Тема лекции: «Научные основы методики развития речи»




Вторник 14.10 (23 гр.)

 

Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Человек всю свою жизнь совершенствует речь, овладевает богатствами языка. В раннем детстве у него возникают потребности общения, которые он удовлетворяет посредством простейших элементов речи.

Речь — это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка.

Выделяются следующие периоды речевого развития человека:

1. Младенческий возраст (до 1 года) — гуление, лепет.

2. Ранний возраст (до 3 лет) — овладение слоговым и звуковым составом слова, простейшими связями слов в предложении; речь диалогическая, ситуативная.

3. Дошкольный возраст (до 6 лет) — появление монологической, контекстуальной речи; появление форм внутренней речи.

4. Младший школьный возраст (до 10 лет) — осознание форм речи (звукового состава слов, лексики, грамматического строя), овладение письменной речью, понятием о литературном языке и норме, интенсивное развитие монолога.

5. Средний школьный возраст (до 15 лет) — овладение литературной нормой, функциональными стилями речи.

6. Старший школьный возраст (до 17 лет) — совершенствование культуры речи.

Человек использует разные виды речевой деятельности: говорение, слушание, письмо и чтение.

Речь подразделяется на внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь — это речь, обличённая в звуки или графические знаки, обращённая к другим. Внутренняя речь — это «мысленная» речь, она обращена как бы к самому себе.

Внешняя звучащая, произносимая речь бывает монологическая и диалогическая. Диалог — это разговор двух или нескольких лиц. Монолог — это высказывание, которое адресовано не одному, а многим слушателям. Школьные монологи — это пересказ прочитанного, рассказ по картине или на заданную тему, выступление, сочинение и т. д.

Внешняя речь делится на устную и письменную. Устная речь — звуковая, она характеризуется определёнными средствами (темп, тембр, громкость, паузы, логическое ударение, интонации и др.).

Письменная речь — это передача высказывания в графическом виде (с помощью букв). Устная речь появляется раньше письменной. Письменная речь полнее и сложнее устной.

Для решения определённых задач нужна планомерная работа по развитию речи. В этой работе выделяются три направления:

- работа над словом;

- работа над словосочетанием и предложением;

- работа над связной речью.

Работа над словом является лексическим уровнем. Работа над словосочетанием и предложением — это синтаксический уровень. Работа над связной речью — это уровень текста.

Перечислим основные требования к речи обучающихся: содержательность, логичность, точность, богатство, выразительность, ясность, правильность.

Содержательность речи. Это качество зависит от того, насколько говорящий или пишущий хорошо знает то, о чём говорит или пишет.

Логичность речи. Речь должна быть последовательной, чётко построенной.

Точность речи. Умение не просто передавать факты, наблюдения, чувства в соответствии с действительностью, но и выбирать для этой цели наилучшие языковые средства — такие слова, словосочетания, предложения, которые передают все признаки изображаемого в речи.

Богатство языковых средств, их разнообразие, умение выбрать в различных ситуациях различные синонимы, различные структуры предложения, наилучшим образом передающие содержание, — это требования, вытекающие из точности речи.

Ясность речи. Предполагает её доступность слушателю и читателю.

Выразительность речи. Качество, которое предполагает воздействие на слушателя с помощью яркости языка.

Правильность речи. Качество, обеспечивающееся соответствием литературной норме.

Различают правильность грамматическую (для устной и письменной речи), орфографическую и пунктуационную (для письменной речи), орфоэпическую (для устной речи).

Рассматривая лингвистические основы работы по развитию речи, необходимо иметь в виду ведущие положения трёх наук, которые изучают речь: функциональную стилистику, культуру речи, лингвистику текста.

Функциональная стилистика условно выделяет 5 стилей речи:

1. Разговорный стиль используется в сфере бытового общения.

2. Научный стиль — в области науки и техники.

3. Деловой стиль — при оформлении официально-деловых отношений.

4. Публицистический стиль — в общественно-политической практике.

5. Художественный стиль используется в литературе и искусстве.

Культура речи — это лингвистическая дисциплина, которая рассматривает два вопроса: как говорить правильно и как говорить хорошо. Понятие правильности связывается с категорией нормы: соблюдение норм и есть правильность речи. Качествами хорошей речи являются её содержательность, логичность, точность, богатство, ясность и выразительность.

Лингвистика текста рассматривает и изучает особенности разных типов текстов (описания, повествования, рассуждения). Даётся определение текста.

Текст — это единица связной речи, для которой характерны следующие признаки:

- тематическое единство;

- смысловое и стилистическое единство;

- структурное единство;

- грамматическая связность предложений.

Детей следует специально учить построению текста, понимать его тему и основную мысль, располагать предложения в нужной последовательности.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: