Расчёт болтов крепления редуктора к раме .




Проверочный расчёт опасного сечения выходного вала на сопротивление усталости

Оценку сопротивления усталости вала выполняют по величине общего коэффициента безопасности S [9,с.27]:

S=(Sσ ∙Sτ)/(Sσ2 +Sτ2)1/2≥[S]=1,5…2,5, (3.1)

где [S]=1,5…2,5 – допускаемый предел общего коэффициента запаса [9,с.27];

Sσ-1 / (K σD σИ)- коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям изгиба σИ при симметричном цикле (R=-1; σm=0; σа= σmах= σИ; σИ=103М/W);

Sτ=2τ-1 / τк(KτDτ) – коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям кручения при отнулевом цикле (R=0; τm = τa = τmax /2= =τк /2; τк =103Т/Wр)

ψτD= ψτ/ KτD – коэффициент влияния асимметрии цикла в рассматриваемом сечении (ψτ=0,1);

K σD=(Kσ/ K+ 1/ K-1)/ KV – коэффициент снижения пределов выносливости при переходе от образца материала к сечению реальной детали по нормальным напряжениям;

KτD=(Kτ/ Kdτ+ 1/ KFτ-1)/ KV – коэффициент снижения пределов выносливости при переходе от образца материала к сечению реальной детали по касательным напряжениям;

На данном валу два опасных сечения: 1 и 2 с величинами расчетных моментов:

М2=349,2 Н∙м; М1=685,8 Н∙м; Т=606,45 Н∙м.

Концентраторы напряжений:

Сечение 2 – посадка с натягом колеса z2T (ο63 H7/r6) и шпоночный паз (b=18 мм, l=45 мм, t1=7 мм).

Сечение 1 – посадка внутреннего кольца подшипника (ο55 L0/k6);

Влияние на усталость концентраторов напряжений дано в таблице 3.1

Таблица 3.1

Параметры Концентраторы напряжений Примечание
Сечение 1 Сечение 2
ο55 L0/k6 ο63 H7/r6 Шпоночный паз  
1. Эффективный коэффициент концентрации напряжений     Kσ 2,2 [7,с.170, 171]; Сталь 40Х; σВ=900 МПа.
    Kτ 2,05
2. Коэффициент влияния абсолютных размеров сечения     K 0,777
    K 0,667
3. Отношение Kσ/ K Kτ/ K 4,14 4,745 2,83 [7,c.171]
2,475 2,85 3,07

Так как в сечении 2 Kσ/ K=4,745 от посадки больше, чем от шпоночного паза (2,83) при незначительной разнице Kτ/ Kdτ, то дальше расчет в сечении 2 ведем с учетом только натяга от посадки колеса z2T.

Коэффициенты влияния качества поверхности [7,с.170], [8,c.29] при чистовом шлифовании (Ra =0,8…1,6 мкм) K=0,89, KFτ=0,94

Коэффициент влияния поверхностного упрочнения [4,с.170]. KV=1,0 – без упрочнения.

Тогда в сечении 1:

K σD=(4,14+ 1/ 0,89-1)/ 1=4,26; KτD=(2,475+ 1/ 0,94-1)/1=2,54;

В сечении 2:

K σD=(4,745+ 1/ 0,89-1)/ 1=4,87; KτD=(2,85+ 1/ 0,94-1)/1=2,91;

Пределы выносливости образцов материала: сталь 40Х, при d≤120 мм и Н≥270НВ

σ-1=450 МПа, τ-1=240 МПа, ψτ=0,1.

Напряжения вычисляют по формулам: изгиба σИ=103Мизг/Wнетто; τк =103Т/Wрнетто, где

Моменты сопротивления сечений Wнетто и Wрнетто определены в таблице 2.6. Результаты расчета напряжений и коэффициентов запаса прочности представлены в таблице 3.2.

 

Таблица 3.2- Напряжения и коэффициенты запаса прочности в опасных сечениях

Сечение Моменты сопротивления, мм3 Напряжения, МПа Коэффициенты запаса прочности
Wнетто нетто σИ τк Sσ Sτ S
      41,99 18,56 2,52 9,79 2,44
      15,12 12,42 6,11 12,84 5,52

 

 

В обоих сечениях S ≥ [S]=1,5…2. Сопротивление усталости в опасных сечениях вала обеспечивается.

 

Расчёт болтов крепления редуктора к раме.

 

1. Схема внешней нагрузки на редуктор дана на рис. 3.1,а

Рис.3.1,а-схема внешней нагрузки на редуктор

Внешняя нагрузка на редуктор:

ТБ=25,593 Н∙м;ТТ=606,45 Н∙м; FM=147 Н∙м; FВх=4508,9 Н; FВу=6147,5 Н.

В расчетных схемах, как правило, наибольшая сила затяжки болтов требуется «на сдвиг», поэтому сила муфты FM приложена в горизонтальной плоскости стыка в сторону увеличения суммарной силы сдвига вместе с проекцией FВх силы цепной передачи.

В соответствии с табл.2.2 болты крепления лап редуктора: М16,количество болтов z=4. Болты установлены с зазором, диаметр отверстия под болт d0=18 мм.

Длины, необходимые для расчета, взяты с чертежа редуктора и из таблицы 2.2. Собственной массой редуктора пренебрегаем в запас прочности.

 

 

2. Координаты центра масс (точка О на рис.3.1,б) плоскости стыка:

x=B/2=244/2=122 мм; y=L/2=430/2=215 мм. Координаты расположения осей болтов: х1=122−18=104 мм; у1=215−18=197 мм.

Рис.3.1,б

 

Проекции внешней нагрузки относительно осей плоскости стыка (рисунок 3.1,а,б):

FX=0;

FY= FM+ FВх=147+4508,9 Н=4655,9 H;

FZ= FВу=6147,5 Н (Отрывающая сила);

MX=−ТБт+10-3(FM+ FВх)h+FВу10-3(0,5L− l);

MX==−25,593+606,45+(147+4508,9)∙10-3∙168−

−6147,5∙10-3∙86=834,4 Н∙м;

MY= FВу10-3(0,5В+47)=6147,5∙(0,5∙250+47)∙10-3=1057,4 Н∙м;

ТZ= FВх10-3(0,5В+47)− FМ10-3(0,5В+18)=754,5 Н∙м;

Сдвиг вызывают: FY, ТZ.

Отрыв стыка перпендикулярно его плоскости вызывают: FZ(отрыв), MX, MY.

3. Наиболее нагруженный болт− 3 (рисунок 3.1,в)

Рис.3.1,в- Схема нагружения болта 3

Нагрузка на болт 3 от центральных сил:

FFY= FY/z=4655,9/4=1164 Н; FFZ= FZ/z=6147,5/4=1537 Н(отрывающая сила)

Нагрузка от вращающего момента ТZ,где в соответствии с рисунком 3.1,б

ρ=(х12+ у12)1/2=(1042+ 1972)1/2=222,77мм,

FТZ=103∙ТZ∙ρ/∑ (ρi)2, FТZ=103∙754,5∙222,77/(4∙222,772)=847 Н;

Суммарная сдвигающая сила, приходящаяся на болт:

Fd=[(FFY)2+(FTZ)2+2∙ FFY ∙ FTZ ∙cosγ]1/2,

где угол γ между векторами острый и cosγ= х1/ρ=104/222,77=0,467;

Fd=[(1164)2+(847)2+2∙1164 ∙ 847∙0,467]1/2=1730 Н

Силы от изгибающих моментов Mх, Mу на оси болта 3:

FМх=103∙Mх/(4∙у1)= 103∙834,4/(4∙197)=1059 Н;

FМу=103∙Mу/(4∙х1)= 103∙1057,4/(4∙104)=2542 Н.

Отрывающая сила в зоне болта 3:

F= FМх+ FМу+ FFZ=1059+2542+1537=5138 Н (отрывающая сила).

Усилия предварительной затяжки:

а) на сдвиг:

Fзат1=k1∙ Fd /(i∙f) +(1-χ) FFZ,где

k1= 1,5 – коэффициент запаса сцепления на сдвиг;

i=1 – число плоскостей сдвига;

f=0,15 – коэффициент трения материалов деталей на стыке;

χ =0,25 – коэффициент основной нагрузки;

Fзат1=1,5∙1730 /(1∙0,15) +(1-0,25)∙1537=18453 Н;

б) на отрыв:

Fзат2=[ k2∙(1-χ)/z]∙[FZ+103∙Aст (MX/Wст.Х+ MY/Wст.Y], где

k2= 2,0 - коэффициент запаса сцепления на отрыв;

Aст=2Lb=2∙430∙50=43∙103 мм2– площадь поверхности стыка;

Моменты сопротивления изгибу: Wст.Х=2bL2/6=3,082∙106 мм3; Wст.Y=L[B3−(B−2b) 3]/6B=

=3,39∙106 мм3; z=4- число болтов;

Fзат2=[ 2,0∙(1-0,25)/4]∙[6147,5+106∙43(834,4/3,082∙106 + 1057,4/3,39∙106]=18616 Н

Т.к. Fзат2> Fзат1,то дальнейший расчет проводим с учетом Fзат2=18616 Н.

5. Расчетная сила на оси болта:

FБ=1,3∙Fзат.+χ∙F=1,3∙18616+0,25∙5138=25485 Н

Расчетное допускаемое напряжение на разрыв болта

Р]’=4FБ/(π∙ d12)=4∙25485/(π∙13,8352)=170 МПа

Требуемая величина предела текучести σТ’=[σТ]’∙[S], где

[S]=2200∙k/[900 – (70000-FБ)2∙10-7]=2200∙1/[900 – (70000-25485)2∙10-7]=3,13 -коэффициент безопасности при неконтролируемой затяжке. Тогда, σТ’=170∙3,13=532,1 МПа

где k=1 – для нелегированной стали.

Из условия σТ≥ σТ’ примем класс прочности болта 8.8 (σТ =640 МПа).

6. Потребное усилие рабочего при затяжке гаек стандартным гаечным ключом:

Определяют из соотношения [11,с.11]:

Fзат.=70∙Fр,Fр= Fзат./70=18616/70=266Н

Fзат ≤[Fр]=[200…300] Н – условие выполняется, контроля затяжки при сборке и дополнительных мер по обеспечению Fзат. не требуется.

 

4 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.Энергетический и кинематический расчеты приводов: метод. указания по дисциплине «Детали машин» для студентов машиностроительных спец. всех форм обучения / НГТУ; Сост.: А.А. Ульянов.- Н.Новгород, 2000.-27с.

2. Зубчатые и червячные передачи. Ч.I; Проектировочный расчет: метод. указания к курсовому проекту по деталям машин для студентов машиностроительных спец. / НГТУ; Сост.: А.А. Ульянов, Ю.П. Кисляков, Л.Т. Крюков.- Н.Новгород, 2000.-31с.

3. Зубчатые и червячные передачи. Ч.II: Проверочный расчет. Силы в зацеплениях: метод. указания к курсовом проекту по деталям машин для студентов машиностроительных спец. / НГТУ; Сост.: А.А. Ульянов, Ю.П. Кисляков, Л.Т. Крюков.- Н.Новгород, 2001.-24с.

4. Зубчатые и червячные передачи. Ч.III: Примеры расчетов: метод. указания к курсовом проекту по деталям машин для студентов машиностроительных спец. / НГТУ; Сост.: А.А. Ульянов, Ю.П. Кисляков, Л.Т. Крюков, М.Н. Лукъянов.- Н.Новгород, 2001.-31с.

5. Расчет цепных передач: метод. указания к курсовому проекту по дисциплине «Детали машин» для студентов машиностроительных спец. / НГТУ; Сост.: А.А. Ульянов, Ю.П. Кисляков, В.В. Андреев.- Н.Новгород, 1999.-23с.

6. Муфты приводов: метод. указания по курсу «Детали машин и основы конструирования» для студентов всех специальностей и форм обучения / НГТУ; Сост.: А.А. Ульянов, Ю.П. Кисляков, В.В. Андреев.- Н.Новгород, 2006.-34с.

7. Дунаев П.Ф., Леликов О.П. Конструирование узлов и деталей машин.- М: Высш. шк., 2001.-447с.

8. Решетов Д.Н. Детали машин.- М.: Машиностроение, 1989.-496с.

9. Расчет и конструирование валов: метод. указания к курсовом проекту по деталям машин для студентов машиностроительных спец. всех форм обучения / НГТУ; Сост.: А.А. Ульянов, Ю.П. Кисляков, Л.Т. Крюков.- Н.Новгород, 2002.-36с.

10. Подбор подшипников качения: метод. указания по дисциплине «Детали машин» для студентов машиностроительных спец. / НГТУ; Сост.: А.А. Ульянов.- Н.Новгород, 1993.-33с.

11. Расчёт болтовых соединений: Метод. указания по курсу «Детали машин и основы конструирования» для студентов машиностроительных специальностей всех форм обучения / НГТУ; Сост.: А.А. Ульянов, Л.Т. Крюков и др.– Н. Новгород, 2004.– 31 с.

12. Правила оформления пояснительных записок и чертежей: метод. указания по дисциплине «Детали машин» для студентов всех спец. и форм обучения / НГТУ; Сост.: А.А. Ульянов.- Н.Новгород, 2000.-35с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: