Концепция науки П.Бурдье




Бурдьё Пьер (1930-2002) - выдающийся современный французский социолог и философ, создатель теории социального поля, представитель постструктуралистского направления соц. теории и теории габитуса.

Рассматривая концепцию П. Бурдье становится ясно, что он ставил практическую социологию в противовес теоретической, считая что теория не представляет как таковая никакой значимости, если её невозможно применить в эмпирических исследованиях. Бурдье желает не просто познать и объяснить общество, но влиять на него, изменяя его при помощи «интеллектуальных орудий», которые, по его мнению, дает настоящий социологический анализ.

В его исследованиях сочетаются приемы, а также различные подходы из области антропологии, лингвистики, истории, наук политического характера, эстетики и философии. Сам Бурдье считал свои работы направленными не разработку нового категориального аппарата и не на анализ существующих понятий, а на исследование действительных соц. явлений при помощи определенных социологических «инструментов». Он поставил задачу преодолеть ложные, по его мнению, противопоставления эмпирии и теории объективизма и субъективизма, микроанализа и макроанализа, имеющие место быть в социальных науках. Его работы насквозь пропитаны эмпирикой. Судить о значении, которое П. Бурдье придает конструированию предмета, а также методам о нем сбора данных, можно уже потому, что в большинстве его книг содержатся в качестве приложений методический инструментарий, выборки, описание и т. п.

Я не столько хотел наблюдать за наблюдателем в его своеобразии, что само по себе не представляет большого интереса, сколько наблюдать за воздействием, произведенным положением наблюдателя на само наблюдение, на описание наблюдаемых вещей, открыть все предположения, присущие теоретическому положению как видению внешнему, отдаленному, отстраненному или просто непрактичному, невовлеченному, неинвестированному» (Бурдье П. Начала... С. 94)

Социальный агент и Габитус.

Поскольку понятия концепции Бурдье социальный агент и габитус неразрывны между собой, то о них следует говорить вместе. Вводя понятие, социальный агент Бурдье противопоставляет его субъекту и индивиду. Он говорит о том, что субъект является марионеткой управляемой структурой, в отличие от него агент не подчиняется неведомым ему законам. Бурдье за основу объяснения поведения агентов предлагает брать не теоретическую концепцию, которая пытается представить его как логичное, а саму логику практики через её феномены: стратегия поведения, габитус, практическое чувство.

Габитус - система диспозиций, порождающая и структурирующая практику агентов, их представления; функционирует как матрица восприятия, постановки целей, решения задач, действий. Он включает в себя оценивание и мышление, манеру поведения и речи, эстетический вкус, индивидуальный стиль и образ жизни, которые помогают отличать представителя одного класса, национальности, профессии, от других. Габитус помогает агенту ориентироваться в социальном пространстве и адекватно оценивать происходящие события и ситуации. По Бурдье Габитус одновременно и порождающий фактор практики агента, и принцип классификации практик.

Габитус формируется в процессе интериоризации социальных отношений, происходит это в два этапа: первичный габитус, складывающийся в семье, служащий основой для восприятия и усвоения школьных знаний; вторичный габитус является условием и предпосылкой понимания и оценки сообщений СМИ и т. д. То есть, логика интериоризации обращает габитус в упорядоченное хронологически множество диспозиций.

Габитус является порождающим практики принципом, подчиняющимся «практической логике» - логике приблизительности и неопределенности, свойственной повседневному поведению. Поэтому для него характерны, открытость и неопределенность, не уверенность и экспромт. Габитус стремится исключать не предвиденные, случайные обстоятельства из любой социальной ситуации, с которой ему приходится сталкиваться, изменяя ее в задачу, являясь принципом её решения.

При этом габитус ставит и жесткие рамки, ограничения данной производительной способности, являясь продуктом соц. отношений, которые управляют практиками при помощи изначально заданных принуждений и ограничений его изобретательности. Габитус не дает агентам «...ни создать что-либо новое, ни просто механически воспроизводить изначально заданное.

Являясь продуктом истории, габитус производит индивидуальные, так и коллективного характера практики, а, следовательно - историю вместе со схемами, рожденными историей. Габитус обеспечивает активное присутствие прошлого опыта, существующий в каждом организме, что дает гарантию постоянства практик во времени.

Габитус есть деятельное присутствие всего прошлого, продуктом которого он является, - следовательно, он есть то, что придает практикам их относительную независимость по отношению к внешним детерминациям непосредственного настоящего. Эта автономия прошлого, действовавшего и деятельного, которое, функционируя как аккумулированный капитал, производит историю с незапамятных времен и обеспечивает, таким образом, непрерывность в изменении, которая делает индивидуального агента миром в мире (Журнал социологии и социальной антропологии)

Социальное пространство и социальное поле.

На основании мнения ведущего социолога Бурдьё социологию можно рассмотреть как социальную топологию. На основе этого факта мир с социальной точки зрения представляет собой многомерное пространство. Основными принципами его построения являются принципы распределения и дифференциации, отображающие совокупность свойств, действующих непосредственно в конкретном универсуме. Эти свойства придают рассматриваемому объекту силу и власть в этом универсуме. Таким образом, можно сделать вывод, что рассматриваемые агенты и группы агентов занимают соответствующие им позиции в многомерном пространстве и на основе этого можно определить их иерархию. Агенты также делятся на позиции и классы, при этом каждый из них не может занимать противоположные позиции вследствие противоречия определению. Но мысленно данный факт вполне возможен.

Совокупность позиций в социальном пространстве в большинстве своем определяется практиками, однако практики это то, что находится между агентами. Поэтому пространство практик также является объективным, если принять объективным пространство агентов. Само социальное пространство объединяет пространства практиков и агентов в единое (при условии, что существует постоянное и активное совместное взаимодействие).

Социально пространство состоит из полей. Агенты входят в состав полей, причем одни и тот же агент может занимать сразу несколько различных полей. Но это невозможно, если поля являются конкурирующими или противоборствующими по отношению друг к другу. При анализе казалось бы не связанных полей (поле политики, поли религии, поле экономики), Пьер Бурдьё замечает закономерности распределения и функционирования полей. Структура поля это процесс соотношения противоборствующих сил агентов институций. В ходе борьбы немаловажную роль играет распределение ранее накопленного материала на основе различных стратегий. В ходе борьбы агентов и институций прослеживаются закономерности и правила, сформулированные пространством игры и изученные Пьером Бурдьё

Теорию систем также можно связать с теорией полей, ввиду их однородности и схожих правил распределения. П. Бурдьё рассматривает концепции «самореферентности» или «самоорганизации» на основании того, что ввиду автономии систем процесс автономности и диффренциации играет важную роль. Но следует заметить, что различия в концепциях теорий существенны. В самом понятии поля не включены понятия органицизма и функционализма. Это существенно вследствие того, что продукты данного поля не могут быть представимы систематическими, если не являются продуктами системы, в том числе той, которая охарактеризована внутренней связью и общими свойствами. Ещё одним отличием является факт, что поле не имеет составляющих его частей. Каждая часть поля - субполе включает собственные правила, специфические закономерности, свою логику. Пьер Бурдьё, при изучении теории экономики полей акцентирует внимание на то, что необходимо всякий раз идентифицировать те специфические формы, которые проявляют общие механизмы и правила.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: