Россия на рубеже XIX-XX веков. Революция 1905-1907 годов в России. Столыпинские реформы.




Россия после 1861 г. начала выходить из феодального застоя, а с начала 80-х годов ХIX в.бурно входить в капитализм. Динамику демонстрировали все отрасли промышленности. Быстрыми темпами развивались добывающие отрасли. Наряду с развитием промышленности идет процесс развития инфраструктуры. Столь быстрое развитие капитализма в России привело к тому, что к 1913 г. Россия по промышленному производству заняла пятое место после США, Германии, Великобритании и Франции. Несмотря на рост внешней торговли России, удельный вес ее в международном обороте к концу столетия не только не увеличился, но даже, правда, незначительно, снизился с 3,6% в 1850 году до 3,4% в 1899 году. Хотя в энциклопедии Брокгауза и Эфрона дается иная оценка. В ней указывается, что торговый оборот всемирного рынка в конце XIX века был равен 33,5 млрд руб., из которых 20% падало на Великобританию, на Германию - 11%, Соединенные Штаты - 10%, Францию - 8, Голландию - 7. Россия находилась на шестом месте - 6%. Затем идут Австро-Венгрия - 5%, Бельгия - 5, Индия Британская - 4%, Италия - 3,5, Бразилия - 3, Китай - 2,5%.

Необходимо обратить внимание на охранительный характер внешнеторговой политики правительства. Как пишет П.А. Хромов: «Период промышленного капитализма в России характеризуется усилением протекционистской системы - таможенное обложение ввозимых товаров возрастало. В 1857 - 1868 годах ценность пошлин к стоимости импортируемых товаров составляла 17,6 проц.; в 1869 - 1876 годах - 12,8 проц., в 1881 - 1884 годах - 18,7 проц., в 1885 - 1890 годах - 28,3 проц., в 1891 - 1900 годах - 33 процента». Необходимо напомнить, что в 1891 г. в России был введен специальный «охранительный» (протекционистский) тариф.

С начала века наступает период еще большей активности торговых связей, хотя приоритеты по странам и регионам практически не изменились, за исключением 1917 г., когда практически прекратилась торговля с Германией и скачкообразно подскочила торговля с США.

Особенности модернизации в России:

В России железнодорожное строительство развернулось до промышленного переворота, явившись мощным стимулом, с одной стороны, индустриального развития страны, с другой - капиталистической эволюции всего народного хозяйства. Система российского фабричного производства во многих отраслях промышленности складывалась без прохождения предшествующих стадий - ремесла и мануфактуры.

В другой последовательности в России происходило и оформление кредитной системы. К началу XX в. эта система была представлена, прежде всего, крупными и крупнейшими акционерными коммерческими банками, а бурный рост средних и мелких кредитных учреждений приходился лишь на время предвоенного промышленного подъема. Наблюдался быстрый рост различных форм экономической организации производства - мелкотоварной частнокапиталистической, акционерной, государственно-капиталистической, монополистической, а затем государственно-монополистической.

Для России был характерен не вывоз, а ввоз капитала. Создалась высокая степень концентрации производства и рабочей силы. Важная особенность капиталистической эволюции России состояла в том, что огромную роль в экономической жизни, становлении основных элементов новых отношений играло самодержавное государство. Вмешательство государства в хозяйственную жизнь выражалось:

· в создании казенных заводов (военное производство), которые были исключены из сферы свободной конкуренции;

· в государственном контроле за железнодорожным транспортом и строительством новых дорог (2/3 сети железных дорог принадлежало государству);

· в том, что государству принадлежала значительная часть земельных угодий;

· в существовании значительного государственного сектора в экономике;

· в установлении государством протекционистских тарифов, предоставлении государственных кредитов и заказов;

· в создании государством условий для привлечения иностранных инвестиций (в 1897 г. была проведена денежная реформа (Витте), ликвидировавшая биметаллизм и установившая золотое обеспечение рубля, его конвертируемость).

