Вторник 14.10 (23 гр.)
Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Человек всю свою жизнь совершенствует речь, овладевает богатствами языка. В раннем детстве у него возникают потребности общения, которые он удовлетворяет посредством простейших элементов речи.
Речь — это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка.
Выделяются следующие периоды речевого развития человека:
1. Младенческий возраст (до 1 года) — гуление, лепет.
2. Ранний возраст (до 3 лет) — овладение слоговым и звуковым составом слова, простейшими связями слов в предложении; речь диалогическая, ситуативная.
3. Дошкольный возраст (до 6 лет) — появление монологической, контекстуальной речи; появление форм внутренней речи.
4. Младший школьный возраст (до 10 лет) — осознание форм речи (звукового состава слов, лексики, грамматического строя), овладение письменной речью, понятием о литературном языке и норме, интенсивное развитие монолога.
5. Средний школьный возраст (до 15 лет) — овладение литературной нормой, функциональными стилями речи.
6. Старший школьный возраст (до 17 лет) — совершенствование культуры речи.
Человек использует разные виды речевой деятельности: говорение, слушание, письмо и чтение.
Речь подразделяется на внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь — это речь, обличённая в звуки или графические знаки, обращённая к другим. Внутренняя речь — это «мысленная» речь, она обращена как бы к самому себе.
Внешняя звучащая, произносимая речь бывает монологическая и диалогическая. Диалог — это разговор двух или нескольких лиц. Монолог — это высказывание, которое адресовано не одному, а многим слушателям. Школьные монологи — это пересказ прочитанного, рассказ по картине или на заданную тему, выступление, сочинение и т. д.
Внешняя речь делится на устную и письменную. Устная речь — звуковая, она характеризуется определёнными средствами (темп, тембр, громкость, паузы, логическое ударение, интонации и др.).
Письменная речь — это передача высказывания в графическом виде (с помощью букв). Устная речь появляется раньше письменной. Письменная речь полнее и сложнее устной.
Для решения определённых задач нужна планомерная работа по развитию речи. В этой работе выделяются три направления:
- работа над словом;
- работа над словосочетанием и предложением;
- работа над связной речью.
Работа над словом является лексическим уровнем. Работа над словосочетанием и предложением — это синтаксический уровень. Работа над связной речью — это уровень текста.
Перечислим основные требования к речи обучающихся: содержательность, логичность, точность, богатство, выразительность, ясность, правильность.
Содержательность речи. Это качество зависит от того, насколько говорящий или пишущий хорошо знает то, о чём говорит или пишет.
Логичность речи. Речь должна быть последовательной, чётко построенной.
Точность речи. Умение не просто передавать факты, наблюдения, чувства в соответствии с действительностью, но и выбирать для этой цели наилучшие языковые средства — такие слова, словосочетания, предложения, которые передают все признаки изображаемого в речи.
Богатство языковых средств, их разнообразие, умение выбрать в различных ситуациях различные синонимы, различные структуры предложения, наилучшим образом передающие содержание, — это требования, вытекающие из точности речи.
Ясность речи. Предполагает её доступность слушателю и читателю.
Выразительность речи. Качество, которое предполагает воздействие на слушателя с помощью яркости языка.
Правильность речи. Качество, обеспечивающееся соответствием литературной норме.
Различают правильность грамматическую (для устной и письменной речи), орфографическую и пунктуационную (для письменной речи), орфоэпическую (для устной речи).
Рассматривая лингвистические основы работы по развитию речи, необходимо иметь в виду ведущие положения трёх наук, которые изучают речь: функциональную стилистику, культуру речи, лингвистику текста.
Функциональная стилистика условно выделяет 5 стилей речи:
1. Разговорный стиль используется в сфере бытового общения.
2. Научный стиль — в области науки и техники.
3. Деловой стиль — при оформлении официально-деловых отношений.
4. Публицистический стиль — в общественно-политической практике.
5. Художественный стиль используется в литературе и искусстве.
Культура речи — это лингвистическая дисциплина, которая рассматривает два вопроса: как говорить правильно и как говорить хорошо. Понятие правильности связывается с категорией нормы: соблюдение норм и есть правильность речи. Качествами хорошей речи являются её содержательность, логичность, точность, богатство, ясность и выразительность.
Лингвистика текста рассматривает и изучает особенности разных типов текстов (описания, повествования, рассуждения). Даётся определение текста.
Текст — это единица связной речи, для которой характерны следующие признаки:
- тематическое единство;
- смысловое и стилистическое единство;
- структурное единство;
- грамматическая связность предложений.
Детей следует специально учить построению текста, понимать его тему и основную мысль, располагать предложения в нужной последовательности.