Рекомендации для родителей по подготовке детей к школе




1. Диагностирование детей на психологическую готовность к школе проводится по методикам, которые описаны в книгах:

А.А. Венгер, А.Л. Венгер. Готов ли ваш ребенок к школе.- М.,1994

Л.Ф.Тихомирова, А.В. Басов. Развитие логического мышления детей. -Ярославль, 1996

2. Занятия по подготовке к школе должны включать игровые моменты, ведь для ребенка в 6 лет главным видом деятельности является игра. Длительность занятия не должна превышать 30 минут, иначе дошкольник будет утомляться и не усвоит учебный материал. Нервная система дошкольников в силу недостаточной физиологической зрелости отличается быстрой истощаемостью и имеет низкий предел работоспособности. В середине занятия необходимо провести физкультминутку: разминку для глаз, рук, походить по комнате.

3. Критерии психологической готовности:

*учебная мотивация (хочет идти в школу, понимает важность и необходимость учебы, проявляет выраженный интерес к получению новых знаний);

*умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых);

*развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом);

*пространственная ориентация, координация движений (умение правильно определять «выше - ниже», «больше - меньше», «слева - справа»…);

*координация в системе «глаз-рука» (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ - узор, фигуру, зрительно воспринимаемый на расстоянии, например, из книг);

*развитие логического мышления (способность находить сходства и различия предметов при сравнении, умение правильно объединять их в группы по общим существенным признакам);

*развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 мин).

4. Дома полезно:

*развивать мелкую моторику: много лепить, рисовать и клеить аппликации, штриховать картинки в книжках-раскрасках, не заходя за контур, собирать конструкции из мелких деталей конструктора;

*развивать познавательные способности (память, внимание, восприятие, мышление);

*выучить с ребенком ответы на стандартные вопросы: имена родителей, домашний адрес, телефон, признаки времен года, названия месяцев.

 

Что такое школа

 

Когда возникают страхи? В том случае, если ребенок плохо представляет себе, что его ждет в школе. Или же в том случае, если информация, которую он получил из рассказов от взрослых, старших братьев, сестер, других детей, носит только негативную окраску. Для того чтобы будущий школьник узнал, что такое школа и чем он в ней будет заниматься, предложите ему выполнить следующие задания.

 

· Вы называете ряд слов, обозначающих предметы (существительные). Ребенку предлагается подать сигнал, если он услышит слово, относящееся к школьной теме. Слова могу быть такими: «Пенал, диван, карандаш, подушка, зеркало, тетрадь, ручка, ученик, игрушки, конфета, парта, яблоко, учебник, блюдце, кот, перемена, урок, чашка и т.д.». Ребенок может поднимать руку или хлопать в ладоши, чтобы обозначить нужное слово.

 

· Называете ряд слов, обозначающих действия предметов (глаголы). Ребенок подает сигнал, услышав слово, относящееся к школьной теме. Примерный список слов: «Читать, спать, играть, писать, учить, кататься, запоминать, рассказывать, бегать, прыгать, отвечать урок, переписывать и т.д.».

 

· Приготовьте картинки, которые можно отнести к той или иной теме (в том числе школьной), или тематическое лото. Пусть ребенок раскладывает картинки по темам, а те из них, которые относятся к теме поступления в школу, могут быть описаны более подробно. Если ребенок затруднятся объяснить, почему тот или иной предмет отнесен к нужной теме, помогите ему наводящими вопросами.

 

· Приготовьтесь назвать ребенку ряд глаголов, обозначающих различные действия: рисовать, играть, читать, кататься на велосипеде, смотреть мультфильм, считать, вырезать из бумаги, гулять и т.д. Спросите его, чем бы он хотел заниматься и почему. Обратите внимание на количество так называемых «учебных» глаголов, сколько их будет среди других и почему ребенок их выбрал. Отсутствие таковых может означать недостаточный познавательный интерес и, следовательно, нежелание или неготовность поступать в школу.

 

· Предложите ребенку поиграть в школу, причем выберите для себя роль учителя. После выполнения нескольких заданий спросите его, что бы он хотел получить за свою работу – отметку или конфетку (яблоко, банан и т.д.). Желание получить отметку – атрибут школьной жизни – означает интерес к школе и положительное отношение к будущему обучению.

 

· Приготовьте две коробочки: в одну из них положите несколько игрушек, а в другую – что-нибудь из школьных принадлежностей. Запаситесь набором карточек (на плотной бумаге или картоне), на которых вы написали слова – признаки, противоположные по значению:

добрый – злой умный – глупый

веселый – грустный мягкий – жесткий

теплый – холодный сильный – слабый

чистый – грязный вежливый – грубый

быстрый – медленный интересный – скучный

смелый – трусливый большой – маленький.

 

Вместе с ребенком вы читаете слова на карточках и просите его разложить каждую пару по коробочкам. Сколько «положительно окрашенных» признаков оказалось в «школьной» коробке? Если 7 и более - ваш ребенок в целом настроен к школе благоприятно, заинтересованно, со школой у него связаны в основном положительные эмоции.

 

· Поиграем в школу. На этот раз спросите будущего ученика (сейчас у него роль учителя): «Чему ты будешь меня учить – танцевать, петь, прыгать, собирать что-то из конструктора или писать, читать, считать?» О положительной мотивации к поступлению в школу свидетельствует желание ребенка «учить» вас школьным предметам – чтению, письму и т.д.

 

· Выберите несколько (2 – 3) игрушек – куклу, мишку, зайку. Предложите ребенку объяснить каждой из игрушек, что делают ученики в школе и почему нужно учиться. Обратите внимание не только на содержание рассказа ребенка, но и на интонацию, с которой он будет говорить. Если ребенок затрудняется, обсудите тему вместе, задайте несколько вопросов от имени игрушек.

 

Может случиться так, что ваш ребенок не сразу захочет выполнять задания, которые вы ему предложите. Это не означает, что он не хочет поступать в школу, может быть, у него просто не настроения или он не расположен именно сейчас обсуждать данную тему. Не нужно принуждать его к играм и беседам, лучше дождитесь благоприятного момента, когда у ребенка будет подходящее настроение, когда он сам вас спросит. Можно подвести его к данной теме игрой, рассказом, чтением книжки, просмотром фильма или спектакля. Помните, что ребенок всегда интересуется новым, проявляет любопытство к тому, чего не знает, и это надо использовать. Спросите себя: «Хочет ли мой ребенок учиться, умеет ли он заниматься?» Вы знаете своего ребенка лучше всех, вы проводите с ним много времени, вы имеете возможность наблюдать за ним и подмечать те или иные особенности. Можете ли вы ответить объективно на несколько вопросов.

 

ü Часто ли ребенок задает вам вопросы?

· часто (5 баллов)

· иногда (3 балла)

· редко (1 балл)

ü Часто ли ребенок просит, чтобы ему почитали?

· часто (5 балл)

· иногда (3 балла)

· редко (1 балл)

ü Занимается ли ваш ребенок умственным трудом?

· часто (5 баллов)

· иногда (3 балла)

· редко (1 балл)

ü Как поступает ребенок, услышав занимательный вопрос?

· сам пытается ответить (5 баллов)

· по-разному (3 балла)

· просит, чтобы вы сами ответили на свой вопрос (1 балл)

ü Привлекают ли ребенка занимательные виды деятельности?

· часто (5 баллов)

· иногда (3 балла)

· редко (1 балл)

 

Этот простой тест может помочь вам определить, насколько у вашего ребенка развита познавательная потребность: узнавать что-то новое, делать что-либо занимательное, что требует усилий, но получается не сразу – то, что требует для обучения в школе.

Если при подсчете баллов у вас получится сумма от 17 до 25 – познавательная потребность развита достаточно сильно, это будет основательным подспорьем в школе. Сумма 12 – 16 баллов означает умеренно выраженную познавательную потребность, 12 баллов говорят о том, что вам обязательно нужно уделить внимание развитию познавательной потребности, потому что при такой степени сформированности ее в школе у ребенка возникнут проблемы.

 

Раскрась «школу»

Нарисуйте на альбомном листе прямоугольник с окошками, а ваш ребенок, выбрав карандаш, раскрасит его. Если будет выбран светлый, более «оптимистичный» по цвету карандаш – желтый, розовый, голубой, светло – зеленый – значит, со школой у ребенка связаны радостные ожидания.

Выбор черного, темно – коричневого цвета может свидетельствовать, что малыш настроен не очень благоприятно… Если вы приготовите еще один рисунок – снова прямоугольник с окошками – «школу», а в окошках кружками изобразите головы учеников (рисунок должен быть крупным), попросите ребенка нарисовать лица детей – глаза и рты. Какие выражения лиц будут преобладать – грустные или веселые.

По этому тесту можно судить об эмоциональном отношении ребенка к школе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: