Каждый год Геленджик принимает рекордное количество отдыхающих. За последние годы город не просто похорошел - он стал одним из самых красивых и уютных городов Черноморского побережья. Проведена серьезная реконструкция центральной части города и набережной.
Сезоны проходят каждый год все успешнее. Если обратиться к динамике увеличения числа отдыхающих, то она достаточно красноречива. Можно сравнить: в 1999-м - 780 тысяч, а в 2000-м – около миллиона, количество приезжих непрерывно растет. Это, безусловно, сказывается на малом предпринимательстве. В 2010 году в городе было зарегистрировано 8532 субъектов малого бизнеса, в том числе 1778 малых и средних предприятий, что составляет 101,5% по отношению к 2009 году
Численность занятых в малом бизнесе по состоянию на 1 июля 2010 года составляет 50,8 % (27165 человек) от количества занятых в экономике города – курорта, в том числе 10716 человек (или 20,0 %) занято на малых и средних предприятиях, расположенных на территории муниципального образования город-курорт Геленджик.
Количество наемных работников, осуществляющих свою деятельность по заключенным договорам найма с предпринимателями без образования юридического лица – 9695 человек (18,1% от общей численности экономически активного населения).
Объем производства по малому и среднему бизнесу муниципального образования город-курорт Геленджик по итогам 2 квартала 2010 года составил 12119,9 млн. рублей, в том числе по средним предприятиям – 440 млн. руб., малым предприятиям – 9747,7 млн. руб. Объем производства товаров и услуг предпринимателями без образования юридического лица составил 1932,0 млн. руб.
Организационные, экономические и другие меры, принятые на муниципальном уровне оказания помощи в развитии малого и среднего предпринимательства.
1. Действует муниципальная целевая программа развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании город-курорт Геленджик на 2009-2011 годы.
2. В целях развития и поддержки малого и среднего предпринимательства осуществляют деятельность следующие структуры поддержки:
¾ отдел развития предпринимательства управления экономики администрации муниципального образования город-курорт Геленджик;
¾ торгово-промышленная палата города-курорта Геленджик;
¾ центр содействия развитию малого предпринимательства.
3. В рамках развития здоровой конкуренции среди субъектов малого и среднего предпринимательства программой предусмотрено проведение конкурса «Лучшие предприниматели города-курорта Геленджик».
4. Ежегодно проводятся социологические опросы по проблемам развития малого и среднего предпринимательства на территории города-курорта с целью совершенствования муниципальной политики в области поддержки и развития малого предпринимательства, совершенствования деятельности структур поддержки.
5. Ежемесячно проводятся совещания Совета по предпринимательству при главе муниципального образования город-курорт Геленджик.
В рамках развития и поддержки малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования город-курорт Геленджик действовал в 2009 году Порядок возмещения (субсидирования) из бюджета муниципального образования части затрат на уплату процентов по кредитам российских кредитных организаций, полученным субъектами малого предпринимательства. Из бюджета муниципального образования город-курорт Геленджик по данному Порядку получили субсидии 5 субъектов малого предпринимательства на общую сумму 172,6 тыс.руб.
Необходимо отметить муниципальную целевую программу развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании город-курорт Геленджик на 2009-2011 годы.
Задача Программы – создание благоприятной среды для осуществления предпринимательской деятельности, способствующей повышению уровня квалификации кадров, созданию новых рабочих мест, повышению благосостояния вовлеченных в предпринимательство широких слоев населения, увеличению налогооблагаемой базы и, как следствие, влекущей за собой рост объемов малого и среднего предпринимательства во внутреннем муниципальном продукте, а также рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
Основными задачами этой программы являются:
¾ субсидирование процентных ставок по кредитам, полученным в кредитных организациях субъектами малого и среднего бизнеса;
- привлечение субъектов малого и среднего предпринимательства к поставкам продукции для муниципальных нужд;
¾ формирование земельных участков под инвестиционные проекты для субъектов малого и среднего предпринимательства;
¾ организация обучающих семинаров для специалистов организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.
¾ Создание специализированной страницы в городском веб-сайте с целью размещения:
¾ реестра индивидуальных предпринимателей и организаций малого и среднего предпринимательства по отраслевому признаку с ежеквартальным обновлением данных;
¾ реестра свободных площадей в муниципальном нежилом фонде для предоставления в аренду субъектам малого и среднего бизнеса;
¾ реестра земельных участков, сформированных на торги для реализации права их аренды для размещения объектов предпринимательской деятельности (магазины, кафе, мини-гостиницы, объекты придорожного сервиса и т.д.);
создание реестра незавершенных строительством объектов производственного назначения.
На основе этой программы будут реализованы следующий задачи:
¾ увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;
¾ рост численности наемных работников в сфере малого и среднего предпринимательства;
¾ увеличение доли малых и средних предприятий в производстве валового регионального продукта;
¾ рост налоговых поступлений в бюджеты различных уровней посредством легализации бизнеса малого и среднего предпринимательства;
¾ увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства, привлекаемых к поставкам продукции для муниципальных нужд;
¾ увеличение доли субъектов малого и среднего предпринимательства в общем объеме внутреннего муниципального продукта;
¾ повышение уровня и качества жизни населения муниципального образования город-курорт Геленджик.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современное развитие российского предпринимательства сопровождается активным формированием и развитием рыночных отношений и институтов, которое должно проходить на эффективном уровне, при наличии определенной общественной ситуации – предпринимательской среды. Это, прежде всего, рынок, рыночная система отношений, а также личная свобода предпринимателя, т.е. его личная независимость, позволяющая принять такое предпринимательское решение, которое с его точки зрения будет наиболее эффективным, действенным и максимально прибыльным. Показателем степени общественной свободы предпринимательства служит число вновь появляющихся в течение определенного периода самостоятельных (независимых) организаций.
Появление большого количества малых предприятий способствует внедрению на рынок товаров и услуг новых продуктов, технологий, освоению рынков сбыта и источников сырья, применению организационных новшеств.
Для поддержки и развития малого предпринимательства в городе – курорте Геленджик можно предложить следующие действия:
- эффективное местное управление, которое не только позволит сбалансировать бюджет, но и найдет достаточные средства для поддержания качественной инфраструктуры;
- оказание финансовой помощи субъектам малого бизнеса, имеющим новые идеи и разработки, посредством финансовой поддержки их венчурных проектов;
- активные действия по оказанию предпринимателям помощи «на старте»;
- сокращение затрат субъектов малого предпринимательства посредством частичной компенсации расходов по продвижению их продукции (услуг) на внешнем рынке, а также компенсации снижения процентной ставки по банковским кредитам;
- льготная и финансовая поддержка общегородских и поселковых проектов субъектов малого предпринимательства, способствующая развитию приоритетных для города видов деятельности малого предпринимательства, увеличению налоговых поступлений в бюджет за счет роста доходов субъектов малого предпринимательства;
- разработка и реализация программы подготовки кадров, которая поможет новым фирмам выжить и развиваться;
- использование механизма лизинга и аренды оборудования.
Список использованной литературы
1. В.Блюменфельд «Большие проблемы малого бизнеса»: Экономика и жизнь,2007 г.с. 57-68
2. Ю.А.Львов «Основы экономики и организации бизнеса» - Спб.: ГМП «Фармико», 2006 г. с.132-140
3. Дедул А. «Малый бизнес России: Достижения, проблемы, перспективы»// Федеральная газета № 1-2 февраль 2007 г.с.3
4. Рагимов С.Н. Налогообложение малого предпринимательства. М.: Книжная редакция «Финансы» - 2001. с. 15-31
5. Кавеев Х. «Роль и место малых предприятий в экономике РФ» // Власть, №8-9, 2008 г.