), назвать эти особенности:

· экстралингвистический (сопоставление слова и реалии);

· лексико-грамматический (сопоставление лексического и грамматического значений слова);

· парадигматический (сопоставление единиц лексической парадигмы);

· функционально-стилистический (сопоставление фразеологизмов со сферами их употребления);

· исторический (сопоставление истории слова и истории реалии).

Раздел «Лексика и фразеология» изучается согласно программе в 5 классе. В содержание раздела включены:

· - общее понятие о лексике;

· - сведения о лексическом значении слова;

· - многозначные и однозначные слова;

· - прямое и переносное значение слова;

· - синонимы, антонимы, омонимы;

· - слова общеупотребительные, диалектные и профессиональные;

· - слова исконные и заимствованные;

· - устаревшие и новые, а также устойчивые сочетания слов, т.е. фразеологизмы.

 

5.Следует учитывать особенности методики изучения словообразования:

· сопоставление структуры слова и способа его образования;

· сопоставление лексического значения слова и словообразовательного значения модели;

· определение структуры слова путем его толкования.

6.Следует учитывать особенности методики изучения морфологии:

· лексико-грамматический принцип - сопоставление лексического значения конкретного слова и общего смыслового значения слова как части речи, (например, беготня: лексическое значение "быстрые перемещения людей на ногах в разных направлениях" и общее смысловое значение "действие в форме существительного");

· парадигматический принцип - сопоставление косвенных форм и исходной формы слова;

· морфолого-синтаксический принцип - сопоставление слова как члена предложения и части речи.

7.Следует учитывать особенности методики изучения синтаксиса:

- морфолого-синтаксический принцип: сопоставление членов предложения и частей речи. Для того, чтобы учащиеся научились различать части речи и члены предложения необходимо предлагать им предложения с нетипичными случаями выражения того или иного члена предложения.

интонационный принцип: сопоставление синтаксической структуры предложения и интонационного оформления. Методы и приемы изучения синтаксиса направлены как на анализ синтаксических единиц, так и на употребление в собственной речи:

1. Нахождение синтаксических структур в тексте;

2. Составление словосочетаний и предложений указанной структуры;

3.Составление словосочетаний и предложений по схемам (чтение синтаксических схем);

4. Полный или частичный синтаксический разбор.

В методике выявляют специальные виды работ, способствующие формированию системы знаний по синтаксису.

8.Классификация упражнений по русскому языку (М.Т. Баранов):

· фонетические;

· фонетико-графические;

· лексико-фразеологические;

· морфемные;

· словообразовательные;

· морфологические;

· синтаксические.

Задание: представить другую классификацию упражнений.

Классификация упражнений по русскому языку (другая классиф.).

Система упражнений на уроках русского языка, разработанная Е.И. Никитиной Е.И.

Никитина, вслед за Л.П. Федоренко, выстраивает систему упражнений, способствующих формированию и развитию речевых навыков учащихся, выделяя следующие типы упражнений: рецептивные (анализ готового (чужого) языкового материала); репродуктивные и продуктивные (конструирование самостоятельных примеров, высказываний). Е.И. Никитина выделяет 4 типа упражнений.

Упражнения 1-го типа – на готовом языковом материале, рецептивного характера. Цель этих упражнений: научиться узнавать, классифицировать изучаемое языковое явление. Такие упражнения развивают также стилистическое чутьё учеников, помогают им запоминать нормы употребления языковых единиц. Упражнения первого типа: все виды диктантов и списываний без изменения текста, грамматические разборы.

Упражнения 2-го типа – с изменением языкового материала, они связаны с формированием умений выбирать один из нескольких вариантов. Цель этих упражнений: изменить дидактический материал так, чтобы в нём появилось изучаемое языковое явление. Упражнения второго типа: редактирование, творческое списывание или творческий диктант.

Упражнения 3-го типа – репродуктивного характера. Цель этих упражнений: повторить вслед за образцом использование изучаемого языкового явления в тексте. Упражнения 3-го типа: изложения-миниатюры (пересказы) с лингвистическим заданием: передать содержание исходного текста, сохраняя изучаемое языковое явление.

Упражнения 4-го типа – продуктивного характера. Цель этих упражнений: употребить в собственной речи изучаемое языковое явление. В процессе их выполнения формируются коммуникативные умения учащихся.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: