Наставничество молодых специалистов.




Менторство.

Менторство в переводе означает наставничество и является видом управленческого наставничества.

Ментор – успешный руководящий работник образовательной организации, имеющий опыт в сфере профессиональной деятельности, владеющий управленческими навыками, показывающий стабильно высокие результаты работы, реализующий эффективные управленческие проекты, внесший вклад в развитие региональной системы общего образования, осуществляющий диссеминацию управленческого опыта, имеющий стаж управленческой деятельности и готовый делиться своим профессиональным опытом и знаниями.

Менти (стажер, консультируемый) – участник менторства, который через взаимодействие с ментором и при его помощи и поддержке решает конкретные профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает профессиональные компетенции.

Ключевые особенности менторства:

  • фокус внимания в менторстве находится на самом менти, на его профессиональном и/или личностном развитии.
  • ментор же не только задаёт вопросы, но и приводит определённые примеры из жизни, побуждающие менти принять собственное решение. У ментора вопросы диагностические.
  • роль ментора — быть хорошим попутчиком в движении менти к определённым целям.
  • менторство стимулирует менти к саморазвитию, к самостоятельному решению профессиональных задач, к поиску путей быстрой адаптации в профессии и коллективе.

Цель менторства - развитие профессиональных компетенций у руководящих работников, в том числе дополнительных профессиональных компетенций для нестандартных управленческих задач.

Что делает ментор?

1. Помогает менти изучить новые направления, освоить новые методы, способы, технологии работы.

2. Помогает менти понять свои источники ресурсов и потенциал.

3. Советуя, ментор делится своим опытом, и, тем не менее, не даёт готовых решений и не поучает.

4. Осуществление взаимодействия по принципу "равный-равному" (партнерский характер взаимодействия).

5. Мотивирует и стимулирует менти к работе и развитию.

6. Консультирует менти в сложных профессиональных и управленческих ситуациях.

7. Помогает Менти в рефлекции, в анализе успехов и неудач.

8. Разъяснение вопросов, представляющих для менти трудность, а также поощрение процесса обсуждения вопросов путем передачи личного опыта.

9. Помогает принимать правильные решения, предлагая альтернативы на основе собственного опыта.

10. Задача ментора не столько в передаче готовых способов профессионального поведения, сколько в обучении умению принимать управленческие решения в условиях конкретной организации.

11. Дает конструктивную обратную связь.

 

Тьюторство.

Тьютор – педагогический работник, осуществляющий тьюторское сопровождение их и педагогических кадров в образовании.

Тьютором может быть методист методической службы, руководитель, заместитель руководителя образовательной организации, педагог, преподаватель системы дополнительного профессионального образования, иной педагогический работник.

Тьюторалом может стать педагогический работник, имеющий педагогическую проблему.

Ключевые особенности тьюторства:

  • педагогическая деятельность, которая направлена на реализацию принципа индивидуализации, нацелена на решение конкретной педагогической задачи.
  • включает организацию образовательной среды и сопровождение формирования и реализации индивидуальной образовательной программы профессионального развития педагогических работников.
  • сопровождение профессионального развития педагогических кадров в условиях модернизации российского образования.
  • формирует учебную и образовательную рефлексию обучающегося.
  • тьютор может научить учиться, определить траекторию развития с целью применения ее в жизни, научить определять свое место в разных жизненных обстоятельствах.

Цель тьюторства - сопровождение профессионального развития работников системы образования

Что делает тьютор?

1. Проводит диагностику профессиональной компетентности, определяет профессиональные дефициты (затруднения) в деятельности педагогов.

2. Определяет цели и задачи совместной деятельности, вовлекает обучающихся в процесс совместного целеполагания на обучение, поддерживает мотивацию.

3. Устанавливает контакт с педагогами, оказывает психологическую поддержку, снятие барьеров, создает комфортную и безопасную атмосферу.

4. Определяет направления тьюторского сопровождения; составляет совместно с тьюторантами планы, индивидуальные образовательных программы, индивидуальный образовательный маршрут.

5. Сопровождает индивидуальные планы, индивидуальные образовательных программы, индивидуальный образовательный маршрут тьюторанта.

6. Организует групповую работу и межгрупповое взаимодействие педагогов.

7. Обучает педагогов практическому применению полученных знаний и навыкам рефлексии.

8. Осуществляет контроль динамики изменения профессиональных компетенций педагогов от занятия к занятию.

9. Дает обратную связь.

 

Наставничество молодых специалистов.

Наставник – опытный руководящий или педагогический работник, обладающий профессионализмом, показывающий стабильно высокие результаты работы, владеющий необходимыми профессионально значимыми качествами, готовый делиться своим профессиональным опытом.

Молодой специалист – педагогический работник в возрасте до 30 лет, впервые после окончания образовательной организации высшего образования, профессиональной образовательной организации или организации дополнительного профессионального образования, приступивший соответственно к педагогической деятельности и работающий в образовательной организации до истечения трех лет со дня окончания образовательной организации.

Ключевые особенности наставничества молодых специалистов:

  • одна из форм обучения на рабочем месте, обучение профессии опытными наставниками.
  • деятельность направлена на профессиональное обучение молодых сотрудников, развитие их потенциала и передачу им профессионального опыта квалифицированными наставниками для ускорение процесса профессионального становления, привитие молодому специалисту интереса к профессиональной деятельности в целях его закрепления в организации.
  • Когда педагог закончил вуз или колледж и пришел работать в школу конечно должен быть человек, который будет на данном этапе его сопровождать
  • характер беседы в наставничестве носит, как правило, директивную направленность: наставник говорит подопечному, что и как нужно делать в тех или иных ситуациях.
  • Для новичков, знакомящихся с азами профессии, такой метод имеет право на существование, однако для подготовки зрелых сотрудников и управленческих кадров он нежелателен, поскольку не направлен на развитие внутренних ресурсов конкретного человека и слабая структурированность управленческой деятельности, невозможность её перевода в навык и повторения «один в один» у разных людей (для управленческих кадров)
  • наставничество как правило применяется без отрыва от работы.
  • наставник иметь практический опыт и передает навык через принцип "делай как я"
  • наставник нацелен на то, чтобы специалист научился применять те или иные знания.

Цель наставничества - «создание» эффективного сотрудника для конкретной организации.

Что делает наставник?

1. Обучает профессии, включая прямую передачу формализованных и неформализованных знаний, приемов, подходов.

2. Говорит подопечному, что и как нужно делать в тех или иных ситуациях.

3. Нацелен на то, чтобы наставляемый научился применять те или иные знания.

4. Ставит цель перед наставляемым и срок, к которому ее нужно достигнуть.

5. Следит за эмоциональным состоянием своих наставляемых, поддерживать и воодушевляют их в трудную минуту.

6. Оценивает профессиональные дефициты (запросы) своих подопечных.

7. Постоянно поддерживать и вдохновлять наставляемых на то, чтобы работать с максимальной отдачей.

8. Поддерживает учебный процесс наставляемого и процесс его рефлексии.

9. Предоставляет конструктивную обратную связь.

 

Коучинг.

Коуч – педагогический работник, который посредством непрерывного сотрудничества помогает коучируемому (группе коучируемых) в профессиональном или личностном росте. Его основная роль — выработать у коучируемого понимание, каким образом он может реализовать поставленные задачи. Его задача организовать процесс таким образом, чтобы коучируемый сам добился желаемой цели.

Коучируемый (клиент коуча) – руководящий или педагогический работник, имеющий свой профессиональный опыт. Коучируемому необходима помощь коуча, чтобы более эффективно осуществлять отдельные виды работ профессиональной деятельности.

Коучами могут быть педагогические и руководящие работники образовательных организаций, прошедшие специальную подготовку и имеющие личные достижения, осуществляющие практическую педагогическую и/или управленческую деятельность, готовые к работе с коучируемыми. Коучи организуют работу с коучируемыми по запросу образовательной организации в зависимости от поставленных целей.

Ключевые особенности коучинга:

  • максимально недирективный метод;
  • направлен на раскрытие внутреннего потенциал;
  • сфокусирован на достижении чётко определённых целей;
  • Коуч вместе со своим подопечным изучает его «карту мира», далее на уровне желаемого достижения совместно выбирается цель, прокладывается маршрут, изучаются возможные риски, составляется план, оцениваются имеющиеся ресурсы. После помощи коуча в получении необходимой информации и приобретении соответствующих навыков коучируемый решает поставленную задачу самостоятельно.
  • в коучинге внимание акцентируется на том, как мыслит подопечный, а не на нём самом.
  • характер беседы в коучинге предполагает, что коуч только задаёт вопросы, не высказывая своих рекомендаций и не делясь собственным опытом.
  • коучинг практикует подход к каждому педагогу как к сформировавшейся личности, в которой уже заложены ее профессиональные цели, стремления и пути их реализации.
  • Поэтому свою главную задачу коуч видит не в формулировании для коучируемого путей решения его проблемы, а в совместном поиске этих путей, индивидуальных для каждого человека.
  • коучинг - процесс, ведущий к повышению профессиональной компетентности или росту личностных качеств коучируемого. Главной целью является не достижение каких-то материальных результатов, а развитие у руководящих и педагогических работников способности видеть пути, принимать решения и нести за них ответственность.
  • нельзя воспринимать позицию коуча как эксперта, который одобряет или не одобряет те или иные действия своего клиента. Его задача – укрепить способность коучируемого к самостоятельным решениям, к постановке собственных, а не кем-то навязанных планов, и принятию полной ответственности за результат их реализации.

Цель коучинга - помощьруководящему или педагогическому работнику самому раскрыть свой потенциал и добиться самых высоких результатов без какого-либо принуждения.

Что делает коуч?

1. Коуч принимает коучируемого таким, каков он есть. Это подразумевает, что с человеком, который пришел на сессию, все нормально. Неважно, каков его запрос или ситуация, в которой он находится.

Коуч не навязывает свою точку зрения. Это табу!

2. Коуч проявляет искренний интерес к партнеру. Ему интересно все! Даже если коучируемый отказывается отвечать на вопрос или считает какое-то упражнение глупым, это отличный повод поинтересоваться причинами, а не настаивать на пользе предложенного!

Коуч никогда не дает никаких интерпретаций ни запросам, ни ответам, ни обстоятельствам, ни, тем более человеку и его поведению!

3. Коуч ориентирует на будущее.

Не "застревает" в прошлом, не анализирует его. Однако иногда бывает так, что в прошлом кроется причина торможения для шага, который необходим коучируемому сейчас. Только в этом случае работа должна касаться прошлого.

4. Коуч создает профессиональную поддержку и условия, при которых коучируемый сам совершает выбор и сам реализует его и, таким образом, несет ответственность за результат работы.

Коуч не подводит коучируемого к "правильному" решению, не контролирует и не анализирует действия.

5. Коуч поддерживает мотивацию коучируемого к самостоятельному решению задачи.

Он никогда не доминирует и не использует свой авторитет. Коуч и коучируемый всегда партнеры!

6. Коуч помогает пройти психологические блоки и преодолеть ограничения на пути к результатам.

Но коуч не занимается целенаправленно решением психологических проблем. В таком случае, с согласия коучируемого он может порекомендовать психолога или психотерапевта.

7. Коуч предоставляет информацию, необходимую коучируемому.

Никогда не дает советов!

Дополнительно ознакомиться в чем отличия менторства от коучинга и наставничества можно по ссылке

Воспроизвести видео

, а также узнать об особенностях наставничества и менторинга в современных условиях управления образовательной организацией можно здесь

Воспроизвести видео

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: