Научная организация труда сотрудников ДОУ (трудового коллектива)




Научная организация труда работников управления - это составная часть организации трудовой деятельности людей. В более широком смысле под научной организацией управленческого труда следует понимать проектирование, внедрение и непрерывное совершенствование всего процесса управления коллективом организации.

Применительно к управленческому труду основными задачами научного управления труда являются:

1. экономические, сущность которых заключается в росте производительности труда руководителей (влияющей в конечном итоге на производительность общественного труда) при экономии времени и энергии работника управления;

2. психофизиологические, направленные на всестороннее оздоровление и облегчение условий труда, позволяющее сохранять здоровье и трудоспособность работников;

3. социальные, смысл которых состоит в создании условий для всестороннего и гармоничного развития личности работника управления, повышения его квалификации, воспитания чувства ответственности за результаты труда, использование рациональных форм материального и морального стимулирования.

Научная организация управленческого труда использует положения и выводы общественных и естественных наук, в том числе экономики, управления, социологии, эргономики, трудового права, психологии, физиологии, гигиены, санитарии и праксеологии (изучает и формулирует правила «хорошей работы» в любой сфере человеческой деятельности.

Практически научная организация управленческого труда осуществляется на основе следующих общих принципов:

• принцип экономичности, оптимальности - состоит в достижении наибольших (наилучших) результатов при наименьших затратах времени, средств, сил, энергии;

• принцип плановости - основан на том, что вся деятельность в области совершенствования управленческого труда должна базироваться на плановых началах, которые обеспечивают рациональное взаимодействие работников аппарата управления между собой и производственным персоналом;

• принцип научности - заключается в неуклонном совершенствовании организации управленческого труда на научной основе;

• принцип комплексности - означает совокупность и взаимодействие всех сторон деятельности в области НОТ управленческого труда (технологии управленческого труда, организации управленческого труда, организационной структуры управления);

• принцип нормативности - предполагает, что все работы в области НОТ осуществляются на основе определённых нормативных материалов;

• принцип заинтересованности и ответственности реализуется посредством материального и морального стимулирования труда;

• принцип взаимопомощи.

Поскольку предметом труда в аппарате управления выступает информация, научная организация управленческого труда невозможна без своевременной информации, поступающей в органы управления в виде информационных потоков. Поэтому рационализация управленческого труда осуществляется на базе внедрения современной оргтехники, механизации и автоматизации труда работников управления.

В рамках научной организации управленческого труда выделяют такие понятия, как самоменеджмент и персональный менеджмент.

Самоменеджмент - это последовательное и целенаправленное использование практических приёмов работы в повседневной деятельности для того, чтобы оптимально и со смыслом использовать своё время. Эффективное самоуправление связано как с человеческой природой (биоритмы, генетическая программа), так и с организацией (вещей, людей, идей, отношений) социальным управлением.

Разумная самоорганизация позволит руководителю получить следующие преимущества:

Ø Выполнять работы с меньшими затратами;

Ø Лучше организовывать свой личный труд;

Ø Получать лучшие результаты труда;

Ø Быть менее загруженным работой;

Ø Меньше допускать ошибок при выполнении своих функций;

Ø Получать удовлетворённость от работы;

Ø Уменьшать стрессовые перегрузки;

Ø Повышать свою квалификацию;

Ø Добиваться лучших результатов труда;

Ø Достигать профессиональных целей кратчайшим путём.

К основным направлениям НОТ в сфере управления относятся:

1)совершенствование форм разделения и кооперации труда, рациональное использование кадров: подбор и расстановка, распределение функций, кооперирование обязанностей, организация творческого труда, сплочение коллектива;

2) улучшение организации и обслуживания рабочих мест руководителей: рациональная планировка, оснащение современными техническими средствами обслуживания;

3) рационализация приёмов и методов труда: планирование личной работы, изучение и отбор передовых приёмов и методов, освоение передовых методов труда, применение передовых методов и приёмов управленческого труда;

4) улучшение условий труда: моральный микроклимат, психофизиологические условия, санитарно-гигиенические условия, условия безопасности труда, эстетические условия;

5) совершенствование организации информации: оптимизация систем информации, автоматизация информационной работы, улучшение библиотечного обслуживания, совершенствование документооборота;

6) совершенствование нормирования и стимулирования труда: расширение сферы применения норм управленческого труда, повышения качества и обоснованности норм, модернизация нормативных материалов, внедрение в оплату труда дифференцированных показателей, оптимальное сочетание материальных и моральных стимулов;

7)совершенствование подготовки и повышения квалификации руководящих кадров: повышение качества подготовки руководящих кадров, широкое использование систем повышения квалификации, тренировка и обработка техники личной работы, усовершенствование самообразования;

8)воспитание сознательного и творческого отношения к труду: укрепление дисциплины труда, плодотворное участие в научно-практической работе, активная общественная позиция.

В сфере научной организации труда руководитель должен знать:

• модель качеств современного руководителя, в том числе модель системы персонального менеджмента;

• историю развития и сущность персонального менеджмента;

• технологию поиска и формулирования жизненных целей, выбора карьеры и получения хорошей работы;

• правила эффективного использования рабочего времени;

• технику планирования своего времени;

• эффективную организацию рабочего места;

• основные требования к составлению документов;

• принципы и правила делегирования полномочий;

• правила эффективного взаимодействия руководителя с сек­ретарем;

• технику публичного выступления;

• виды убеждающих воздействий на собеседника;

• правила подготовки и проведения деловых переговоров;

• технику телефонного разговора;

• пути рационализации личного труда руководителя;

• принципы самоорганизации личного здоровья;

• правила гигиены умственного труда;

• правила подготовки и проведения совещаний;

• правила адаптации в коллективе;

• правила делового этикета;

• критерии оценки уровня организации личного труда руко­водителя;

• правила создания и поддержания собственного имиджа.

 

Современный руководитель должен уметь:

• планировать личную работу;

• организовать свое рабочее место;

• работать с информацией, пользоваться записной книжкой;

• выступать публично;

• управлять своим эмоционально-волевым потенциалом;

• формулировать жизненные цели;

• находить и получать хорошую работу;

• анализировать эффективность использования своего време­ни и находить резервы его оптимизации.

 

Научная организация труда руководителей — это целенаправленное и последовательное применение испытанных наукой и практикой методов и приемов управления в повседневной жизнедеятельности, для того чтобы, наилучшим образом использовать свое время и собственные способ­ности, сознательно управлять течением своей жизни, умело прео­долевать внешние обстоятельства как на работе, так и в личной жизни.

Система самоорганизации дает наибольший эффект тому, кто считает ее неотъемлемой частью своей работы. Для того чтобы стать высокоорганизованным человеком, необходимо иметь волю и упорство, обладать четкой системой самоуправления.

Организация личного труда руководителя не может не учиты­вать индивидуальные особенности людей. И наряду с этим наука и практика управления свидетельствуют о возможности эффективной организации труда руководителя. Это обуславливает­ся тем, что в деятельности преуспевающих руководителей имеются общие правила и принципы работы.

Современный руководитель должен владеть искусством и наукой управления своей деятельностью, освоить приемы персонального менеджмента.

Основными задачами на данном этапе является овладение приемами и методами самоуправления, рационализации собственного труда, техникой убеждения, навыками повышения своей работоспособности. Овладение этими приемами позволит быстрее достигнуть профес­сиональных жизненных целей, получить высокие результаты труда и удовлетворение от выполняемой работы, эффективно органи­зовать личный труд и труд подчиненных.

Одним их необходимых качеств руководителя является личная организованность, основными критериями которой следует счи­тать системный подход, умение эффективно использовать время, сосредоточенность на главном, умение все делать по порядку и анализ затрат времени.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: