СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ




Технологический подход к обучению ставит цель – сконструировать учебный процесс, отправляясь от заданных исходных установок (М.В. Кларин). Такими установками могут быть: социальный заказ, определенные образовательные ориентиры, цели и содержание обучения.

 

Этапы технологического подхода (М.В. Кларин):

1. Постановка целей и их максимальное уточнение, формулировка учебных целей (или задач) с ориентацией на достижение результатов.

2. Подготовка учебных материалов и организация всего хода обучения в соответствии с учебными целями.

3. Оценка текущих результатов, коррекция обучения, направленная на достижение поставленных целей.

4. Заключительная оценка результатов.

Итак, технологический подход – это образовательный подход, который гарантирует полную управляемость работой образовательного учреждения и учебного процесса на основе последовательной ориентации на четко определенные цели. Цели могут быть направлены на активизацию содержания и методов обучения, на внедрение в обучение интеллектуальных технологий (метод проектов), создание психологически комфортной среды обучения (обучение в сотрудничестве), развитие дополнительного образования и дистанционных форм обучения (технологии дистанционного обучения, Интернет-образование)

 

Определение технологии обучения [1]

Дж. Брунер Инструмент дидактической работы, обеспечивающий оптимизацию обучения.
Ф. Янушкевич, Ч. Куписевич Совокупность медико-организационных действий, направленных на оптимизацию процесса обучения путем рационального использования в этом процессе современных технических средств и дидактических материалов.
В. Оконь Содержательные и технические проблемы передачи и обмена информацией между учителем и учащимися.
В.П. Беспалько Содержательная техника реализации учебного процесса.
М.В.Кларин Направление педагогики, которая имеет целью повышение эффективности образовательного процесса, гарантированное достижение обучаемыми запланированных результатов обучения.
И.П. Волков Описание достижения планируемых результатов обучения.
М.Ж. Арстанов Теория использования приемов, средств и способов организации обучающей и учебной деятельности.

 

В.В. Гузеев отмечает, что далеко не каждый учитель может создать свою технологию, но каждый может быть создателем своей неповторимой методики обучения, базирующейся на той или иной технологии.

 

Выделите различия:

Методика Технология
С позиции общих педагогических феноменов
Дидактика – общая методика – частная методика. (Дидактика — составная часть педагогики, наука об обучении, исследующая законы, закономерности, принципы и средства обучения. Общая методика раскрывает образовательные, развивающие и воспитывающие функции обучения. Частные методики обучения) Философия образования – образовательная политика – образовательная технология. (Зачем учить – чему учить – как учить)
С позиции взаимодействия с общими вопросами педагогической теории (с этой позиции методика шире, чем технология)
Преломление, детализация общих педагогических вопросов с учетом специфики конкретного учебного предмета. (Отвечает на вопросы: чему, зачем и как учить?) Разработка правил организации учебного процесса, конструирование учебного процесса с учетом последовательности шагов для достижения гарантированного результата (Отвечает на вопрос: как учить?)
С позиции возникновения в педагогической действительности (А.М. Кушнир)
- Индивидуальность - Результат обобщения пед. опыта или изобретение нового способа представления знаний. - Предполагаемый результат обучения - Воспроизводимость - Результат анализа конкретных условий изучения и преподавания предмета - Заданный результат обучения

 

Компоненты образовательных технологий (существует несколько подходов):

I. В.М. Монахов: 1) целеполагание как проектирование одной общей цели и множества частных задач; 2) диагностика как установление факта достижения или недостижение конкретной микроцели (задачи); 3) дозирование заданий как решение вопроса о том, сколько упражнений должен самостоятельно сделать ученик, чтобы успешно пройти диагностику; 4) логическая структура технологии, во-первых, как группа уроков (занятий), в ходе которых должна быть достигнута определенная цель и решены поставленные задачи, во-вторых, как программу развития памяти, речи, внимания, интереса и т.д.; 5) коррекция учебного процесса как построение пути выведения учеников, не прошедших диагностику на уровень стандарта.

II. В.В. Гузеев: 1) представление результатов обучения; 2) текущая диагностика и прогнозирование развития ученика; 3) модели обучения (методы, формы, приемы и средства обучения); 4) выбор или построение модели обучения, необходимой для конкретных условий (объединение в систему методов, форм, приемов и средств обучения, необходимых именно этой школе, классу, учителю)

III. Г.К. Селевко:

1) концептуальная основа;

2) содержательная часть обучения (цели обучения – общие и конкретные, содержание учебного материала)

3) процессуальная часть – технологический процесс:

- организация учебного процесса;

- методы и формы учебной деятельности;

- методы и формы работы педагога;

- деятельность педагога по управлению процессом усвоения материала;

- диагностика учебного процесса

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: