Конституционный статус Президента РФ. Акты президента




Правовой статус президента рф

Институт президентства в России берет свое начало с 15 марта 1990 года. Именно тогда был введён институт президенства в СССР третьи внеочередным съездом народных депутатов СССР. Первым президентом стал Горбачев.

Институт президентства далее был внедрен в практику РСФСР и вопрос об учреждении должности президента был вынесен на всероссийский референдум 17 марта 1991 года. За введение поста президента высказалось 70 процентов, приняли участие 75 процентов населения.

В этом голосовании не приняли участие Татарская Республика, Северо-Осетинская, Чеченская, Тувинская. Они выразили бойкот референдуму.

24 апреля 1991 года ВС РСФСР утвердил итоги референдума. Были приняты законы о президенте РСФСР и о выборах президента РСФСР.

24 мая 1991 года изменения были внесены в конституцию РСФСР 1978г.

Особенности статуса:

1)президент был главой исполнительной власти, на этот пост мог выбрать гражданин не моложе 35 не старше 65 лет. Срок полномочий – 5 лет.

При этом объем полномочий был не столь значителен, основные функции сосредотачивались у съезда народных депутатов РСФСР. Именно он определял внутреннюю и внешнюю политику, в его ведении находилось принятие констиутции и внесение поправок, изменение государственного устройства, избрание конституционного суда, он мог отменять акты президента.

Президент мог назначать главу правительства, но распускать кабинет министров мог толкль с согласия ВС.

Президент не имел права распускать ВС и СНД.

12 июня 1991 – были проведены первые выборы президента. Победил Ельцин, набрал более 50 процентов голосов.

25 декабря 1991 года – решение ВС, РСФСР была переименована в Российскую Федерацию.

2 декабря 1992 года 7 съезд Народных депутатов расширил Полномочия парламента. ВС должен был дать свое согласие на назначение министров: МВД, МИД, обороны, председателя центро банка. Президент не имел права распускать парламент. В случае нарушения этих положений его Полномочия прекращались.

 

Президентом был издан указ 1400 о поэтапной конституционной реформе, в котором распускался парламент и назначены новые выборы.

С принятием конституции 1993 года полномочия президента были расширены.

 

Пункт 3 заключительных и переходных положений, где отмечается, что президент РФ осуществляет полномочия до срока на которые он был избран, несмотря на принятие новой конституции.

 

В 2008 году срок полномочий президента был увеличен до 6 лет.

В 2014 году вновь увеличились полномочия, он получил право представлять кандидатуры СФ председателя ВС РФ, Ген Прокурора и его заместителей. Получил право назначать не более 10 процентов своих представителей в СВ.

 

Поправки 2020 года. Убрано слово «подряд». Ужесточились требования к кандидатам в президенты. Постоянное проживание на территории РФ не менее 25 лет. Не имели гражданства ин гос либо внж.

Повысилась роль президента в законодательном процессе. Помимо права вето президент наделяется правом обратиться с запросом в конституционный суд РФ о проверке конституционности федеральных законов, фкз до их подписания и обнародования.

Также повышается его роль в законодательной власти субъекта РФ, он получил право инициировать проверку конституционности закона субъекта РФ до его обнародования.

Происходит процесс передачи части полномочий президента парламенту. Теперь необходимо утверждение гос думой кандидатур на должности руководителей силовыми, федеральными органами исполнительной власти. Теперь предшествует обязательное согласование кандидатур с советом федерации.

С другой стороны сохраняется возможность президента распустить госдуму.

 

Ответственность президента.

1. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности, а Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, лишен неприкосновенности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации, как действующего, так и прекратившего исполнение своих полномочий, признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

2. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности, о лишении неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа соответственно сенаторов Российской Федерации и депутатов Государственной Думы по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.

3. Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности, о лишении неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента Российской Федерации. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента Российской Федерации, Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, считается отклоненным.

Полномочия Президента РФ реализуются через принятие им правовых актов. Согласно ст. 90 Конституции РФ Президент РФ издает указы и распоряжения.

Указами оформляются решения Президента РФ нормативного характера, то есть решения, содержащие общие правила поведения, рассчитанные на длительное и многократное применение и относящиеся к неопределенному кругу субъектов.

Указы могут носить и индивидуальный характер. В форме указов издаются решения о назначении и освобождении от должности руководителей подотчетных Президенту РФ федеральных органов исполнительной власти, о гражданстве, о предоставлении политического убежища, награждении государственными наградами, присвоении почетных званий, высших воинских и высших специальных званий, о помиловании.

Распоряжения Президента РФ – это акты организационно-оперативного характера, имеющие вспомогательное значение в правовом регулировании деятельности главы государства. Распоряжения, как правило, не носят нормативного характера.

 

Указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам (ч. 3 ст. 90). Данная конституционная норма устанавливает подзаконный характер правотворческой деятельности Президента РФ

Акты Президента РФ подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Акты Президента РФ публикуются в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации» в течение десяти дней после дня их подписания.

Акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории Российской федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.

Иные акты Президента РФ, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: