Художественно-исторический контекст.




Санкт-Петербургская академия театрального искусства

Реконструкция проекта.

Театр «Табакерка». Создание, первые сезоны.

 

Выполнила студентка I курса

продюсерского факультета:

Григорян Ани

Преподаватель:

Учитель К.А.

Художественно-исторический контекст.

Свою официальную работу театр-студия под руководством Олега Табакова начала 29 октября 1978 года, а именно состоялась премьера спектакля по пьесе А. Казанцева «…И с весной я вернусь к тебе…», поставленный В. Фокиным.

Государственным театр стал в конце 1986 года, а 1 марта 1987 года стало официальным открытием театра – студии. Но до этого времени, театр зарождался, создавался по мельчайшим крупицам, развивался.

Еще в 1974 году во дворце пионеров им. Крупской зародилась группа единомышленников, которая потом и дала жизнь театру-студии.

К началу нового учебного года Олег Павлович, отсмотрев три с половиной тысячи детей 14-ти и 15-ти лет, отобрал сорок девять ребят, которые и стали обучаться в театральной студии. Система обучения была схожа с системой в театральных вузах. Актерское мастерство, сценическое движение, речь, этюды, наблюдения, семестры и даже отчисления - все это существовало в «театральном кружке». И уже через несколько лет восемь самых талантливых учеников были приглашены Табаковым на его первый курс в ГИТИСе.

Сергей Газаров, Василий Мищенко, Алексей Селиверстов, Елена Майорова, Александр Марин, Игорь Нефедов, Михаил Хомяков, Лариса Кузнецова, Виктор Никитин, Марина Овчинникова, Марина Шиманская, Алексей Якубов и Андрей Смоляков, который перейдет к Табакову из Щукинского училища на третьем курсе- именно эти люди встали у истоков «Табакерки».

Долгое время Олег Табаков мечтал о собственном театре, о собственной площадке. И в 1977 году при помощи Ю. Гольцмана Табакову удалось получить бывший угольный склад на улице Чаплыгина, дом 1. Они самостоятельно вывезли залежи угля и мусора, отремонтировали и создали площадку, написали устав, по которому хотели жить, сами следили за чистотой и порядком в театре.*

«Олег Павлович привел в подвал своего старого друга Давида Львовича Боровского, волшебника театрального пространства и главного художника театра на Таганке. Давид Львович задумчиво осмотрел сырые стены, сводчатый потолок, очищенный от мусора цементный пол и сказал: «Стен нужно покрасить в черный цвет и настелить дощатый пол. Трубы отгородить деревянной стенкой из тех же досок. И тоже покрасить в черный цвет. Все. » Так и было задано пространство Студии, не изменившееся до сих пор.»

Подвал -театр состоял из:

-небольшой зал

-теплая и холодная комнаты

-маленький гардероб

-туалет! **

В 1978 году состоялась премьера Студии— спектакль «…И с весной я вернусь к тебе…» по пьесе А. Казанцева. Затем были выпущены «Две стрелы», «Прощай, Маугли!», «Страсти по Варваре».

Студенты Табакова обучались мастерству, ежедневно участвуя в спектаклях. Вскоре Студия стала известна не только в Москве. С 1979 года о ней начали писать лучшие журналисты и критики того времени. Однако официального статуса театру не дали.

С 1980 года театр претерпел неприятные изменения. В то время министром культуры был Петр Николаевич Демичев.

Служебного входа у театра не было и все заходили через главный вход по крутой узкой лестнице, стены которой были оклеены театральными афишами. И в один прекрасный день по этой лестнице спустились два человека и стали готовить визит в Студию товарища Демичева. Начали с осмотра помещения, осмотрели каждый уголок, накрыли стол с множеством угощений, в общем проделали огромную подготовительную работу, но это не помогло. Спектакль Демичеву не очень понравился, он поговорил с Табаковым и уехал. Но решал все не он, а Виктор Васильевич Гришин (1967— 1985 гг. первый секретарь Московского горкома КПСС). И по его приказу с 1980 по 1982 год театр не работал, спектакли не проводились, актеры были вынуждены разойтись по разным театрам, но они собирались там по ночам и репетировали.

1982 год. Табаков набирает новый актерский курс в ГИТИСе, студенты которого через несколько лет станут основой труппы театра. И в истории подвала на Чаплыгина началась Вторая глава.

«Итак театр-дом, семья, где у каждого есть свое место»

Вот цель создания студии - создать такой театр, в котором все будет так, как хочется, все будет родным и привычным, труппа будет одной семьей, все вместе будут принимать решения, отмечать праздники, добиваться успехов и претерпевать неудачи.

И именно верность идее и актерскому братству приносит ощутимые плоды.

«Я оглядываюсь назад, на результаты своей работы, и мне кажется, что пахал не один, а трое, а иногда и больше. О чем это говорит? О том, что гребет здоровый. Может везти большую поклажу. А давай еще положим?- везет. А еще добавим? – везет! А еще?..Тут дело не в количественном объеме груза, который ты передвигаешь между двумя точками,а в напряжении духа, ибо он-то как раз и позволяет справляться с все большими и большими профессиональными и физическими нагрузками.»

«В реальности Школа-студия представляет собой маленький монастырь, за высокими стенами которого действует свой устав, своя программа жизни, происходят свои беды и случаются свои достижения. Во имя работы наши студенты отказываются от значительной части жизненной суеты…»

***

Экономические аспекты.

У Студии не было фанатов, но были настоящие друзья. В подвале стали появляться волонтеры: молодые люди и девушки, которые помогали встречать зрителей, печатать программки на ротапринте (время ксерокса еще не наступило), чинить сценический инвентарь и тому подобное. Опекали Студию цеха постановочной части «Современика»: помогали советом, а списанные костюмы давали напрокат, а потом часто забывали забрать.

Так же известно, что в 1980 году на гастроли приехали замечательные и известные актеры с Бродвея, Хьюм Кронин и Джессика Тэнди. Они привезли в Советский Союз пьесу Дж. Кобурна «Игра в джин». Актеры-студийцы проникли на их спектакль, подкараулили заморских коллег у выхода и пригласили на спектакль в Студию. Показывали Маугли. Хьюм и Джессика были в восторге и предложили Театру-студии отправиться на заморские гастроли. Студийцы не верили в помощь со стороны Американского театра, но спустя некоторое время Табакову позвонили из американского посольства и сообщили, что на его имя получен денежный перевод от господина Хьюма Кронина- благотворительный взнос на создание нового театра…Но Табаков отказался и тогда американцы позвонили и просили взять в дар комплект гастрольной звуковой аппаратуры, Олег Павлович принял подарок.

На этой аппаратуре в течение семи лет, до официального открытия театра в 1987 году, играли все спектакли.

Билетным хозяйством в Студии ведал Николай Наркевич. В театре имелся толстый журнал для записи заказов на билеты.

Маркетинг проекта.

Театр-студию посещали от мала до велика. Так же театр посещали, как простые жители Москвы, но так же и известные люди того времени (П. Марков, В. Шверубович, В. Катаев, В. Высоцкий и др.).

Интерес к театру-студии был у всех, ведь Олег Табаков и его труппа пытались создать что-то новое, то, что еще никто не видел. Они рисковали и добивались успеха. Например, спектакль по пьесе Володина «Две стрелы» имел большой успех. Однако эта пьеса о предательстве и подлости, о сплетне, которая убивает в человеке человека, о сильных мира сего, которым по праву власти положено больше, чем остальным. Эта пьеса должна была отлежаться в столе Володина до лучших времен. Но он дружил с Табаковым, который, прочитав пьесу, решил ее ставить. «Володин был против, он понимал, что пьеса «не пойдет», но не смог противостоять Табакову. И правильно сделал. Спектакль был единственным шансом: для пьесы - родиться, для театра - сдать экзамен на аттестат зрелости. Она существовала на свой страх и риск, во всех отношениях.» И Табаков не ошибся, эта работа была уже совсем не студенческого коллектива. Студия приобрела своего зрителя и благожелательную прессу.

Рекламы в то время, как таковой не существовало и театр был известен благодаря своему зрителю, которого с каждым разом становилось все больше.

Когда театр-студия появился, зритель полюбил его и прозвал «Табакеркой».

Сарафанное радио - вот реклама Театра-студии.

Примечания.

* В театре существовало некое дежурство, обычно парное. То есть каждый день назначались двое дежурных, которые следили за чистотой и порядком, мыли полы дважды в день. А так же вели дневник студии - вахтенный журнал, в нем велся распорядок и контроль репетиций, спектаклей, так же в нем писались впечатления актеров, гостей, точный пересказ событий дня и критические замечания в адрес друг друга.

** У Табакова театр начинался не с вешалки, а именно с туалета, потому что он считал, что именно по чистоте туалета можно было судить о серьезном и уважительном отношении к зрителю. Именно поэтому, все дежурные уделяли большое внимание чистоте и порядку в уборной комнате.

*** Студийцы ставят своей целью:

- Утверждение нравственных принципов общества развитого социализма;

- Раскрытие ново драматургического материала, позволяющего решать эту задачу;

- Поиск уникальных для каждого спектакля художественных средств;

- Творческое развитие идеи театра психологического реализма;

- Практическое воплощение театральной этики К.С. Станиславского;

- Постоянное повышение своего профессионального уровня.

Студиец обязан:

- Быть принципиальным и выявлять свою позицию по всем вопросам студийной жизни;

- Подчинить свои интересы интересам студии;

- Честно выполнять общественную работу и творчески-профессиональную

- Лично предупреждать и извещать диспетчера и всех своих делах на случай экстренного вызова.

Список литературы:

1) В поисках Олега Табакова.: [сборник интервью] – Спб., 2005.

2) «Табакерка». История театрального подвала, или 30 лет спустя. – М.,2008.

3) Табаков, О. П. Прикосновение к чуду. – М., 2008.

4) Табаков, О.П. Моя настоящая жизнь: [автобиографическая проза]. – М., 2000.

5) https://www.tabakov.ru/

6) https://www.tabakov.ru/press/

7) https://ru.wikipedia.org/wiki/%D2%E0%E1%E0%EA%EE%E2,_%CE%EB%E5%E3_%CF%E0%E2%EB%EE%E2%E8%F7

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: