Предклассическая сонатная форма




СТАРОСОНАТНАЯ ФОРМА

СТАРОСОНА́ТНАЯ ФО́РМА — музыкальная форма, распространенная на рубеже XVII—XVIII вв. и предшествовавшая появлению сонатной формы. Старосонатная форма была основана на сопоставлении 2-х тем, обычно сходных; существенным отличием ее от сонатной формы являлось отсутствие индивидуализированных тем. В старосонатной форме 2 раздела. Первый — изложение главной партии в главной тональности, а побочной партии — в иной тональности. Второй раздел мог осуществиться в 2-х вариантах: 1) повторялся тематический материал первого раздела, но главная партия излагалась в тональности побочной партии, а побочная — в главной тональности сонаты; 2) вначале разрабатывался тематический материал экспозиции, а затем излагалась побочная партия в главной тональности произведения. Наиболее совершенные образцы старосонатной формы — сонаты для клавесина Д. Скарлатти.

Старинная сонатная форма — музыкальная форма, основанная на тональном различии главной партии и побочно-заключительной группы в экспозиции и транспозиции побочно-заключительной группы в главную тональность в репризе.

От классической сонатной формы она отличается меньшей интенсивностью развития и структурной невыработанностью партий. Как правило, побочный раздел не имеет своей выраженной темы и противопоставляется главному только тонально. Кроме того, разработка не выделена в самостоятельный раздел и не играет определяющей роли для формы. Нет драматургических контрастов и конфликтного противопоставления образов. Это доказывает, что связь старинной сонатной формы с классической только структурная, а классическая сонатная форма — принципиально новое явление в истории музыки.

Форма сформировалась и применялась в эпоху барокко. Позже она стала неактуальна и применялась исключительно в стилизациях.

Классификация

Выделяют 3 аспекта в классификации старинной сонатной формы:

· По преобладающему складу:

1. Старинная сонатная форма полифонического склада (типа развёртывания).

2. Старинная сонатная форма гомофонного склада (предклассическая сонатная форма).

· По количеству тем:

1. Однотемная.

2. Многотемная.

· По количеству частей формы:

1. Двучастная.

2. Трёхчастная.

Старинная сонатная форма типа развёртывания

Этот тип формы в основных чертах схож с малыми формами эпохи барокко (двухчастной или трёхчастной) типа развёртывания. Ему также присущи тематическая однородность и отсутствие жёсткой метрики, позволяющая создавать протяжённые построения без метрических ограничений.

Отличие от малых форм состоит в том, что в старинной сонатной форме имеет место большая и чётко выраженная доминантовая зона в конце первой части (в малых формах она была представлена только каденцией). При этом старинная сонатная форма остаётся близкой малым формам, что подтверждается общей областью применения (прелюдии, танцы из сюит, арии).

Известны две разновидности этой формы: 2- и 3-частная (соответствующие простым 2- и 3-частной формам эпохи барокко).

Предклассическая сонатная форма

Она уже принципиально отличается от барочных малых форм и стоит ближе к классической сонатной форме. Здесь чётче выражены функции разделов, тематизм более определён, метрика ориентирована на квадратность, формируется разработочное развитие. При этом формы еще часто двухчастны и однотемны.

Разрыв связи с малыми формами барокко подтверждается различием области применения — предклассическая сонатная форма не применяется в танцах из сюит и связана преисущественно с жанром сонаты.

Формировалась она в основном в творчестве итальянских композиторов — Д. Скарлатти, Б. Галуппи, Д. Тартини и других.

Сразу договоримся не путать понятия «классическая музыка» и «музыка эпохи классицизма»…

Классическая музыка – это музыка образцовая, которая выдержала испытание временем и считается эталоном в своем жанре или стиле.

А эпоха классицизма – это время примерно с середины XVIII до середины XIX века. В этот период произведения искусства и литературы должны были создаваться в соответствии с определенными требованиями эстетики классицизма, в эти требования входили гармоничное сочетание частей, отделка деталей, каноны формы и т.д. То есть, произведение искусства (музыки, живописи, литературы и др.) должны были строиться по определенным канонам (правилам). Первоначально классицизм был прогрессивным явлением, т.к. вырабатывал стройность, определенность, некий образец того, каким должно быть произведение искусства. Но, как известно, процесс движения неостановим, постепенно рамки классицизма стали мешать творчеству, ограничивать его. Поэтому на смену классицизму пришло другое направление в искусстве – романтизм.

Обычно период классицизма связывают с венскими классиками – Гайдном, Моцартом, Бетховеном. Почему их называют «венскими классиками»? Все они жили в Вене, которая в то время считалась столицей музыкальной культуры. Термин «венские классики» впервые был употреблен австрийским музыковедом Кизеветтером в 1834 г. в отношении Гайдна и Моцарта. Позднее другие авторы добавили в этот список и Бетховена. Венских классиков часто называют также представителями Первой венской школы.

Этих великих композиторов венской школы объединяет виртуозное владение разными стилями музыки и приёмами композиции: от народных песен до полифонии (одновременное звучание, развитие и взаимодействие нескольких голосов или мелодических линий, мелодий). Венские классики создали высокий тип инструментальной музыки, в котором все богатство образного содержания воплощено в совершенную художественную форму. В этом и заключается основная особенность классицизма.

Для представителей венской классической школы характерны универсальность художественного мышления, логичность, ясность художественной формы. В их сочинениях органично сочетаются чувства и интеллект, трагическое и комическое, точный расчёт и естественность, непринуждённость высказывания.

В эпоху классицизма сформировалась сонатная форма, симфония (4-частный сонатно-симфонический цикл), концерт, появился струнный квартет. Расширился состав симфонического оркестра. Сложились главные классические типы камерных ансамблей — фортепианное трио, струнный квартет и другие.

Из музыки для сольных инструментов особенно выделилась фортепианная музыка. Моцарт оказал большое влияние на развитие оперного искусства: он развил различные типы оперы — лирической и социально-обличительной комедии, музыкальной драмы, философской оперы-сказки и других.

Каждый из представителей венской классической школы обладал неповторимой индивидуальностью. Гайдну и Бетховену более близкой была инструментальная музыка, Моцарт в равной мере проявил себя и в оперном, и в инструментальных жанрах. Гайдн больше тяготел к объективным народно-жанровым образам, юмору, шутке, Бетховен — к героике, Моцарт был универсальным художником — ему удавалось всё.

Система жанров, форм и правил гармонии, разработанная классической венской школой, сохраняет своё значение и до сих пор.

А теперь поговорим более подробно о жанрах музыки эпохи классицизма.

Сонатная форма

Сонатная форма сформировалась во второй половине XVIII века в творчестве Моцарта и получила наивысший расцвет в творчестве Бетховена. Творчество Бетховена стало непревзойдённой кульминацией в истории сонатной формы. Композиторы следующей исторической эпохи понимали, что Бетховен довёл сонату до своего абсолюта, и были вынуждены искать пути обновления формы. Условно говоря, сонатная форма в чистом виде после Бетховена начинает уже разрушаться, приобретая изначально чуждые ей признаки.

Разные композиторы решали задачу обновления формы по-разному. Однако, все они искали способ соединения сонатной формы с иными принципами формообразования. Иногда это были принципы, противоположные идее сонатности (то есть непрерывного обновления и развития). Например, Шуберт внёс в сонатную форму песенное начало, Шуман соединил сонатную форму с принципом сюиты. Берлиоз соединил сонатную форму с подробной литературной программой. Лист шёл по пути объединения сонатной формы и сонатно-симфонического цикла.

Итак, сонатная форма — это музыкальная форма, основанная на сопоставлении и развитии 2-х тем, обычно контрастных. Применяется преимущественно в инструментальных произведениях.

Сонатная форма состоит из 3-х разделов:

1) экспозиция — завязка действия. В ней излагаются: главная партия и примыкающая к ней связующая партия, побочная партия и заключительная партия. Чаще всего главная партия носит динамичный, решительный характер, ей противостоит более созерцательная лирическая побочная партия;

2) разработка — драматический центр сонатной формы: сопоставление, столкновение и широкое развитие тем, изложенных в экспозиции; 3) реприза (французское reprise — возобновление) — развязка действия, несколько видоизмененное повторение экспозиции с изложением обеих основных партий в главной тональности.

Иногда перед экспозицией бывает вступление, а после репризы — кода (дополнительный, завершающий раздел, построенный на одной или обеих темах).

Сонатная форма характерна для первых, быстрых частей сонатного цикла, почему и называется сонатным allegro (аллегро).

Сонатной форме предшествовала старосонатная (на рубеже XVII—XVIII вв.).

Поясним, что из себя представляла старосонатная форма.

Старосонатная форма — музыкальная форма, распространенная на рубеже XVII—XVIII вв. и предшествовавшая появлению сонатной формы. Старосонатная форма была основана на сопоставлении 2-х тем, обычно сходных; существенным отличием ее от сонатной формы являлось отсутствие индивидуализированных тем. В старосонатной форме 2 раздела. Первый — изложение главной партии в главной тональности, а побочной партии — в иной тональности.

Наиболее совершенные образцы старосонатной формы — сонаты для клавесина Д. Скарлатти.

Симфония

В переводе с греческого слово «симфония» обозначает «созвучие».

 

В связи с тем, что симфония сходна по строению с сонатой, сонату и симфонию объединяют под общим названием «сонатно-симфонический цикл». В классической симфонии (в том виде, в котором она представлена в творчестве венских классиков — Гайдна, Моцарта и Бетховена) обычно имеется четыре части.

  • 1-я часть, в быстром темпе (аллегро), пишется в сонатной форме;
  • 2-я, в медленном движении, пишется в форме вариаций, рондо (музыкальная форма, в которой неоднократные (не менее 3-х) проведения главной темы (рефрена) чередуются с отличающимися друг от друга эпизодами), рондо-сонаты, сложной трёхчастной, реже в форме сонаты;
  • 3-я — скерцо (стремительный темп) или менуэт (старинный народный французский грациозный танец) — в трёхчастной форме da capo с трио (то есть по схеме A-trio-A);
  • 4-я часть, в быстром темпе — в сонатной форме, в форме рондо или рондо-сонаты.

Существуют симфонии как с большим, так и с меньшим количеством частей (есть даже одночастные симфонии).

Программная симфония связана с известным содержанием, изложенным в программе (выраженной, например, в названии или эпиграфе), — например, «Пасторальная симфония» Бетховена, «Фантастическая симфония» Берлиоза и пр. Первыми ввели программу в симфонию Диттерсдорф, Розетти и Гайдн.

Концерт

Конце́рт (от итал. concerto — гармония, согласие и от лат. concertare — состязаться) — музыкальное сочинение для одного или нескольких солирующих инструментов с оркестром. Существуют также концерты для одного инструмента — без оркестра, концерты для оркестра — без строго определённых сольных партий, концерты для голоса (или голосов) с оркестром и концерты для хора а cappella (пение без инструментального сопровождения).

Концерт появился в Италии на рубеже XVI-XVII вв. как вокальное полифоническое произведение церковной музыки.

В концертах I половины XVIII в. быстрые части обычно основывались на одной, реже на двух темах. Во II половине XVIII в. в творчестве «венских классиков» утвердилась сонатно-симфоническая форма концерта.

Струнный квартет

Струнный квартет — произведение для четырёх смычковых инструментов (как правило — двух скрипок, альта и виолончели), а также музыкальный коллектив соответствующего состава, исполняющий такие произведения. Струнный квартет — наиболее распространённая разновидность квартета, хотя пользуются популярностью и некоторые другие составы (фортепианный квартет, квартет деревянных духовых).

Здесь следует пояснить, что такое альт. Альт — струнно-смычковый музыкальный инструмент такого же устройства, что и скрипка, но несколько больших размеров, отчего он звучит в более низком регистре. Струны альта настроены ниже скрипичных и выше виолончельных

 

Форма струнного квартета определялась в творчестве Гайдна. Он кодифицировал квартет как четырёхчастную пьесу (до этого камерные ансамбли могли состоять из произвольного количества частей) и установил композиционную последовательность, аналогичную структуре симфонии: быстрая часть — медленная часть — менуэт — быстрый финал.

Эпоха венской классики стала для квартета эпохой расцвета, и вслед за Гайдном огромный вклад в развитие жанра внесли Моцарт и Бетховен.

 

Слухати

1). Д. Скарлатти Сонаты для клавесина будь яка

2). П. И. Чайковский Концерт b moll

3) М. Глинка Арагонская хота

4) М. Глинка Увертюра к опере «Руслан и Людмила»

5) А. Моцарт Увертюра к опере «Свадьба Фигаро»

6) Л. Бетховен Соната № 10 Адажио

7) А. Моцарт Концерт для флейты с оркестром

8) Д. Шостаковий Симфония № 7 Ленинградская Первая часть

9) Б. Галуппи, Сонаты для клавесина будь яка

10) Д. Тартини Сонаты для клавесина будь яка

Джузеппе Тартини (Tartini) (1692-1770) - итальянский композитор, скрипач и теоретик. Композицию изучал во францисканском монастыре Ассизи у монастырского органиста, известного чешского композитора Б. Черногорского. В 1721 году занимает должность скрипача и дирижера капеллы Падуи; в 1723-1725 годах придворный музыкант в Праге. По возвращении в Падую Тартини основал здесь в 1728 году школу скрипичной игры; в числе его учеников - выдающиеся скрипачи 18 века П. Нардини, И. Г. Науман, Г. Пуньяни и др. В 1740 году Тартини с триумфальным успехом совершил концертную поездку по Италии; техническое совершенство и стиль его игры стали образцом для последующего поколения итальянских скрипачей. Скрипичные произведения Тартини получили широкое распространение. Его соната "Трель дьявола" (известна как "Дьявольская соната") сохранилась в репертуаре скрипачей до наших дней. Тартини утвердил и развил форму сольного скрипичного концерта. Ряд его произведений имеет педагогический характер, например "Искусство ведения смычка" - 50 вариаций на тему гавота А. Корелли. Тартини был также одним из виднейших итальянских музыкальных теоретиков 18 века, автором трактатов по различным музыкальным вопросам.

Доменико Скарлатти (Domenico Scarlatti) (26.10.1685 - 23.7.1757) - итальянский композитор и клавесинист. Сын и ученик Алессандро Скарлатти. Уже с 16 лет состоял органистом и композитором Королевской капеллы в Неаполе. В 1703 году здесь же были поставлены первые его оперы. В 1705 году отец Скарлатти послал его в Венецию обучаться у Ф. Гаспарини. Вскоре Скарлатти стал выдающимся клавесинистом. В 1709 году был в Риме, где подружился с Генделем, который помогал ему совершенствоваться в игре на органе; в свою очередь Скарлатти давал Генделю указания по игре на клавесине. В 1709-1714 годах придворный музыкант польской королевы, жившей в те годы в Риме; для ее театра Скарлатти написал 7 опер и ораторию. С 1714 года регент капеллы святого Петра в Риме. С 1719 или 1720 года после кратковременного пребывания в Лондоне возглавлял Королевскую капеллу в Лисабоне и одновременно давал уроки музыки португальской принцессе; для нее Скарлатти написал свои известные первые сонаты, названные автором "экзерсисы для клавесина" (опубликованы в 1738 году). С 1729 года служил придворным музыкантом в Севилье и затем в Мадриде. Скарлатти сыграл значительную роль в развитии испанской инструментальной музыки; виднейшие испанские композиторы того времени были его учениками и в их числе А. Солер.

Хотя Скарлатти писал также оперы, кантаты, церковные произведения, в историю музыки он вошел как автор сонат для клавесина, до наших дней занимающих почетное место в репертуаре пианистов. Мало обращаясь к контрапунктическим формам, Скарлатти создавал мелодичные, полные блеска, темперамента виртуозные одночастные сонаты, вернее, токкаты в форме сонатного аллегро, напоминающие по жизнерадостности итальянскую буффонаду. Во многих сонатах Скарлатти проходят танцевальные темы. Скарлатти справедливо считается основоположником современной фортепьянной техники; он первым начал широко применять перемену пальцев при повторении нот, скрещивание рук, скачки более чем на октаву и другие технические приемы, явившиеся новыми для того времени. Сонаты Скарлатти оказали влияние на формирование фортепьянного стиля Ф. Э Баха и Йозефа Гайдна. Полное собрание пьес для клавесина Доменико Скарлатти издано в 11 томах под редакцией А. Лонго (Милан, 1906).


Бальдассарре Галуппи (Galuppi), прозвище Буранелло (18.10.1706, остров Бурано, Северная Италия - 3.1.1785, Венеция) - итальянский композитор. Ученик А. Лотти. 16 лет Галуппи написал свою первую оперу-сериа "Друзья-соперники", поставленную в Венеции. С 1749 года Галуппи сочинял комические оперы, преимущественно на либретто К. Гольдони, которые принесли ему известность и за пределами Италии. В 1741-1743 годах жил в Лондоне, затем в Неаполе; в 1748-1764 годах возглавлял капеллу при соборе святого Марка в Венеции; с 1762 года был директором местной консерватории. В 1765 году переехал в Петербург, где получил должность придворного композитора, а затем и директора Придворной певческой капеллы. Среди его учеников был Д. С. Бортнянский, который после отъезда Галуппи последовал за своим учителем в Италию. Для русской сцены Галуппи сочинил несколько опер, в том числе оперу "Ифигения в Тавриде" (пост. 1768, Петербург), исполнявшуюся на итальянском и русском языках. Галуппи написал также ряд духовных сочинений для православного богослужения, способствовавших возникновению формы "концерта" в русском церковном пении. В 1768 году Галуппи вернулся в Венецию, где снова был директором консерватории. Наиболее популярное произведение Галуппи - опера "Деревенский философ" на либретто Гольдони (пост. 1755); на русской сцене имела успех и "Покинутая Дидона" (1741).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: