Полоцкая просветительница




Просветительница Евфросиния Полоцкая

 


Колыбель Евфросинии Полоцкой

 

Родиной Евфросинии было Полоцкое княжество, сильное раннефеодальное восточнославянское государство, которым два с половиной века правила самостоятельная династия Рогволодовичей. Сердцем княжества, ставшего исторической прародиной белорусов, был Полоцк. Впервые он упомянут в «Повести временных лет» под 862 годом, но некоторые данные свидетельствуют, что он возник раньше.

Полоцк тех времен с его монастырями и церквами, с основанной около 992 года епископской кафедрой был крупным центром книжной науки. Никоновская летопись неслучайно сообщает о полоцком князе Изяславе (умер в 1001 г.), что он «прилежаша прочитанию» книг. Долгое время - пока не была найдена известная Гнездовская надпись - печать с именем этого князя-книжника считалась древнейшим образцом письменности восточных славян. До наших дней дошла и найденная на Рюриковом городище в Новгороде печать самой Евфросинии, хранящаяся ныне в фондах Новгородского историко-археологического заповедника.

В Полоцке вели летопись, отрывки из нее сохранились до XVIII века и попали в так называемый Еропкинский список, которым пользовался русский историк В. Татищев. О высоком для того времени уровне грамотности говорят также надписи полоцких храмов, ценные памятники эпиграфики «Борисовы камни». Недавно надпись середины XI века обнаружена на большом камне из фундамента Софийского собора. Возможно, найден «автограф» древних зодчих. В памятниках письменности Полоцкой земли часто встречается десятеричное «i» - полочане были знакомы с латинским алфавитом. [1, с. 101]

На протяжении большей части своей истории княжество сохраняло независимость от Киева. Конечно, это не означало оторванности Полоцка от соседних земель, с которыми он всегда имел тесные государственные, торговые и культурные связи. Вместе с тем самостоятельность, кроме политических и экономических выгод, давала большую творческую свободу местным зодчим, живописцам, другим талантам, которым не нужно было обязательно ориентироваться на киевские образцы. Развиты были кузнечное и литейное дело, гончарство, кожевенное и сапожное ремесла. Своими изделиями славились оружейники и ювелиры, владевшие многими приемами обработки цветных и благородных металлов - ковкой, чеканкой, тиснением, филигранью, зернью.

Такие условия способствовали развитию целого ряда культурных особенностей, что дает основания называть Полоцкую землю не только прародиной белорусов, но и колыбелью белорусской культуры.

Здесь, на берегах Двины, в Полоцке или в одной из близких княжих вотчин и появилась на свет девочка, которой предначертано было добавить к своему имени название родного города и навсегда остаться в истории и памяти народа.

 

Внучка Чародея

 

Будущая святая родилась в семье князя Святослава-Георгия, младшего сына Всеслава Чародея. Случилось это через несколько лет после смерти прославленного полоцкого властелина. Девочку назвали древним кривичским именем Предслава. По тогдашнему обычаю полученное при рождении имя после крещения могло измениться, но княжна осталась Предславою.

С детства она слышала от родителей предания о знаменитых предках. В ее сознание рано вошло имя непокорной Рогнеды, которую муж - Владимир Красное Солнышко вынужден был отправить с малолетним сыном Изяславом назад на родину. Предславу привлекала и легендарная личность деда Всеслава. Его битва с войском князей Ярославичей на Немиге, вероломное пленение и киевская темница, восстание 1068 года, когда киевляне «прокричали» Всеслава великим князем, возвращение в Полоцк и продолжение борьбы с Киевом - воспоминания об этих событиях давали княжне яркие примеры преданности родной земле. [1, с. 104]

Училась Предслава дома, при княжьем дворе. Учителями были духовные особы, в первую очередь монахи, учебниками - Святое Писание, житийная литература… От наставников, из жизнеописаний святых девочка получала и представление о монастырских уставах и обычаях. Княжеская дочь имела широкий доступ к книгам. Предслава могла читать «Изборники» с изречениями и афоризмами, переведенный с греческого роман о подвигах Александра Македонского - «Александрию», остросюжетную «Повесть об Акире Премудром»… Позднее их сменили сочинения с богословскими толкованиями сущности природы, книги по античной истории. [2, с. 27]

Детство княжны проходило не только в родительском доме. Ее привлекали многоголосые торги, где можно было услышать гусляра, увидеть выступления скоморохов. Предслава заходила к жившим на посаде торговцам и ремесленникам. После тесных курных изб простых людей особенно поражали девочку полоцкие храмы и, прежде всего величественный Софийский собор с его богатыми фресковыми росписями.

Слава о красоте и образованности Предславы разнеслась «по всем градам», и в Полоцк, к князю Святославу-Георгию зачастили сваты. «Житие» рассказывает, что, когда княжне исполнилось двенадцать лет (с такого возраста девочку в те времена считали невестой), родители решили выдать ее замуж за сына некоего славного богатством и княжением правителя. Впереди у Предславы была обычная для женщин ее круга судьба: рождение и воспитание детей, домашние хлопоты. Но она выбирает другую дорогу.

Предслава приходит в монастырь и под именем Евфросинии втайне от родителей принимает постриг, посвящая себя Христу.

Белорусский исследователь «Жития» Алексей Мельников считает, что случилось это, вероятнее всего, 25 сентября - в день святой Евфросинии Александрийской. [1, с. 105]

Узнав о поступке дочери, князь Святослав-Георгий, как повествует «Житие», от горя рвал на голове волосы, а княгиня София причитала по Предславе, как по покойной. Это было первое и очень тяжелое испытание для неё, но девушка сумела убедить родителей в правильности своего выбора, в том, что они должны не печалиться, а радоваться: их дочь отдала всю себя Господу.

Приход Предславы в монастырь и связанные с этим обстоятельства дают возможность с большей или меньшей точностью установить дату ее рождения. Из «Жития» следует, что пострижение произошло, когда будущей подвижнице было двенадцать лет.

евфросиния войско язычество просветительница

Полоцкая просветительница

 

Формирование взглядов Евфросинии Полоцкой, которая стала одной из просвещеннейших женщин своего времени, исключительную роль сыграла литература той эпохи.

Принятие восточнославянскими землями христианства требовало перестройки прежнего, языческого мировоззрения: представлений о Вселенной, природе, об истории человеческого рода… Среди книг, которые переводили и переписывали приехавшие византийские и болгарские священники, а также их местные последователи, большинство составляли, конечно же, богослужебные тексты и книги, где излагались основы христианских взглядов на мир и христианской морали. Однако в монастыри и в княжеские терема попадало и немало произведений других жанров: хроник, исторических и историко-бытовых повестей, природоведческих трактатов.

Кроме библейских книг, Евфросиния еще в юности не могла не читать произведений патристики - римских и византийских богословов, почитающихся как отцы церкви. В полоцких книжных собраниях XII века несомненно имелись сочинения выдающегося византийского проповедника Иоанна Златоуста (344-407), который учил верующих христианским добродетелям, образно изобличал человеческие пороки. [2, с. 43]

Интересен вопрос отношения просветительницы к язычеству народа. Языческие волхвы имели доступ к княжескому двору. Это подтверждается летописным сообщением, что князь Всеслав Чародей родился от «волхвования». Святая Евфросиния, известная как миротворица, вряд ли могла быть сторонницей безжалостного преследования соотечественников-иноверцев.

Прожив некоторое время за монастырскими стенами или в монашеской слободке при одном из полоцких храмов, Евфросиния решила, что она уже подготовлена к самостоятельному подвижничеству. Княжна обратилась к полоцкому епископу Илье с просьбой поселиться в Софийском соборе. Возможно, она подражала своей небесной покровительнице Евфросинии Александрийской либо самой Богородице, жившей некогда при храме в Иерусалиме. Но важнейшей причиной обращения к владыке представляется стремление быть ближе к книгам, к соборной библиотеке, о которой просветительница потом всю жизнь заботилась.

Получив от Ильи позволение, Евфросиния поменяла свое прежнее жилище на келью-голубницу в Софии и «нача книгы писати своими руками». [1, с. 113]

Процесс письма в те времена был очень сложным и медленным. Книги писали на пергаменте уставом - крупным и прямым, без наклона, почерком, где каждая буква отделялась от соседней и скорее не писалась, а рисовалась. Чтобы текст быстрее высыхал, его присыпали песком. Чернила делали из специальных орехов, из отвара дубовой или ольховой коры, из железной ржавчины, вишневого клея. Переписчику мало хорошо знать грамоту - необходимы и художественные способности, так как начальные буквы и названия глав надо украшать животным или растительным орнаментом.

Кроме всего прочего, переписка книг была нелегкой физической работой. Тогдашний переписчик часто писал не на столе, а на ладони левой руки, которая опиралась локтем о колено. Этим делом занимались почти исключительно мужчины. Уже одно то, что за такой тяжелый труд взялась молодая женщина, было подвигом. [3, с. 18]

В полоцких монастырях, уставы которых написала сама Евфросиния, под ее руководством действовали мастерские по переписке книг - скриптории. Тут существовала специализация: один мастер делал цветные инициалы, второй - миниатюры, третий - переплеты. Когда была необходимость переписать книгу быстрее, ее делили на несколько частей. Разделение труда значительно увеличивало не только число книг, но и их художественный уровень. Из скрипториев книги расходились по всей Полоцкой земле и за ее пределы. Их читали ученые монахи и другие грамотные люди, по ним учились дети.

При одном из монастырей, чтобы украсить полоцкие храмы иконами, подвижница открыла иконописную мастерскую.

Полоцкое княжество нуждалось в образованных людях. Школы были тут и до Евфросинии, но основание подвижницей монастырей, ее педагогическая деятельность дали школьному делу новый мощный толчок.

Тогда дети в школах учились чтению, письму, «цифири» и церковному пению. В литературных памятниках той эпохи часто можно встретить похвалу книжному учению, Они сравнивают людей без науки с бескрылыми птицами: подобно тому, как такая птица не может подняться в небо, так и человек не способен достичь без книг «совершенна разума». [3, с. 18]

Грамоте учили по церковным книгам - Псалтыри, Часослову, Апостолу. Сложности вызывало ещё то, что в рукописных книгах не было знаков препинания, слова и предложения часто сливались. Одновременно дети учились выводить буквы писалом на бересте или на вощеных дощечках. Затем ученик должен был усвоить титлы - надстрочные знаки в виде ломаной черты, которые ставились над сокращенными словами либо над буквами, имевшими цифровое значение. Справившись с этой премудростью и научившись читать отдельные фразы и молитвы, а также писать, дети завершали первый цикл своего обучения. На это уходило два-три года.

Примерно так начинала постигать грамоту детвора и в школах, открытых стараниями Евфросинии. Однако высокообразованная игуменья стремилась расширить рамки обычной программы. Кроме церковнославянского, юные полочане изучали греческий и латинский языки, получали знания по природоведению, риторике, медицине. Большое внимание уделялось истории. Ученики должны были хорошо знать родословную династии Рогволодовичей, важные события из прошлого Полоцкой земли и всего восточного славянства. Наверное, школа давала определенные знания и по всемирной истории.

В своей педагогической деятельности Евфросиния опиралась на мудрость народной дидактики: «На всяк же день учаше сестры своа: старыя же у чаше тръпению и воздръжа-нию, юныя же учаше чистоте душевней и бестрастию телесному, говению образному, ступанию кротку, гласу смирену, слову благочестну, ядению и питию безмолвну, при старейших молчати, мудрейших послушати, къ старейшим покорением, къ точным < равным > и меншим любовь без лицемерна, мало вещати, а много разумети». [2, с. 42]

Помощницами и опорой для Евфросинии были сестры-монахини: ее родная сестра Гордислава, в монашестве Евдокия, и двоюродная Звенислава - Евпраксия. Игуменья тайно постригла сестру в монахини. Звенислава пришла к сестре сама, пожертвовала храму Спаса все свое приданое. Тайно, против воли родителей, Евфросиния постригла в монашки своих племянниц Ольгу и Кирианну.

Распространение христианства в Полоцком княжестве способствовало возникновению школы зодчества. Наивысший взлет полоцкой архитектурной школы приходится на годы деятельности Евфросинии, что, конечно, не случайно. Возведенная зодчим Иоанном за один строительный сезон (30 недель) Спасская или Спасо-Преображенская (теперь ее часто и не совсем правильно называют Спасо-Ефросиньевская) церковь - вершина архитектурной мысли Полоцка - была создана по заказу Евфросинии Полоцкой. В кельях этой церкви прошла значительная часть жизни просветительницы и ее сестры. Спасский храм сохранился до наших дней. Заказчицей фресок в построенном Иоанном соборе также была Евфросиния.

Мастер-Ювелир Лазарь Богша создал для Евфросинии свой знаменитый крест - бесценное произведение древнебелорусского прикладного искусства.

 

Паломничество

 

На закате жизни Евфросиния решила совершить духовный подвиг паломничества в Святую Землю. Брат Вячеслав с другими родственниками и все жители Полоцка, собравшись в Спасском монастыре, просили игуменью не покидать их. Преподобная утешила земляков, что поедет молиться за них и за родную землю. Как мы уже знаем, в те дни Евфросиния сделала Христовыми невестами двух своих племянниц - Ольгу и Кирианну.

В те времена в далекие путешествия отправлялись обычно - чтобы избежать бездорожья - в начале зимы или ранним летом. Выехав из Полоцка вскоре после Рождества, весной можно было достичь границ Византии. Видимо, отпраздновав Рождество Христово, двинулись в дорогу и полоцкие паломники.

Евфросинию сопровождали двоюродная сестра Евпраксия и брат Давыд. Вначале путешественники ехали по рекам на санях, а потом по суше, частью водным путем. Повсюду в восточнославянских княжествах полочанку ждал радушный прием. На своем пути она встретилась с византийским императором Мануилом Комнином, шедшим войною на венгров. Там паломники посетили собор св. Софии, приобрели золотое кадило, дорогие фимиамы и получив от патриарха благословение, поехали дальше.

В конце апреля игуменья и ее спутники прибыли к древним иерусалимским стенам. По «Житию», Евфросиния послала своего слугу Михаила к патриарху просить, чтобы ей открыли Христовы врата. Наверное, речь идет о Золотых вратах, через которые со стороны Елеонской горы 'Христос вошел в Иерусалим.

Во время паломничества преподобной княжны-игуменьи Иерусалим принадлежал крестоносцам, а правил в нем король Амальрих I. Евфросиния вошла в город через Христовы врата и отправилась к гробу Господнему, где самозабвенно молилась и курила из золотого кадила дорогими благовониями. Поселившись в монастыре святой Богородицы, полоцкая паломница приходила туда три дня подряд. На третий день она оставила приобретенное в Царьграде кадило и другие золотые дары, а также многочисленные фимиамы и обратилась к Господу с молитвой, в которой просила, чтобы позволил ей умереть в святом городе, где произошло искупление рода человеческого. [2, с. 46]

В скором времени преподобная Евфросиния заболела. Это не позволило ей самой сходить на реку Иордан, и она отправила туда брата с сестрой. Они принесли госпоже иорданской воды, и паломница, поднявшись с постели, напилась и окропила себя ею, а потом снова легла, прося Господа скорее взять к себе ее душу.

На двадцать четвертый день болезни она почувствовала скорую кончину, позвала священника и, исповедовавшись и причастившись, передала душу Всевышнему. Похоронив Евфросинию в заранее приготовленном месте, паломники повезли печальную весть в Полоцк.

 


Заключение

 

Необычная судьба Евфросинии, её духовные подвиги и служение родной земле уже не одно десятилетие привлекают внимание историков, литераторов и художников. Огромный вклад в просвещение той эпохи внесла она своей педагогической деятельностью. Школы Евфросинии Полоцкой являлись передовыми для своего времени и по программе обучения, и по составу учеников, большинство из которых были детьми простых горожан. Пример Евфросинии вдохновлял её земляков и последователей: первопечатника и переводчика библии Франциска Скорину, переводчика и издателя белорусского Евангелия Василия Тяпинского, поэта и просветителя Симеона Полоцкого.

Она стала одной из первых канонизированных (причисленных к сонму святых) женщин на восточнославянских землях. Конечно, в некоторые периоды нашей истории её деятельность замалчивалась либо преподносилась в искажённом свете. Но в последнее время мы всё чаще возвращаемся к нашим истокам, понимания их значимость для будущих поколений.

Полочане мечтают об улице святой Евфросинии и о памятнике подвижнице, которой мог бы прекрасно вписаться в архитектурно-ландшафтное пространство Спасо-Евфросиньевского монастыря. Это стало бы прекрасной данью памяти о великой женщине белорусской земли.

 


Список источников

 

1. Орлов В.А. Минск, издательство «Мастацкая лiтаратура» МП «СЛАВЯНЕ» 1992.

. Орлов, В. Евфросиния, или «Яко луча солнечная»: [О Е. Полоцкой] // Из тьмы веков светлеющие лики. - Мн., 1994.

3. Шалькевич, В. Евфросиния Полоцкая // Женщины-легенды. - Мн., 1993.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: