В ходе пленарного заседания «Отдых детей и их оздоровление в 2021 году в регионах страны: барьеры, преодоления, тренды» заслушан 21 доклад об опыте работы 10 регионов, о решении общих вопросов в сфере детского отдыха и оздоровления, лучших практиках и опыте решения проблем на местах.
Участники рассмотрели и обсудили следующие вопросы:
- Межведомственное взаимодействие и партнерство
- Разнообразные формы поддержки семьи и детства
- Запрос общества на оздоровление и лечение детей
- Эффективные практики и тренды развития сферы детского отдыха
- Источники повышения качества деятельности и предлагаемой услуги
- Ресурсы и возможности развития, эффективные способы и идеи продвижения, привлечения средств, сторонников, партнеров
- Развитие маркетинга, опорные точки развития сферы детского отдыха
- Подготовка и повышение квалификации кадров.
Ключевой линией всех докладов стали вопросы системных проблем, трудностей, внешних и внутренних барьеров – как сложностей и негативных эффектов, требующих дополнительных ресурсов преодоления и препятствующих развитию сферы отдыха и оздоровления детей на современном этапе.
Участники пленарного заседания определяют в 2021 году имеющийся положительный и перспективный опыт в регионах России, инновационный потенциал сферы и возрастающую роль в современное обществе, позитивном влиянии на здоровье, развитие и воспитание детей, а также отмечают необходимость системных изменений и инновационного прорыва в сфере детского отдыха и оздоровления.
Анализ докладов позволяет сформулировать следующие барьеры сферы отдыха и оздоровления детей:
1. Барьеры воспитания и развития детей – трудности роста современных детей:
- снижение показателей физического и психического здоровья детей;
- рост числа детей, имеющих хронические заболевания;
- повышение травмирования детей в обычных условиях и не травмоопасных ситуациях;
- гаджет и интернет зависимость детей и связанных с этим болезненными состояниями психики;
- рост числа детей, склонных к нарушениям дисциплины, асоциальным и отклоняющимся от нормы поведением (нецензурная речь, драки, раннее употребление ПАВ, курение (сигареты, вейпы, электронные сигареты), слабыми навыками конструктивного общения;
- рост числа тревожных, угрожающих, «профессионально жалующихся», «профессионально несогласных с правилами лагеря» родителей.
2. Кадровые барьеры - дефицит рабочей силы на рынке труда:
- критический дефицит профессиональных медицинских и педагогических кадров;
- нарастающий дефицит кадров рабочих профессий, обслуживающего персонала;
- квалификационная яма – недостаточность профессиональных компетенций в работе с детьми с особыми образовательными потребностями, детьми ОВЗ, инвалидами, «трудными» детьми;
- непривлекательность педагогических специальностей среди предпочтений абитуриентов и работы по профессии среди выпускников педагогических вузов;
- старение, текучесть, ухудшение здоровья кадров;
- низкая привлекательность сферы для построения карьеры;
- социальное иждивенчество трудоспособного населения;
- низкая эффективность работы центров занятости.
3. Бизнес барьеры - необходимость оптимизации производственных процессов:
- отсутствие научно обоснованных гибких систем организации производства, обеспечивающих выполнение норм труда и отдыха при графике 24/7, минимизирующих риск профессионального выгорания и не разоряющих организацию;
- изношенность, моральное устаревание инфраструктуры организаций сферы детского отдыха для решения современных проблем и приоритетов государственной политики;
- слабое развитие служб маркетинга, онлайн продаж, продвижения услуг на рынке, внедрения смежных направлений деятельности для функционирования в круглогодичном режиме и повышения востребованности услуги;
- не работающие механизмы привлечения инвестиций в сферу детского отдыха.
4. Законодательные барьеры – НПА: необходимо, но не всегда выполнимо:
- ужесточение требований, риски, контрольный (надзорный) прессинг;
- завышенные, избыточные, исключительные ограничительные нормы и требования для сферы детского отдыха препятствуют ее развитию и привлекательности;
- игнорирование сферы детского отдыха в федеральных программах развития материально-технической базы;
- не ясные механизмы поддержки, льгот, кредитов, субсидий, гарантий
-отсутствие федеральных регулирующих актов, разъясняющих и закрепляющих взаимоотношения организации и родителей в позиции отказа от прививок детям, выдачи информированных добровольных согласий на медицинское вмешательство;
- разъяснение нормы права в части пребывания в лагере детей с 14 лет (совершеннолетних) - право самостоятельного выхода за территорию лагеря, отказа от медицинской помощи и пр.
5. Информационные барьеры – негативная информационная повестка:
- отсутствие трансляции в СМИ имеющегося положительного опыта в сфере детского отдыха;
- демонстрация в СМИ в свободном доступе федеральных каналов негативного контента и популяризация негативных явлений с маркировкой 18+, по сути нарушающих закон о защите детей от информации, причиняющей вред;
- популярность показа в СМИ с привлекательной все дозволенной позиции - асоциальных норм поведения «звезд, ложных кумиров молодежи», демонстрация нарушения закона, нетрадиционной ориентации, пьянства, употребления запрещенных препаратов, нереального богатства, расточительности и прочих пороков;
- недостаточная активность издания методической литературы
-отсутствие объективных актуальных социологических исследований современных процессов развития детей и молодежи и научных, практических рекомендаций для организаторов детского отдыха;
- низкая издательская активность специалистов практиков сферы;
- отсутствие печатного издания (интернет-издания), выполняющего информационно-методическую, систематизирующую, популяризирующую функцию сферы детского отдыха и оздоровления.
В связи с изложенным, участники предлагают направить силы на общественную поддержку и продвижение позитивного имиджа сферы отдыха и оздоровления детей в обществе, принять меры к повышению внимания научных работников, государства, депутатского корпуса, политических партий, общественных организаций и внести в резолюцию Общероссийской встречи следующие предложения к федеральным и региональным властям:
1.Инициировать заседание Госсовета Российской Федерации при Президенте РФ по вопросу развития сферы детского отдыха и оздоровления с приглашением общественных организаций, профессионального сообщества, научных работников для разработки стратегических задачи формирования государственной политики в сфере детского отдыха и оздоровления.
2. Распространить программу детского туристического кэшбека на все сезоны года и палаточные лагеря. В целях организации детского отдыха в течении всего оздоровительного сезона, увеличения охвата детей отдыхом и оздоровлением круглый год, развития программ «лесных школ» в период учебного года, поддержки организаций детского отдыха круглогодичного действия предлагается реализовывать программу кэшбек на путевки детского отдыха круглогодично, используя как период зимних, весенних, осенних каникул, так и внеканикулярный период для продолжения обучения, совмещенного с оздоровлением и реабилитацией на базе загородных стационарных организаций отдыха детей и их оздоровления. Это позволит снизить эпидемическую нагрузку в городах, школах, укрепит иммунитет детей в природной среде.
3. Включить направление детского отдыха в программы реализации Национальных проектов. В целях развития качества услуги и соответствия предоставляемых услуг современных подходам развития детей, требованиям федерального законодательства предлагается выделить средства федерального бюджета в национальных проектах на развитие материально-технической базы организаций отдыха детей и их оздоровления круглогодичного и сезонного действияи включить в программы реализации национальных проектов отдельной строкой направление детского отдыха:
3.1. включить в программу национального проекта «Образование» мероприятия по строительству, реконструкции и ремонту зданий, сооружений, благоустройству территорий, комплектованию организаций отдыха детей и их оздоровления помещениями для занятий дополнительным образованием, лабораториями, кабинетами робототехники, мастерскими творчества; мероприятия по обеспечению организаций детского отдыха качественным интернетом, связью, транспортом для доставки сотрудников, технологическим оборудованием;
3.2.включить в программы национального проекта «Здравоохранение» мероприятия по строительству, реконструкции, ремонту медицинских пунктов, отвечающих современным требованиям федерального законодательства, комплектованию медицинских пунктов современным медицинским оборудованием в том числе общеукрепляющего оздоровительного профиля;
3.3. включить в программу национального проекта «Культура» мероприятия по строительству, ремонту, комплектованию культурны-досуговых площадок (клубов, залов, музеев) звуковым, световым, цифровым оборудованием;
3.4. включить в программу национального проекта «Демография» мероприятия по строительству, реконструкции, комплектованию оборудованием спортивных залов, спортивных площадок открытого и закрытого типа; досуговых и игровых площадок;
3.5. включить в программу национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» мероприятия по строительству и ремонту дорог до детских оздоровительных организаций.
4. Внести изменения в СП 3.1. /2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» в части отмены требований п.3.3.
– отменить 75% наполняемость и изложить в редакции: Количество детей в отрядах (наполняемость) в соответствии с проектной вместимостью организации отдыха детей и их оздоровления;
- перед началом каждой смены работники пищеблоков должны пройти обследование на наличие норо-, рота- и других вирусных возбудителей кишечных инфекций – отменить как избыточное, и оставить в предыдущей редакции – перед началом летнего сезона;
- перед началом каждой смены персонал должен пройти обследование на COVID-19. Обоснование:
- сотрудники организаций детского отдыха прошли вакцинацию от COVID-19, в плановом порядке ведется ревакцинация;
- дети не проходят обследование на COVID-19, таким образом не понятен смысл данного требования;
- обследование на COVID-19 любым методом является платным, денежные средства не выделяется, что является высокой, а чаще непосильной, финансовой нагрузкой на бюджет организаций детского отдыха;
- данное требование распространяется только на организации отдыха детей и их оздоровления.
5. Снизить контрольную (надзорную) нагрузку на организации отдыха детей и их оздоровления в период летней оздоровительной кампании, формировать план проверок с учетом равномерного распределения проверок в течении года. Исключить наложение плановых и внеплановых проверок, одновременные проверки различными ведомствами.
6. В целях привлечения профессиональных кадров предлагается внести изменения в Постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781.
6.1. дополнить список должностей и учреждений, работа которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в организациях отдыха детей и их оздоровления круглогодичного и сезонного действия. (В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях РФ»).
Наименование должностей: директор (начальник, заведующий) организации отдыха детей и их оздоровления, заместитель директора (начальника, заведующего), заместитель директора (начальника, заведующего) по воспитательной работе, заведующий педагогической службой, методист (деятельность связана с образовательным и воспитательным процессом детей), воспитатель, старший воспитатель, педагог-организатор, старший педагог-организатор, педагог дополнительного образования, старший педагог дополнительного образования, вожатый, старший вожатый, педагог-психолог, старший педагог-психолог, инструктор по физической культуре и спорту, старший инструктор по физической культуре и спорту.
Наименование учреждений: организации отдыха детей и их оздоровления круглогодичного и сезонного действия
6.2. дополнить список должностей и учреждений, работа которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения деятельность в организациях отдыха детей и их оздоровления круглогодичного и сезонного действия. (В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях РФ»).
Наименование должностей: Врачи-специалисты всех наименований (кроме врачей-статистиков), начальники медицинских служб (частей) организаций отдыха детей и их оздоровления, осуществляющие врачебную деятельность; средний медицинский персонал: главная (старшая) медицинская сестра, фельдшер, медицинская сестра, медицинская сестра по массажу, медицинская сестра по физиотерапии.
Наименование учреждений: организации отдыха детей и их оздоровления круглогодичного и сезонного действия.
7. С целью поддержки педагогических и медицинских кадров, привлечения профессиональных педагогических и медицинских специалистов в организации детского отдыха предлагается:
- включить категорию педагогов загородных лагерей, находящихся в сельской местности, в программу «Земский учитель» на предоставление единовременной компенсационной выплаты;
- включить категорию медицинских работников загородных лагерей, находящихся в сельской местности, в программу «Земский доктор» на предоставление единовременной компенсационной выплаты;
- расширить программы льготного кредитования, предоставления субсидий на приобретение жилья педагогическим и медицинским работникам организаций отдыха детей и их оздоровления;
- распространить программу компенсации оплаты съемного жилья на педагогических и медицинских работников организаций отдыха детей и их оздоровления.
8. С целью подготовки квалифицированных специалистов для сферы детского отдыха и оздоровления:
- расширить число бюджетных мест для подготовки специалистов (педагогических и медицинских работников) по программе целевого обучения для загородных организаций отдыха детей и их оздоровления;
- заключить соглашение между МОО «Содействие детскому отдыху» и высшим учебным заведением научно-методической поддержке и сопровождении.
9. Консолидировать усилия всех общественных организаций, профессиональных сообществ на территории Российской Федерации:
- расширить состав участников МОО «Содействие детскому отдыху» до представительства всех регионов России;
- провести «онлайн перекличку/общий сбор» лагерей, находящихся в федеральном реестре;
- провести конкурс лучших практик эффективного управления организацией отдыха детей и их оздоровления, подтвержденных результатом.