Киндяковский камень (Шутов камень).




Удивительный камень Белозерья

 

 

Выполнил: Смирнов Максим, учащийся 3а класса

Руководители: Крылова Л.Н., классный руководитель;

Смирнова Т.К., педагог-библиотекарь

 

 

 
п. Кадуй, 2020 год

Оглавление

 

I. Введение………………………………………………………………………………….. 3

II. Основная часть:……………………………………………………………………….. 4-5

1. Поездка в Лойду

2. Опрос старожилов: Смирнова Е.А., Хмелева У.Е.

3. Информация из сети Интернет.

4. Изготовление указателя.

5. Фотоальбом "У камня".

III. Заключение…………………………………………………………………………….. 5

IY. Список используемой литературы…………………………………………..……….. 6

Y. Приложения…………………………………………………………………………….. 7-18

 

 

 

Введение.

В древние времена люди поклонялись не только солнцу, земле, но и священным деревьям и камням. Камням уделялось особое внимание, считалось, что необычные камни способны исцелять болезни, приносить удачу и даже выполнять желания. Сегодня я хочу рассказать вам об удивительном камне, который находится в Белозерском районе.

Тема: Удивительный каменьБелозерья.

(Слайд №1)

Цель: изучение истории камня-великана.

Задачи:

1. Собрать сведения от старожилов о камне.

2. Изучить доступнуюлитературу о камне.

3. Облагородить территорию около камня.

4. Сделать указатель.

5. Рассказать своимдрузьям и одноклассникам о необычном камне.

(Слайд №2)

Методы исследования:

- беседа

- интервью

- фотографирование

- изучение специальной литературы

- обобщение.

(Слайд №3)

Объект исследования – камень-великан.

Срок проведения проекта: апрель-ноябрь 2020 года.

Основная часть.

Поездка в Лойду.

Прошлым летом я впервые побывал на родине бабушки и дедушки в местечке ЛойдаБелозерскогорайона. (Слайд №4)Когда-то здесь было большое поселение с девятью деревнями, но теперь это тихий лесной уголок Вологодской области, в котором часто можно встретиться с дикими животными. Край этот таит много всего интересного и загадочного. Меня, например, удивил необычных размеров камень.

Загадочный камень лежит у дороги, на краю большого болота, простирающегося между реками Мигой и Андогой. (Слайд №5)Вероятнее всего, камень-богатырь остался здесь после таяния древних льдов. Когда я внимательно рассмотрел его, то заметил, что сверху он похож на сердце. (Слайд №6) Мы с дедушкой измерили «камушек», оказалось, что он 6 метров в длину и 4 - в ширину, в высоту почти в два человеческих роста.(Слайды №7,8)От деда я узнал, что этот камень необычный, на нем раньше стояла часовня. Через дорогу, напротив камня, находится ухоженная могилка в ограде. Меня камень заинтересовал, потому что таких больших валунов я никогда не видел.

2. Опрос старожилов. Смирнова Е.А. (Слайд №9)

Родственники посоветовали мне пообщаться с прабабушкой Катей.Из ее рассказа я узнал, что в начале 20 века на этом камне действительно стояла часовня. Самого строения она не помнит, но с детства слышала рассказы местных жителей об этом необычном месте. Долгое времянапротив часовни находилось кладбище, и как напоминание о нем - могилка.Прабабушка Катя вспоминает, что в часовне проходили службы. Особенно много народу собиралось у камня на Воздвиженье - 27 сентября, поэтому назвали его «Камень Воздвиженский».

В этот день вначале жители окрестных деревень собирались у камня, приносили с собой постные пироги, читали молитвы. После службы детей катали на лошадях, взрослые праздновали Воздвиженье в деревне Ивановская.

(Подробнее об этом празднике можно узнать в моей работе в Приложении №1)

В России было такое время, когда церковные праздники запрещались государством, поэтому и интерес к Воздвиженью у населения постепенно пропал. Известно, что в 50-е годысохранившиеся бревна от часовни местный жительперевез себе на баню, но верующие считали, что валун имеет магическую силу, и все же приходили к нему. Женщины читали молитвы за здравие родных и близких, поминали усопших, брали с камня мох и, как оберег для домашних животных, раскладывали его в хлевах.

За целебной силой ккамню приходили жители даже из Бабаевского района. С правой стороны валунабыл колодец, считалось, что его вода лечебная, поэтому люди брали ее для питья. В настоящее время на этом месте тоже стоит вода, возможно, тут бьет ключ.

Опрос старожилов. Хмелева У.Е. (Слайд №10)

За более подробной информацией прабабушка Катя посоветовала обратиться к Хмелевой (Максимовой) Ульяне Ефимовне. Из телефонного разговора мы узнали, что она вместе со своей старшей сестрой помогала прибираться в часовне. Ульяна Ефимовна рассказала о том, что строение имело вытянутую форму, длиной около 4-х метров, высотой 10-12 венцов, примерно три с половиной метра. Внутри часовни находились иконы, во время службы вмещалось до 15 человек.Из Ильинской церкви, находившейся вд. Искрино, приходил батюшка Павел, проводил службу, крестил детей. В Воздвижение после службы батюшка ходил по дворам освещать домашних животных (скотину).

3. Информация из сети Интернет. (Слайд №11)

Мне было интересно узнать, естьли о Воздвиженском камне какие-то сведения в Интернете.

Мы с родителями нашли статью Юрия Коваля «Культовые камни Белозерья», написанную в 1995 году на основе путешествия по России.

(Текст полной статьи представлен в Приложении №2)

Из этой статьи я узнал, что интересные камни встречаются во многих районах Вологодской области. С камнями Белозерья связаны сюжеты сказок, легенд и определенные магические действия. Но одновременно встречаются противоположные - «чертовы камни», и такие, значение которых неизвестно.

Из другого интернет-источника (https://www.perunica.ru/istoria/531-tajny-russkogo-se), я узнал, что культ Воздвиженского камня был связан с лошадьми, и даже череповецкий археолог А. В. Кудряшов проводил в этом месте раскопки.

(Текст статьи представлен в Приложении №3)

Несмотря на то, что отношение к церковным праздникам и обрядам менялось в нашей стране, лойденские жители всегда уважительно относились к Воздвиженскому камню и считали его священным. Дачник из г.Череповца Полянский Александр Кириллович,уроженец д. Ивановская, хотел восстановить часовню, но, к сожалению, рано скончался, а местные жители уже в то время все были в преклонном возрасте, поэтому его мечта не осуществилась.

4. Изготовление указателя.

В настоящее время камень окружен со всех сторон деревьями и кустарниками, поверхность его уже обрастает мхом. Невнимательному взгляду он почти незаметен.

Мне хочется, чтобы этот удивительный камень был заметен. Мы с родственниками решили сделать указатель. Дедушка нашел подходящую доску, дядя выпилил лобзиком стрелку. Родители подобрали необходимую для улицы краску, я обработал доску пропиткой,(Слайд №12) мама сделала надпись.(Слайд №13)Мы с дедушкой отпилили металлические столбики, я их самостоятельно покрасил.(Слайд №14)

Когда мы приехали устанавливать указатель, то заметили, что место около камня выглядело мрачным, с дороги валун почти был не виден. Тогда мы решили расчистить кустарник.(Слайд №15)

Теперькамень хорошо просматривается с дороги, проезжающие чаще останавливаются у него и, надеюсь, набираются целительной силы.(Слайд №16)

5. Фотоальбом «У камня». (Слайд №17)

В социальной сети Вконтакте в группе «Лойда» даже создан фотоальбом «У камня».

Заключение.

Тема, над которой я работал, мне показалась интересной, я узнал много нового о Вологодской области, ближе познакомился с родиной моих предков. Планирую следующим летом снять видео ролик и выложить его на Ютуб- канале, чтобы о Воздвиженском камне знали жители других регионов, как и о 10 волшебных камнях России, к которым приезжают люди в надежде избавиться от напастей.

(Текст статьи представлен в Приложении №4)

А вот верить ли в чудодейственную силу камней, каждый решает самостоятельно.(Слайд №18)

 

Слова для справок:

Часовня - маленькое здание для молений, богослужений с иконами.

Венец - в деревянном срубе звено из 4-х бревен.

 

Список использованной литературы

1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка, том II, И–О. М.:Русский язык,1981.

2. Путешествие по России. «Культовые камни Белозерья ». Юрий Коваль «Москва – Вологда – Цыпина гора», 1995 год.

3.Источник: https://www.perunica.ru/istoria/531-tajny-russkogo-se.

 

Респонденты:

1. Смирнова Е.А., прабабушка, 1931 год рождения.

2. Смирнов А.В., дедушка, 1958 года рождения.

3. Хмелева У.Е., очевидец, 1927 года рождения.

4. Хмелев А.А.,уроженец д. Бекренево,1962 года рождения.

 

 

Приложение №1

 

Воздвижение Креста Господня.

Народные традиции и поверья на Руси.

 

На Руси существовал обычай в день Воздвижения возводить часовни и малые церкви. Ставили в праздник Воздвижения и придорожные кресты в благодарность за избавление от напасти и мора. Поднимались в этот день и иконы для обхода полей, с молитвою о будущем урожае.

27 сентября называли также третьи Осенины. Это был заключительный день бабьего лета. На Руси Воздвижение называли также Сдвиженьем - обозначавшим движение, изменение состояния. Считалось, что в этот день хлеб с поля на гумно «сдвинулся», так как к половине сентября обыкновенно оканчивалась уборка хлеба и начиналась молотьба. Говорили еще, что на Воздвиженье «кафтан с шубой сдвинулся и шапка надвинулась ».

Праздник Воздвижения был постным. Считалось, что «кто на Воздвиженье постится, тому семь грехов простится ». Чаще всего в этот день ели капусту и блюда из нее. По всей Руси крестьяне верили, в день Воздвижения не следует начинать никакого важного и значительного дела, так как все, начатое в этот день, окончится неудачей, или будет безуспешно и бесполезно.

Народ твердо верил, что в день Воздвиженья ни под каким видом нельзя ходить в лес, так как нечистая сила может побить, а то так и просто отправить мужика на тот свет. По мнению крестьян, в день Воздвижения все пресмыкающиеся «сдвигаются», т. е. сползаются в одно место, под землю, к своей матери, где и проводят всю зиму, вплоть до первого весеннего грома. На праздник Воздвижения мужики на весь день тщательно запирали ворота, двери и калитки, из боязни, чтобы гады по ошибке не заползли в их двор и не спрятались там под навозом, в соломе и нарах. Впрочем, крестьяне верили, что с 27 сентября, змеи не кусаются, так как каждая гадина, ужалившая в это время человека, будет строго наказана: всю осень, до первого снега и даже по снегу, будет ползать зря, не находя себе места, пока не убьют ее морозы, или не проткнут мужичьи вилы.

 

(Из материалов: https://ru.wikipedia.org/wiki/Воздвижение_Креста_Господня)

 

 

Приложение №2

Культовые камни Белозерье.

Путешествие по России.

 

Белозерье, или Белоозеро, находится в окрестностях озера Белого на Вологодчине. Культовые камни Белозерья одна из достопримечательностей этого края. Первые упоминания о нем в древнерусских летописях относятся к 862 году. В то время Белозерье было частью Ростово-Суздальской земли, а в 1238 году выделилось в самостоятельное княжество. Через эти места проходили важные торговые пути, благодаря чему край активно развивался – увеличивалось его население, строились монастыри.

Сегодня территория Белозерья включает несколько административных районов Вологодской области: Белозерский, Вашкинский, Вожегодский, Кирилловский, Шекснинский. «Жемчужины» культурного наследия края – Кирилло-Белозерский, Ферапонтов и Горицкий монастыри. В настоящее время они находятся на территории национального парка «Русский Север».

Древнейшие следы пребывания человека в Белозерье относятся к мезолиту (среднекаменному веку). На территории региона обнаружены десятки стоянок этого времени, раскопано несколько погребений. Население эпохи мезолита – рослые, мускулистые европеоиды – расселялось по освободившейся от ледника равнине, основными занятиями его были охота, собирательство и рыболовство.

Объектом поклонения древнего человека были камни разной величины и формы и даже целые горы. Особым сакральным смыслом наделялись камни причудливые, необычные. Некоторые из них до сих пор считаются святыми и лечебными, хотя встречаются и их противоположности – «чертовы камни», а также такие, значение которых точно не известно. С культовыми камнями Белозерья связаны сюжеты сказок, легенд и определенные магические действия.

Около деревни Дуравино, недалеко от села Никольский Торжок, грибники случайно нашли фрагменты разрушенного идола – группу валунов, собирающихся в одну фигуру по принципу снежной бабы. К этой догадке подталкивает камень, представляющий собой личину языческого идола, – уплощенный валун средней величины (60 см), напоминающий череп человека. В нем высечены глазницы, провал носа, ушные раковины, ощерившиеся зубы.

В 4 км от села Ферапонтова расположена священная Цыпина гора. У ее северного подножия сохранилась деревянная церковь Ильи Пророка, построенная в 1775 году. На Цыпиной горе находится камень-следовик, на котором можно увидеть отпечатки стоп младенца, мужских и женских ног, четырех копыт и руки Богородицы, указывающие путь к чудотворному источнику Смоленской иконы Божией Матери.

Распространение культа камней на территории всей северо-западной России легко объяснимо. Десятки тысяч лет назад в эти края было перенесено отступающим ледником неисчислимое количество камней и валунов. За время движения они обкатывались в валуны различной величины и формы.

Они служили материалом для изготовления хозяйственной утвари и инструментов, использовались при строительстве, а некоторые наделялись в языческом сознании наших предков магической силой - как правило, это камни причудливой, необычной формы. Большинство памятников истории и культуры эпохи мезолита связано именно с использованием камней.

На валунах Белозерья стоят не только стены местных монастырей, например, Кирилло-Белозерского, но и многие здания Санкт-Петербурга. В районе деревни Коврижново до сих пор существует карьер по добыче валунов, известный еще с допетровских времен. Когда-то здесь работали крепостные крестьяне, а в 40–50-е годы ХХ века австрийские военнопленные времен Великой Отечественной войны.

Белозерье – один из самых богатых археологическими памятниками регионов Русского Севера. Косвенно это свидетельствует о выгодном географическом положении района и разнообразии его природных условий. Здесь и дремучие леса, и множество богатых рыбой водоемов.

Среди белозерских каменных артефактов особый интерес представляют так называемые «Святые плошки». Они находятся на единственной улице деревни Коврижново на берегу Шексны. Каждая из двух «плошек» представляет собой ровную каменную плиту, лежащую горизонтально на ножках из круглых камней. По мнению археологов, это древние языческие жертвенники, достаточно редкие в здешних краях памятники дохристианской эпохи. По конструкции плошки напоминают сейды – святилища саамов.

Позднее, когда в Белозерье пришло христианство, камни освятили и на одном из них – том, что повыше, выбили православный крест. Хорошо заметный на гладкой поверхности, он сориентирован на восток. Со временем в деревне сложился обычай: ежегодно 30 сентября на этих камнях служили водосвятный молебен. Плошки покрывали белой скатертью, воду брали из находившегося поблизости колодца. С приходом советской власти праздник запретили, вокруг деревни выкопали карьер для добычи гравия и валунов, и вода из колодца ушла. Однако и по сей, день эти камни считаются святыми и старики не разрешают на них садиться.

В период расцвета Московского государства, когда Русь была уже крепкой православной державой, на территории Белозерья все еще господствовало язычество. В XVI веке князь Андрей Курбский укорял в своем письме царя Ивана Грозного в том, что в его владениях зачастую можно еще видеть идолов, особенно на пути к Белоозеру. Приход новой религии ознаменовался активным искоренением и уничтожением атрибутов язычества: деревянные капища сжигали, каменных идолов топили в реках или озерах, дробили на мелкие фрагменты и нередко использовали при постройке монастырей и дорог.

Один из наиболее известных культовых объектов Белозерья – священная гора Маура, находящаяся на левом берегу Шексны, в 6 км от райцентра Кириллова. Ее название переводится как «черная гора». По легенде, с вершины Мауры преподобный Кирилл Белозерский увидел место для своей будущей обители – знаменитого Кирилло-Белозерского монастыря, основанного им в 1397 году на берегу Сиверского озера. Здесь же находится огромный камень с небольшим углублением на поверхности. Считается, что это отпечаток стопы Кирилла. В память о нем и о другом святом, прославленном в этих местах, – преподобном Ферапонте на вершине горы установлены поклонный крест и часовня.

На склоне Мауры найдены кремниевые орудия первобытного человека – отщепы, что свидетельствует о том, что гора была заселена еще в каменном веке.

Интересный памятник языческой эпохи – «шляпа Дона Педро» из деревни Малышкино. Он представляет собой навершие идола в виде мексиканского сомбреро. Вероятно, существовало обыкновение завершать каменные изваяния головным убором, например «шляпой». Об этом свидетельствуют и каменные колоссы острова Пасхи, и знаменитый Збручский идол, и истуканы, сохранившиеся в Новгородской и Псковской областях.

Сиверский идол

На территории Белозерья было обнаружено несколько камней, связанных с языческим культом, один из таких камней - Сиверский идол, или камень, который стал самым известным языческим памятником этих мест. Свое название этот камень получил от деревни Сиверово (недалеко от села Ферапонтово), где он был найден. В настоящее время этот археологический памятник хранится в Ферапонтовом монастыре, в музее фресок Дионисия.

Камень высотой около 1 м по своей форме напоминает фаллос. На его верхней части выбит квадрат, в который вписаны две буквы – В и А.

Ученые считают, что Сиверский идол – это культовый камень древних славян (IV – XI века), связанный с поклонением богу любви и плодородия Яриле. Этот бог ассоциируется с идеями жизни, урожая и плодовитости.

 

Юрий Коваль «Москва – Вологда – Цыпина гора», 1995 год.

 

 

Приложение №3

 

Информация из сети Интернет.

 


Деревня ПЯШНИЦА находится на юго-западе района, в междуречье Миги и Андоги, на песчаном сухом острове посреди обширных болот. Скорее сего, современная форма топонима является результатом фонетических изменений первоначального названия Пятница. Похожих топонимов в Вологодской области единицы, все они связаны с христианским культом Параскевы Пятницы, во имя которой ставились и часовни, и церкви. Однако Пятница у православных заменила собой главное женское божество славян - Макошь (Мокошь). В ее имени соединяются мотивы пряжи, исконно женского занятия, воды-влаги. Деревянными, часто сильно стилизованными фигурками Макоши украшали колодцы, родники. В деревне Пяшница всю воду население получало только из колодцев, в колодцах же замачивали лен перед тем, как пустить его в ручную обработку. На одном из колодцев в центре деревни была антропоморфная фигурка, вероятно, изображавшая язычески-христианскую Пятницу-Макошь. Камень ВОЗДВИЖЕНСКИЙ лежит на краю гигантского болота в междуречье Миги и Андоги, на юго-западе района. Неподалеку находятся полузаброшенные ныне деревни Пяшница, Ключи, Искрино. Размеры камня - 6 метров в длину и 4 в ширину. В высоту он почти в два человеческих роста. На поверхности валуна выделяются полосы из более твердой горной породы. Когда-то здесь была часовня. Особенно много народу собиралось у камня на Воздвиженье (14 сентября по старому стилю). Есть сведения, что культ этого камня был связан с лошадьми, то есть первоначально это мог быть идол Велеса. В результате археологических раскопок у Воздвиженского камня под руководством череповецкого археолога А. В. Кудряшова на глубине около 1 метра был обнаружен небольшой фаллический идол, что лишний раз подтверждает языческую основу почитания этого валуна.

Источник: https://www.perunica.ru/istoria/531-tajny-russkogo-se..

 

 

Приложение №4

 

Известно, что в древние времена люди поклонялись солнцу, земле и священным деревьям и камням. Камням уделялось отдельное внимание, ведь считалось, что некоторые из них способны исцелить болезни, приносить удачу и даже выполнять желания. Сегодня я хочу познакомить вас с наиболее известными камнями России, к которым до сих пор приезжают люди в надежде избавиться от напастей.

 

Тихонов камень.

Пристроившийся в Большесельском районе Ярославской области Тихонов камень, в отличие от своих многочисленных собратьев, был довольно почитаем православной церковью. Дело в том, что именно на нем в конце XVII века была найдена большая икона с изображением святых, главное место на которой занимал Тихон Амафутинский. С тех пор, на протяжении нескольких веков ежегодно 15 июня к камню совершался крестный ход в честь обретения иконы. Увы, в начале прошлого века выстроенная неподалеку часовня разрушилась от времени, а само место поросло почти непроходимым лесом и травой. Однако камень все еще лежит в лесу, в трех-пяти километрах от почти заброшенной деревни Березино и, говорят, собранная в его углублении вода способна исцелить любые глазные болезни и сделать зрячим человека, уже давно потерявшего надежду на излечение. Правда, найти его нелегко, скорее всего, придется потратить на

поиски целый день.

 

Синь-камень.

Синь-камень — легендарный валун, находящийся неподалеку от села Городище под Переславль-Залесским. Согласно древним русским преданиям, в этом камне живет некий дух, исполняющий мечты и желания. В начале XVII века церковь вступила в борьбу с языческой религией. Дьякон Переславской Семеновской церкви Ануфрий велел выкопать большую яму и скинуть в нее Синь-камень. Но через несколько лет валун загадочным образом выглянул из-под земли. Через 150 лет церковные власти Переславля решили заложить «волшебный» камень в основание фундамента местной колокольни. Камень погрузили на сани и повезли по льду Плещеева озера. Лед проломился, и Синь-камень затонул на глубине пяти метров. Вскоре рыбаки стали замечать, что валун медленно «перемешается» по дну. Через полвека он оказался на берегу у подножия Ярилиной горы, где и лежит до сих пор. Этот и подобные ему камни и загадали ученым загадку, над которой они тщетно бьются уже не одно десятилетие. Какие выдвигаются предположения по этому поводу? Мистики говорят, что тут и думать нечего, — в «блуждающих камнях» живут потусторонние сущности.

Этот 12-тонный валун на берегу Плещеева озера является, пожалуй, самым известным современникам исполнителем желаний. Свое название камень получил благодаря синему оттенку, которые приобретает его намокшая от дождя поверхность. То, что гигант обладает мистической силой, было известно еще древним славянам, которые справляли вокруг него различные обряды. Впоследствии, поборники христианства решили бороться с языческими культами и в 1788 году попытались увезти камень по льду Плещеева озера, чтобы заложить его в фундамент строящейся неподалеку церкви. Однако, у валуна были другие планы и в нескольких метрах от берега сани, на которых лежал столь тяжелый груз, проломили лед и ушли под воду. Спустя 70 лет камень загадочным образом «выполз» на берег и с тех пор лежит на одном и том же месте, медленно погружаясь под землю. Приходящие к нему люди верят, что если загадать желание, прикоснувшись к шершавой поверхности, то оно обязательно исполнится. Более разрушительным для святыни является вера некоторых в то, что для излечения от болезней надо принимать внутрь размешанный в воде толченый монолит. В результате валун постоянно долбят, ковыряют и царапают адепты нетрадиционной медицины. Так что неудивительно, если рано или поздно они съедят его целиком.

 

Киндяковский камень (Шутов камень).

Не менее древний камень скрывается в Шутовском лесу, неподалеку от деревни Турбичево в Дмитровском районе Московской области. Говорят, что когда-то он приплыл на свое нынешнее место у слияния трех рек абсолютно самостоятельно да еще против течения. В старые времена вокруг камня совершали всевозможные ритуалы и даже делали жертвоприношения. Люди верили, что он способен исцелять больных детей, надо было лишь принести хворого ребенка к камню и омыть его водой, которую предварительно «скатили» по камню. Кроме того, считалось, что прикосновение к святыне защищает от любых врагов. Как бы то ни было, все, кто приходит в эти укромные места, неизменно удивляются, что такой большой валун столетиями лежит на болотистой почве, по которой и ходить-то временами трудно, и не уходит под землю. Сейчас паломников у камня бывает мало, хотя вокруг него и можно обнаружить языческие картины и деревья, украшенные разноцветными ленточками.

 

Петухов камень.

Камень, лежащий на берегу ручья Кека, близ деревни Еросимово в Углическом районе Ярославской области, является наследником валуна, когда-то подсказавшего Пушкину идею «Сказки о Золотом Петушке». Огромный плоский булыжник с выбитым на нем гигантским символом петушиной лапы находился в Угличе, близ церкви Николы и охранял город от непрошеных гостей. Согласно легенде, в случае опасности ровно в полночь громадный петух садился на камень и троекратным криком предупреждал о приближении врага. Но примерно в 30-х годах прошлого века валун раскололи и использовали для мостовых. Камень же близ деревни Еросимово с таким же отпечатком куриной лапы уцелел и до сих пор к нему приходят люди, чтобы, взобравшись на него, загадать свое самое сокровенное желание.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: