Тема: Формирование грамматической и лексической компетенции английского языка
Задание: систематизировать знания студентов по теме семинара, осуществить контроль понимания ими основных дидактических категорий по теме; отработать практические умений и навыки организации работы по формированию грамматической и лексической компетенции учащихся.
Методы активизации познавательной активности слушателей: практикум, сообщение, моделирование, тестовый контроль знаний, обзор методической литературы по теме семинара.
Контрольные понятия: грамматические явления иностранного языка, грамматическая структура, грамматическая навык, активный грамматический минимум, пассивный грамматический минимум; активная (пассивная) лексика, лексическая навык, лексическая единица, семантизации, потенциальный словарь.
Вопросы для проработки темы:
1. Роль грамматики в овладении языком. Содержание обучения грамматике в 30 111 1-Ш степени.
2. Особенности организации грамматического материала по уровню методических трудностей его усвоения.
3. Методологическая типология грамматических явлений.
4. Дидактические особенности отбора упражнений для обучения грамматическим структурам иностранного языка.
5. Дидактические особенности отбора и структурирования лексического материала.
6. Типология трудностей овладения лексикой иностранного языка.
7. Способы семантизации лексики.
8. Технология формирования продуктивных и рецептивных лексических умений и навыков.
Практическое задание:
1. Составить комплекс упражнений по обучению ГС (по выбору).
2. Составить комплекс рецептивных, продуктивных, рецептивно - продуктивных упражнений по обучению лексики.
3. Ознакомьтесь с фрагментом урока по обучению грамматического материала.
(См. Практикум по методике обучения иностранным языкам.... - С. 29-32; 59 - 63).
4. Выполните тест по методике обучения грамматики (см. Практикум С.32-33; 64)
5. Ознакомьтесь с фрагментом урока по обучению грамматического материала.
(См. Практикум по методике обучения иностранным языкам - С. 65-69).
6. Выполните тест по методике убучения грамматики (см. Практикум С.70).
Основная литература
1. Барышникова Н.В. Методика обучения второму иностранному языку в школе / Н.В. Барышникова. - М.: Просвещение, 2003. - 159 с.
2. Бим И.Л. Концепция обучения второму иностранному языку (немецкому на базе английского): учеб. пособие / И.Л. Бим. - Обнинск: Титул, 2001. - 46 с.;
3. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя / Н.Д. Гальскова. - М.: АРКТ, 2000. - 165 с.;
4. Общеевропейские Рекомендации по языкового образования: изучение, преподавание, оценка / наук. ред. С.Ю. Николаева. - М.: Левит, 2003. - 256 с.;
5. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорении на иностранного языка / И.А. Зимняя. - М., 1978. - 159 с.;
6. Методика обучения иностранным языкам в средних учебных заведениях: учебник. - М.: Левит, 1999. - 320 с.;
7. Практикум по методике обучения иностранным языкам в средних учебных заведениях пос. для студ. / С.Ю. Николаева, С. Бадаяц. - М.: Левит, 2001.-296 с.
ВОПРОСЫК СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 2
Тема: Обучение чтению и письму на английском языке
Задание: ознакомиться с целями и содержанием обучения чтению и письму; отработать умение составлять упражнения для обучения технике чтения и письма; сформировать умение составлять задания для определения уровня владения учащимися навыками техники письма.
Методы активизации познавательной активности слушателей: сообщения, конспектирования л-ры, обзор литературы, моделирования фрагментов учебных занятий.
Контрольные понятия: техника чтения, ознакомительное, изучающее, выборочное виды чтения, техника письма.
Вопросы для проработки темы:
1. Характеристика навыков по технике чтения на иностранном языке, компоненты ТЧ.
2. Цели и задачи обучения ТЧ и письма в средней школе в соответствии с требованиями действующей программы.
3. Этапы работы над текстом.
4. Аспекты обучения письму. Этапы формирования навыков и умений письма.
Задания для самостоятельной работы:
1. Подготовить конспект по материалам учебного пособия.
(См. Гальскова Н.Д. Современиая методика... С. 129-143).
2. Ознакомьтесь с фрагментом урока по обучению чтению и письму.
(См. Практикум по методике обучения иностранным языкам... С. 40-45).
3. Выполните тест по методике обучения (см. Практикум С.46-47).
4. Выполните задачи, определенные в Практикума по методике... С. 39-45.
5. Подготовить комплекс упражнений по обучению орфографии.
Основная литература
1. Барышникова Н.В. Методика обучения второму иностранному языку в школе / Н.В. Барышникова. - М.: Просвещение, 2003. - 159 с.
2. Бим И.Л. Концепция обучения второму иностранному языку (немецкому на базе английского): учеб. пособие / И.Л. Бим. - Обнинск: Титул, 2001. - 46 с.;
3. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя / Н.Д. Гальскова. - М.: АРКТ, 2000. - 165 с.;
4. Общеевропейские Рекомендации по языкового образования: изучение, преподавание, оценка / наук. ред. С.Ю. Николаева. - М.: Левит, 2003. - 256 с.;
5. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорении на иностранного языка / И.А. Зимняя. - М., 1978. - 159 с.;
6. Методика обучения иностранным языкам в средних учебных заведениях: учебник. - М.: Левит, 1999. - 320 с.;
7. Практикум по методике обучения иностранным языкам в средних учебных заведениях посибн. для студ. / Кол. авторов под Руководитель д.психол.н. С.Ю. Николаевой и С. Бадаяц. - М.: Левит, 2001.-296 с.
ВОПРОСЫК СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 3