Государство активно покровительствовало развитию отечественной промышленности, банковского дела, транспорта, связи. В страну стали поступать значительные иностранные инвестиции. Но на развитие российской экономики отрицательно влияли следующие факторы:

· многоукладный характер экономики - наряду с частнокапиталистическим, монополистическим и государственно-монополистическим сохранялись мелкотоварный (кустарная промышленность), полукрепостнический и натурально-патриархальный (община) уклады;

· неравномерность и глубокие диспропорции в развитии отдельных отраслей;

· зависимость от внешних рынков зерна и иностранных инвестиций, в результате чего Россия тяжело пережила кризисы 1898 - 1904 и 1907-1910 гг.;

· сочетание высоких темпов развития экономики с низкой производительностью труда (в 2-3 раза ниже, чем в Европе), отставанием в производстве продукции на душу населения и технической вооруженности труда;

· российская буржуазия не имела доступа к власти и не была свободна в принятии решений, она так и не вышла из сословных рамок гильдейского купечества;

· наличие мощного бюрократического капитала, представлявшего собой громадное государственное хозяйство - колоссальный земельный и лесной фонды, шахты и металлургические заводы на Урале, Алтае, в Сибири, военные заводы, железные дороги, государственный банк, предприятия связи, которые принадлежали казне и управлялись не буржуазными, а феодально-бюрократическими методами.

Несмотря на ускоренное развитие промышленности, ведущим по удельному весу в экономике страны оставался аграрный сектор. 82% ее населения было занято в этой отрасли. Она занимала первое место в мире по объему производимой продукции: на ее долю приходилось 50% мирового сбора ржи, 25% мирового экспорта пшеницы. Особенности сельского хозяйства:

· зерновая специализация сельского хозяйства, приведшая к аграрному;

· перенаселению и истощению земель;

· зависимость от цен на зерно на внешнем рынке в условиях усилившейся конкуренции со стороны США, Аргентины, Австралии;

· маломощность основной массы крестьянских хозяйств, прирост продукции отмечался только в помещичьих хозяйствах и хозяйствах зажиточных крестьян (не более 15-20% всех крестьян);

· месторасположение России - "зона рискованного земледелия", что при низкой технологии сельского хозяйства приводило к хроническим неурожаям и голоду;

· сохранение полукрепостнических и патриархальных пережитков в деревне Аграрный сектор был включен в процесс модернизации лишь частично. Именно проблемы сельского хозяйства стали главным стержнем экономической, социальной и политической жизни страны начала века.

Таким образом, Россия вступила на путь модернизации с отставанием от Западной Европы. Противоречия в развитии российской экономики были связаны именно с недостаточностью втягивания ее отдельных секторов в модернизацию. Серьезным тормозом на пути экономического развития являлись самодержавие и политическое засилье дворянства.

Особенности экономического развития страны отразились на социально-классовой структуре российского общества, расстановке политических сил и характере общественных движений в начале XX в. К концу XIX в. дворянское сословие составляло около 2 млн. чел. (1,5 % общего числа населения). Сила дворянства заключалась в землевладении, его близости к царю, обладании ведущими позициями в государственном управлении. Потомственные дворяне составляли 70 % чиновников гражданских ведомств. К началу XX в. из их среды вышло 90 % генералов, 75 % полковников, 50 % всего офицерского состава. По социальному положению к дворянству примыкало духовенство. В стране насчитывалось 111 тыс. священников, более 1000 монастырей обслуживали 110 тыс. монахов и монахинь. Церковь владела 10 млн. дес. земли. В ее ведении находилась целая система церковных учебных заведений: 4 духовные академии, 57 семинарий, 186 духовных училищ.

Наиболее многочисленным сословием (97 млн. чел.) было крестьянство. Хотя и медленно, но все же шло его расслоение: к началу XX в. деревенская беднота составляла около 50 % всего крестьянства, середняки - 30 %, зажиточные крестьяне - 20 %.

Наряду со старой сословной структурой (градация идет по юридическому признаку) в России начинает складываться новая классовая структура общества (по экономическому признаку). К концу XIX в. выросла численность буржуазии и пролетариата. Общее число рабочих достигло 10 - 14 млн. чел., из них около 3 млн. - фабрично-заводские. Молодой российский пролетариат имел свои особенности, способствовавшие его активному участию в революционном движении, как то:

· высокая концентрация рабочих на крупных предприятиях (1/3 промышленных рабочих была занята на 2 % предприятий), что облегчало их организацию и увеличивало силу выступлений;

· жесточайшая эксплуатация (12 - 14 часовой рабочий день, нищенская зарплата, бесчисленные штрафы, использование женского и детского труда на вредном и низкооплачиваемом производстве и.т. п.), являвшаяся причиной особой ожесточенности пролетарской борьбы;

· значительная прослойка среди рабочих выходцев из деревни, которых промышленность не успевала "переварить" (они выступали против эксплуатации как на заводах и фабриках, так и в деревне, вовлекая в эту борьбу крестьянство);

· многонациональный состав пролетариата, особенно в крупных промышленных центрах, способствовавший интернационализации рабочего движения, его распространению по всей стране.

В силу этих особенностей рабочий класс России раньше, нежели буржуазия, начал выступать в качестве самостоятельной политической силы, в то время как в западноевропейских странах данному процессу предшествовало образование буржуазных политических партий.

Конечный показатель развития общества - средняя продолжительность жизни населения. На конец века картина была такая.

В России в то время на 1 000 чел. умирало 35 человек, в скандинавских странах 17, в Англии - 19, во Франции - 22, в Германии - 24 человека. До 5-летнего возраста доживало 550 человек из 1000 родившихся; в Западной Европе - более 700 человек.

От острозаразных болезней в Европейской части России в 1893-95 гг. на 100 000 человек умирало 555, следующей идет Австрия - 350 и далее по убывающей, от Бельгии - 244 до Ирландии - 102,5. Мы - на 10 месте. На 1 млн. населения у нас в эти годы было 155 врачей, а в Норвегии и Австрии (худшие показатели после России) 275 врачей, а в Англии - 578.

В целом же, в 1913 г. продолжительность жизни в различных странах составляла: Великобритания - 52 года, Япония - 51, Франция - 50, США - 50, Германия - 49, Италия - 47, Китай - 30, Индия - 23 года. В России - 30,5 лет.

Небесполезны могут оказаться данные по эмиграции. По мере развития капитализма в России усилилась эмиграция населения. Корректной полной статистики в то время не было, однако было зафиксировано, что в 1861-1870 гг. в Северные Американские Соединенные Штаты ежегодно уезжало 3 050 человек, в 1887-1891 гг. уже по 55 524 чел., в 1892 -1896 гг. - по 52 969 чел, а в 1897 г. уехало 29 981 чел. То есть в 1880-1897 гг. рост эмигрантов в 19 раз превысил период 1861-1870 гг.

Задание 1. Пронализировать данные таблиц об уровне экономического развития России на рубеже веков.

Таблица 1.

Государственные расходы (в тыс. рублях ассигнованных до 1840 г., далее - серебряных, с 1881 г. - в тыс. рублях; в скобках - доля в % от всего бюджета)

  Всего Министерство просвещения МИД Военное министерство Морское министерство
    (2,6) (1,2) (34,3) (8,8)
    (1,0) (0,7) (35,9) (6,2)
    (0,8) (0,5) (24,3) (5,1)
    (2,1) (0,5) (30,1) (4,2)
    (2,4) 4 787 (0,7) (30,0) (4,2)
    (2,6) (0,5) (26,6) (4,6)
    (2,1) 5 390 (0,3) (20,7) (5,5)
    143074 (4,6) 11500 (0,4) (18,8) (7,9)

Таблица 2.

Внешняя торговля России по странам в 1896-1898 годы (в %).

Место Страны Экспорт Страны Импорт
  Германия 25,1 Германия 32,4
  Англия 21,1 Англия 18,8
  Голландия 10,7 США 9,3
  Франция 8,9 Китай 6,9
  Италия 5,7 Франция 4,3
  Китай 0,8    
  США 0,3    

Таблица 3.

Распределение вывоза и ввоза по странам, доли в %

Страны            
    вывоз     ввоз  
Англия 21% 18% 51% 17% 13% 34%
Германия 23% 30% 0% 36% 47% 0%
Франция 8% 7% 11% 5% 4% 10%
Швеция 0% 1% 3% 0% 1% 4%
Норвегия 0% 0% 1% 0% 1% 2%
Австрия 4% 4% 0% 4% 3% 0%
Голландия 11% 12% 0% 1% 2% 0%
Швейцария 0% 0% 0% 0% 0% 0%
Дания 3% 2% 1% 1% 1% 0%
Финляндия 5% 4% 28% 4% 4% 9%
Румыния 0% 1% 0% 0% 0% 0%
Проч.зап.евр. 8% 10% 0% 3% 3% 0%
государства            
Всего в ЗЕ 83% 89% 94% 71% 78% 61%
Китай 1% 2% 0% 8% 6% 1%
Япония 0% 0% 0% 0% 0% 8%
Турция 3% 2% 0% 1% 1% 0%
Персия 3% 4% 0% 4% 3% 0%
Афганистан 0% 0% 0% 0% 0% 0%
Ост-Индия 0% 0% 0% 0% 3% 0%
Всего в Азию 7% 9% 0% 14% 15% 8%
США 1% 1% 6% 6% 6% 30%
Проч.ам.гос-ва 0% 0% 0% 0% 0% 0%
Всего в Америку 1% 1% 6% 6% 6% 30%
Остальные страны 9% 1% 0% 10% 2% 0%
Всего 100% 100% 100% 100% 100% 100%

Таблица № 4. Сопоставление экономической мощи России и наиболее развитых стран мира.

Страна Население, млн. чел. Национальный доход (в ценах 1913 г.), млрд. руб. Душевой национальный доход (в ценах 1913 г.), руб.
Россия   5,27  
Великобритания   6,47  
Франция   5,55  
Германия   6,31  
США   14,4  
Швеция   0,45  
Италия   4,57  

Задание 2. Изучите карту и определите основные промышленные центры России.

Задание 3. Сравните политический строй России и ведущих стран Запада. Прочтите приведенный ниже документ и выполните задания к нему.

1. Укажите функции императора как главы государства.

2. Какую роль играли Государственный Совет и Государственная Дума в управленческом аппарате страны?

3. Определите форму правления в Российской империи в начале ХХ в.

Подтвердите правильность Вашего выбора.

 

Из Свода основных государственных законов Российской империи 23 апреля 1906 г.1

Ст. 4. Императору Всероссийскому принадлежит Верховная Самодержавная власть. Повиноваться власти Его, не только за страх, но и за совесть, Сам Бог повелевает.

Ст. 7. Государь Император осуществляет законодательную власть в единении с Государственным Советом и Государственной Думой.

Ст. 8. Государю Императору принадлежит почин по всем предметам законодательства. Единствен-но по Его почину Основные Государственные Законы могут подлежать пересмотру в Государственном Совете и Государственной Думе.

Ст. 9. Государь Император утверждает законы и без Его утверждения никакой закон не может иметь своего свершения.

Ст.10 Власть управления во всем ее объеме принадлежит Государю Императору в пределах всего Государства Российского. В управлении верховном власть Его действует непосредственно; в делах же управления подчиненного определенная степень власти вверяется от его, согласно закону, подлежащим местам и лицам, действующим Его именем и по Его повелениям.

Ст.11 Государь Император, в порядке верховного управления, издает, в соответствии с законами, указы для устройства и приведения в действие различных частей государственного управления, а равно повеления, необходимые для исполнения законов.

Ст.12 Государь Император есть верховный руководитель всех внешних сношений Российского Государства с иностранными державами. Им же определяется направление международной политики Российского государства.

Ст.13 Государь Император объявляет войну и заключает мир, а равно договоры с иностранными государствами.

Ст.14 Государь Император есть Державный Вождь российской армии и флота. Ему принадлежит верховное начальствование над всеми сухопутными и морскими вооруженными силами Российского Государства. Он определяет устройство армии и флота и издает указы и повеления относительно: дислокации войск, приведения их на военное положение, обучения их, прохождения службы чинами армии и флота и всего вообще, относящегося до устройства вооруженных сил и обороны Российского Государства...

Ст.15 Государь Император объявляет местности на военном или исключительном положении.

Ст.16 Государю Императору принадлежит право чеканки монеты и определение внешнего ее вида.

Ст.17 Государь Император назначает и увольняет Председателя Совета министров, Министров и Главноуправляющих отдельными частями, а также прочих должностных лиц, если для последних не установлено законом иного порядка назначения и увольнения.

Ст.23 Государю Императору принадлежит помилование осужденных, смягчение наказаний и общее прощение совершивших преступные деяния и прекращение судебного против них преследования и освобождение их от суда и наказания, а также сложение, в путях Монаршего милосердия, казенных взысканий и вообще дарование милостей в случаях особых, не подходящих под действие общих законов, когда сим не нарушаются ничьи огражденные законом интересы и гражданские права.

Ст.86 Никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного Совета и Государственной Думы и восприять силу без утверждения Государя Императора.

Ст.87 Во время прекращения занятий Государственной Думы, если чрезвычайные обстоятельства вызовут необходимость в такой мере, которая требует обсуждения в порядке законодательном, Совет Министров представляет о ней Государю Императору непосредственно. Мера эта не может, однако, вносить изменений ни в Основные Государственные Законы, ни в учреждения Государственного Совета или Государственной Думы, ни в постановления о выборах в Совет или в Думу. Действие такой меры прекращается, если подлежащим Министром или Главноуправляющим отдельной частью не будет занесен в Государственную Думу в течение первых двух месяцев после возобновления занятий Думы соответствующий принятой мере законопроект или его не примут Государственная Дума или Государственный Совет.

Ст.96 Постановления по строевой, технической и хозяйственной частям, а равно - сложения и наказы учреждениям и должностным лицам военного и военно-морского ведомств по рассмотрении Военным и Адмиралтейств Советам, по принадлежности, непосредственно представляются Государю Императору, если только сии постановления, сложения и наказы относятся собственно к одним упомянутым ведомствам, не касаются предметов общих законов и не вызывают нового расхода из казны или же вызываемый ими новый расход покрывается отдельными сбережениями по финансовой смете Военного или Морского Министерства, по принадлежности. В том же случае, когда новый расход не может быть покрыт указанными сбережениями, представление означенных постановлений, положений и наказов на Высочайшее утверждение допускается лишь по испрошении в установленном порядке ассигнования соответственного кредита.

Ст.106 Государственный Совет и Государственная Дума пользуются равными в делах законодательства правами.

Ст.107 Государственному Совету и Государственной Думе в порядке, их учреждениями определенном, предоставляется возбуждать предположения об отмене или изменении действующих или издании новых законов, за исключением Основных Государственных Законов, почин пересмотра которых принадлежит единственно Государю Императору.

Ст.115 Кредиты на расходы Министерства Императорского Двора вместе с состоящими в его ведении учреждениями, в суммах, не превышающих ассигнований по государственной росписи на 1906 год, обсуждению Государственного Совета и Государственной Думы не подлежат. Равным образом не подлежат их обсуждению такие изменения означенных кредитов, которые обусловливаются постановлениями Учреждения Императорской фамилии соответственно происшедшим в ней переменам.

Ст.116 Если государственная роспись не будет утверждена к началу сметного периода, то остается в силе последняя, установленным порядком утвержденная роспись с теми лишь изменениями, какие обусловливаются исполнением последовавших после ее утверждения узаконений. Впредь до обнародования новой росписи, по постановлениям Совета Министров, в распоряжение Министерств и Главных Управлений открываются постепенно кредиты в размерах действительной потребности, не превышающие, однако, в месяц во всей их совокупности, одной двенадцатой части общего по росписи итога расходов.

Ст.117 Чрезвычайные сверхсметные кредиты на потребности военного времени и на особые приготовления, предшествующие войне, открываются по всем ведомствам в порядке верховного управления на основаниях, в законе определенных.

Задание 4. Определите по отрывку из документа, какие исторические события описываются в нем.

1. Из шифрованной телеграммы Одесского градоначальника товарищу министра внутренних дел генералу Трепову, от 15 июня 1905 г. Пришедший [из] Севастополя броненосец высадил [в] 4 часа утра в порт мертвое тело матроса [с] надписью "Убит капитаном невинно, за то все офицеры перебиты, броненосец будет орудийным огнем и все его вооруженные команды поддерживать народное восстание [в] Одессе".

2. На маленькой речке Талке, в лесу, начались выборы в первые в стране Советы, продолжавшиеся до 15 мая. В итоге в Совет были выбраны 151 депутат, из которых 65 представляло большевиков.

3. В написанном большевиками обращении Московского Совета «Ко всем рабочим, солдатам и гражданам» говорилось: «Революционный пролетариат не может дольше терпеть издевательства и преступления царского правительства и объявляет ему решительную и беспощадную войну!.. На карту поставлено все будущее России: жизнь или смерть, свобода или рабство!.. Смело же в бой, товарищи рабочие, солдаты и граждане!» 10 декабря улицы Москвы покрылись баррикадами.

4.. У Академии стояли стройными рядами рабочие, все прибывая. Сколько я мог заметить, они были одеты в праздничное платье. Я вернулся через Дворцовую площадь. Там стояли войска. Знакомый офицер мне передал, что людям розданы боевые патроны.

- На что? рабочие настроены вполне миролюбиво. Я уверен, что Государь к ним выйдет.

Офицер удивился:

- Разве вы не знаете, что Государя в городе нет? Он выехал.

- Выехал из города? Быть не может!

- Я знаю наверняка.

- Когда выехал?

-Этого я не знаю. Кто говорит - вчера, кто - раньше.

5. «Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной Думы и чтобы выбранным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от Нас властей.»

6. Мнения о намерениях рабочих и причинах этой демонстрации — тоже различны. Одни утверждали, что все было провоцировано полицией. Другие — что рабочие хотели овладеть дворцом и что их миролюбие было лишь маскою. Обе версии голословны.

7. Из сообщений Санкт-Петербургского телеграфного агентства: Одесса, 15 июня. В порту необыкновенные события. На берегу собрались тысячные толпы народа. Вчера вечером пришел в Одессу броненосец. По городу ходит ужасный слух, будто команда перебила начальство, мстя за убитого матроса, подавшего жалобу от имени всего экипажа по поводу плохой пищи...

8. 10 октября забастовали железнодорожники всех основных магистралей, идущих от Москвы. В крупных городах прекратили работу фабрики, заводы, транспорт, электростанции, почта, телеграф, учреждения, магазины, учебные заведения. В этом участвовали фабрично-заводские рабочие, железнодорожники, десятки тысяч рабочих горной и горнозаводской промышленности, служащие, учащиеся. Число бастующих достигало 2 млн. чел. Повсеместно проводились массовые митинги и демонстрации. 14 октября петербургский генерал-губернатор Д. Ф. Трепов предписал войскам и полиции: «...холостых залпов не давать и патронов не жалеть».

Задание 5. Перечислите не менее 3-х фактов биографии П.А. Столыпина.

Задание 6. Продолжите фразы П.А. Столыпина

А) Вам, господа, нужны великие потрясения; нам - нужна …

Б) Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы …

В) Главное, что необходимо, когда мы пишем закон для всей страны, - иметь в виду разумных и сильных, а не …

Г) Сначала успокоение, а затем …

Задание 7. Прочитайте документ, выделите основные положения аграрной реформы

Из указа Правительствующему сенату 9 ноября 1906 г.

Манифестом Нашим от 3 ноября 1905 г. взимание с крестьян выкупных платежей за надельные земли отменяется с 1 января 1907 г. С этого срока означенные земли освобождаются от лежащих на них, в силу выкупного долга, ограничений, и крестьяне приобретают право свободного выхода из общины, с укреплением в собственность отдельных домохозяев, переходящих к личному владению, участков из мирского надела… 1. Каждый домохозяин, владеющий землёй на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли. 2. В обществах, в коих не было общих переделов в течение 24-х лет… за каждым таким домохозяином укрепляются в личную собственность, сверх усадебного участка, все участки земли, состоящие в его постоянном (не арендном) пользовании. 3. В обществах, в коих в течение 24-х лет, предшествовавших заявлению отдельных домохозяев о желании перейти от общинного владения к личному, были общие переделы, за каждым сделавшим такое заявление домохозяином укрепляются в личную собственность, сверх усадебного участка, все те участки общинной земли, которые представлены ему обществом в постоянное, впредь до следующего общего передела, пользование… 12. Каждый домохозяин… имеет право… требовать, чтобы общество выделило ему взамен сих участков собственный участок, по возможности к одному месту.

     

Задание 8. Поработайте с документами и выявите причины незавершенности Столыпинской аграрной реформы.

Выступления крестьян села Подберезья Свияжского уезда Казанской губернии.

Казань, 22 января. Известные беспорядки… произошли вследствие понуждения к выделу из общины тридцати домохозяев. Общество, не соглашаясь, требовало удаления станового пристава и земского начальника, прибывших с целью способствовать ускорению дела о выделе. Пристав и земский удалились, но через два дня прибыл исправник с 29 конными стражниками для уговора несогласных. После ареста шести крестьян ударили в набат. Поднялось почти всё село, вооружённое кольями. Убитых и раненых крестьян насчитывают около двадцати. Исправник убит. Арестовано свыше шестидесяти человек.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: