Реформы в области образования, науки и культуры




Развитие торговли и промышленности, создание регулярной армии и флота, формирование новых структур чиновничьего аппарата, абсолютизма и другие реформы в стране требовали коренной перестройки всей системы образования, подготовки большого числа квалифицированных специалистов. Уже в 1699 г. в Москве была основана Пушкарная школа, а 1701 г. в здании Сухаревой башни открылась "школа математических и навигацких наук", ставшая предшественницей созданной в 1715 г. в Петербурге Морской академии. В петровское время была открыта Медицинская школа (1707 г.), а также инженерные, кораблестроительные, штурманские, горные и ремесленные школы. В провинции начальное образование осуществлялось в трех видах школ: 46 епархиальных, готовящих священнослужителей, 42 цифирных - для подготовки местных чиновников; в гарнизонных школах - для обучения солдатских детей. Помимо этого в 1703 - 1715 гг. в Москве работала особая общеобразовательная школа - "гимназия", в которой обучали в основном иностранным языкам. Светское образование потребовало новых учебников. В 1703 г. вышла в свет "Арифметика, которая вводила арабские цифры вместо букв, а затем была выпущена "Таблица логарифмов и синусов".

Одновременно с реформой в сфере образования в первой четверти 18 века получила бурное развитие издательское дело. В 1708 г. Петр ввел вместо церковнославянского новый гражданский шрифт. Были созданы новые типографии в Москве, Петрограде и других городах выпустившие в свет в годы правления Петра свыше 600 названий книг и других изданий в том числе новых учебников и учебных пособий.

Развитие книгопечатания повлекло за собой начало организованной книготорговли, а в 1714 г. в Петербурге была открыта Государственная библиотека, заложившая основу для Библиотеки Академии наук.

С декабря 1702 г. стала выходить первая в России периодическое издание - газета "Ведомости" (тираж от 100 до 2500 экз.). Активно велись поиски железных и медных руд на Урале и в Сибири, было положено начало разведке каменного угля в Подмосковье, Донбассе и Кузбассе, нефтяных месторождений в районе Ухты и в Западной Сибири.

Русские моряки гидрографы много сделали для составления карт Азовского, Каспийского, Балтийского и Белого морей. Значительными географическими достижениями отмечены экспедиции в Сибирь и на Дальний Восток, в Среднюю Азию.

За три недели до своей смерти, в январе 1725 г. Петр подписал Указ об отправке первой Камчатской Морской экспедиции под командованием В.И. Беринга и А.Л. Чирикова для выяснения вопроса, где Камчатка "сошлась с Америкой". Эта экспедиция продолжалась с 1725 по 1730 г.

В первой четверти 18 века были начаты работы по составлению сводного "Атласа Всероссийской империи", первый том которого вышел в 1732 г.

Итогом достижений Петровского времени в области науки и образования стало создание (по указу от 28 января 1724 г.) в Петербурге Академии наук. открытой уже после смерти Петра I в 1725 г. Академия наук создавалась не только как общенациональный научный центр, но и как база для подготовки научных кадров. При ней были открыты университет и гимназии.

В Петровскую эпоху в градостроительстве осуществляется период к регулярной застройки городов, созданию крупных архитектурных ансамблей, в основном гражданского, а не культурного назначения. Наиболее ярким примером этого является строительство Петербурга, хотя, например, Карамзин Н.М. далеко не в восторге по поводу основания Петербурга. По его словам "Петербург основам на слезах и трупах" и что "мысль утвердить там пребывание наших государей была, есть и будет вредной".

В эпоху Петра I коренной ломки подверглись все традиционные представления о бытовом укладе жизни российского общества. Царь в приказном порядке ввел брадобритие, европейскую одежду, обязательное ношение мундиров для военных и гражданских чиновников. Поведение молодых дворян в обществе регламентировалось западноевропейскими нормами

Реформы Петра были глубоким переворотом в российской жизни обновившие русское общество сверху донизу, до самых его основ и корней.

Петр взял из старой Руси государственные силы, верховную власть, право, сословия, а у Запада заимствовал технические средства для устройства армии, флота, государственного и народного хозяйства, правительственных учреждений. Реформы, совершенные Петром Великим, не имели своей прямой целью перестраивать ни политические, ни общественные, ни нравственные порядки, установившиеся в русском государстве, а ограничивались стремлением вооружить русское государство и народ новыми западноевропейскими средствами, умственными и материальными, и тем поставить государство в уровень с завоеванным им положением в Европе, поднять труд народа до его реальных сил. Его реформы, осуществленные в первой четверти XVIII столетия, вошли в историю нашего государства как своеобразная "революция сверху", захватившая все сферы народной жизни: государственное устройство, быт, нравы, образование, вооруженные силы и в первую очередь экономику страны.

Одним из главных направлений деятельности Петра стало усиление торговли и промышленности для повышения благосостояния всего общества, государственных доходов, решения основных военных и политических задач.

Вернувшись в Россию после продолжительного пребывания в Европе, Петр с большой энергией приступил к проведению реформ. Он сознательно и последовательно стремился сблизить Россию с Западом, проводя экономическую политику "европейского" образца. Ее главными элементами стали:

а) резкое возрастание экономических функций государства, централизация и регламентация всех сторон хозяйственной жизни страны;

б) усиленное развитие промышленности, ориентированной на решение общегосударственных задач и нацеленной на создание крепкого государства, опирающегося на мощные вооруженные силы;

в) энергичное строительство новых путей сообщения и создание отечественного морского флота;

г) протекционизм, являвшийся основой внешней торговли.

За свое тридцатилетие правления страной Петр сделал то, что хотел сделать с помощью Европы. Он желал не покупать у Запада готовые плоды тамошней техники, а усвоить ее, пересадить в Россию сами производства с их главным рычагом - техническим багажом.

Трудовое поколение, которому достался Петр, работало не на себя, а на государство и после длительной и тяжелой работы ушло едва ли не беднее своих отцов. Сам Петр не оставил после себя ни копейки государственного долга, не израсходовал ни одного рабочего дня у потомства, напротив завещая преемникам обильный запас средств, которыми они долго пользовались, ничего к ним не прибавляя. Его преимущество перед ними в том, что он был не должником, а кредитором будущего.

Петровские преобразования в силу различных причин оказались, к сожалению, не лишенными ряда противоречий, среди которых есть и такие, коих можно было, наверное, не допустить.

Одно из основных и неразрешимых противоречий состояло в том, что Петр, по мнению историков, надеялся грозою власти вызвать, пробудить самодеятельность народа в порабощенном обществе и через рабовладельческое дворянство водворить в России европейскую науку, народное просвещение как необходимое условие общественной самодеятельности народу.

Эпоха Петра стала временем формирования всесторонне развитой бюрократической машины России, которая наряду со стимулирующим воздействием на экономику принесла и немало негативного. А вот что писал А.И. Герцен по этому поводу: "Один из самых печальных результатов Петровского переворота - это развитие чиновнического сословия. Класс искусственный, необразованный, голодный, не умеющий ничего делать, кроме "служения", ничего не знающий, кроме канцелярских форм, он составляет какое-то гражданское духовенство, священнодействующие в судах и полициях и сосущее кровь народа тысячами ртов, жадных и нечистых". Главным итогом всей совокупности Петровских реформ стало установление в России режима абсолютизма, венцом которого стало изменение в 1721 г. титула российского монарха - Петр объявил себя императором, а страна стала называться Российской Империей. Таким образом было оформлено то, к чему шел Петр все годы своего царствования - создание государства со стройной системой управления, сильной армией и флотом, мощной экономикой, оказывающего влияние на международную политику. В результате Петровских реформ государство не было связано ничем и могло пользоваться любыми средствами для достижения своих целей. В итоге Петр пришел к своему идеалу государственного устройства - военному кораблю, где все и вся подчинено воле одного человека - капитана, и успел вывести этот корабль из болота в бурные воды океана, обходя все рифы и мели.

Россия стала самодержавным, военно-бюрократическим государством, центральная роль в котором принадлежала дворянскому сословию. Вместе с тем отсталость России не была полностью преодолена, а реформы осуществлялись в основном за счет жесточайшей эксплуатации и принуждения.

Роль Петра Великого в истории России трудно переоценить. Как бы не относиться к методам и стилю проведения им преобразований, нельзя не признать - Петр Великий является одной из самых заметных фигур мировой истории.

В заключение можно привести слова современника Петра - Нартова:

". и хотя нет более Петра Великого с нами, однако дух его в душах наших живет, и мы, имевшие счастие находиться при сем монархе, умрем верными ему и горячую любовь нашу к земному богу погребем вместе с собой. Мы без страха возглашаем об отце нашем для того, что благородному бесстрашию и правде учились от него".



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: