Анализ психолого-педагогической деятельности учителя технологии




Задания по методике преподавания

Для систематизации работы и получаемого методического опыта студентам необходимо оформить дневник по педагогической практике. Дневник может быть оформлен в общей тетради формата А4 от руки или в печатном варианте (на компьютере). В дневнике должна быть сквозная нумерация страниц.

Рекомендации по ведению дневника педагогической практики

Дневник заполняется студентом ежедневно. Дневниковые записи отражают впечатления студентов от наблюдений за учащимися, коллегами, за собой. Содержат анализ посещенных и проведенных уроков, внеклассных занятий и воспитательных мероприятий, расширенные конспекты проведенных уроков, замечания об организации педагогической практики и ее улучшении.

Титульный лист

Дневник по педагогической практике

Студента (ки) ______________________________________ (Ф.И.О.)

______ курса ________ группы ____________________________ факультета

Время прохождения практики с ________ по __________ 20___ г.

1 страница

Рабочие сведения

Школа № _____

Города (района) __________

Директор школы ______________________________

Зам. директора по учебной работе ___________________

Зам.директора по воспитательной работе _______________

Учитель _______________________________

Классный руководитель _____________________

Факультетский руководитель: Птицына Е.В.

Методист по методике преподавания ­­­­­­­­­­­­­­­_______________________________

Методист по педагогике: Шевченко Н.Н.

Методист по психологии: Соболевская Н.А.

2 страница

Цели и задачи педагогической практики.

3 страница

- расписание звонков;

- расписание уроков по предметной дисциплине (по технологии или изобразительному искусству);

4-7 страницы

Календарно-тематическое планирование уроков на период прохождения практики оформляется в виде таблицы. Для каждой параллели классов составляется отдельный план.

Календарно-тематический план

Дата Тема урока Технические сведения Практическая работа Объект труда Примечание
             

8-9 страницы

Сводная таблица по проведенным урокам

№ урока Тема урока Оценка за урок Рекомендации учителя Подпись учителя
         

10 и последующие страницы

1. Методическая часть:

- анализ 1 урока (технологии или изобразительного искусства) проведенного учителем (приложение 1);

- анализ 1 урока любого студента 4 курса (по любой специальности);

- конспекты проведенных уроков (конспект урока обязательно оценивается и подписывается учителем). К каждому плану конспекту урока должен быть приложен дидактический материал. Материал должен быть выполнен на высоком эстетическом уровне и отвечать требованиям современного образовательного процесса. Схема план конспектов уроков технологии и изобразительного искусства представлена в приложении 2;

- самоанализ 1 проведенного урока (приложение 3). Самоанализ должен следовать сразу после плана-конспекта соответствующего урока.

2. Ежедневный отчет о прохождении практики (оформляется в виде таблицы). В таблицу оформляется каждый день, проведенный в школе и все виды выполняемой деятельности (проведенные и посещаемые уроки; воспитательные мероприятия: экскурсии, праздники, походы, вечера, классные часы, родительские собрания, проверка дневников и т.д.).

Дата Наименование деятельности Впечатления («+», «-»), размышления, выводы
     

 

3. Фото-, видео презентация прохождения педагогической практики. В презентации должна найти отражение вся деятельность студента в школе: уроки технологии, воспитательная работа в качестве классного руководителя. Презентация оформляется в электронном виде (на диске) и вкладывается в дневник.

4. Выводы по педагогической практике (самооценка). Выводы должны носить аргументированный характер, отражать субъективную позицию студента в качестве учителя.


Приложение 1

Анализ психолого-педагогической деятельности учителя технологии

Школа _______________ Класс_______________ Дата________________

Ф.И.О. учителя __________________________________________________

Тема урока ______________________________________________________

Цели урока _____________________________________________________

 

Этапы занятия. Наименование За чем следует наблюдать Запись наблюдений
1. Организационно-подготовительная часть Подготовка к началу работы. Проверка пройденного материала (контроль выполнения дом ашнего задания) - Как проведен организационный момент? Готовность учителя к занятиям, рабочее место, пособия, заготовки, инструменты, план-конспект. - Проверка подготовки учащихся к уроку: наличие рабочей одежды, конспектов, настроение; охват вопросами по пройденному материалу; характеристика ответов учащихся.  
2. Теоретическая часть. Объяснение нового материала. Как осуществлен переход к этому этапу урока (плавно, логично, незаметно или резко, без связи с предыдущим); названы ли тема и цели урока; какое участие отводится ауди­тории; методика изложения нового материала; использование наглядных посо­бии и ТСО (техника показа, качество пособий и уместность их применения); межпредметные связи; уровень технической грамотно­сти изложения (доступность, логика, убедительность, науч­ность); проблемность обучения; профориентационная; направлен­нocть изложения; восприятие материала учащимися, их психологический на­строй (доброжелательность, спокойствие, живой интерес, нервозность, напряженность); поведение учителя при изло­жении нового материала (внеш­ний вид, манера держаться, жесты, темп речи, знание мате­риала и т. п.); время, затраченное на этот этап.  
3. Практическая часть. Вводный инструктаж. Характеристика задания; вызван ли интерес учащихся к выполнению задания; соответствие задания изучаемой теме по программе; технологичность инструктажа (следование логике при объяснении приемов работы, технических устройств и т. п.); наглядность и доступность инструктажа (практический показ приемов и операций); уделено ли внимание соблюдению правил техники безопасности; время, затраченное на этот этап.  
Самостоятельная работа учащихся. Организация работы учащихся (формы); производственная культура учащихся и роль учителя в ее формировании (дисциплина, состояние рабочих мест, расположение инструментов и т.д.); соблюдение технологической дисциплины, правил техники безопасности; основные затруднения в работе и их решение; проведение текущего инструктажа, его своевременность; организация контроля за практической работой учеников, обучение их само- и взаимоконтролю; дополнительные задания для сильных учеников; время, затраченное на этот этап.  
4. Организационно заключительная часть. Заключительный инструктаж. Полнота и глубина подведения итогов занятия, дана ли общая оценка; обсуждались ли типичные ошибки учащихся; проявлен ли педагогический такт при оценке работ (особенно - слабых); время, затраченное на заключительный инструктаж.  
Уборка рабочих мест. Кто убирает, что и чем; степень самоуправления; сложился ли порядок уборки; есть ли элемент соревнования за чистоту рабочего места; время, затраченное на уборку.  
5. Общие замечания по уроку и его оценка. Достигнута ли цель урока; из каких этапов состоял урок; переход от этапа к этапу; целесообразность затраченного времени на каждый этап; выполнение плана урока; оценка урока; другие замечания, рекомендации.  

 


Приложение 2

Схемы план-конспектов урока

Схема 1 (для специальности технология и предпринимательство)

Дата __________ класс_____

Тема урока __________________________________

Тип урока ___________________________________

Цель урока ___________________________________

Эскиз оформления доски
Задачи урока:

· обучающие;

· развивающие;

· воспитательные;

Методы проведения урока:

Объект труда:

Межпредметные связи:

Материально-техническое оснащение:

Литература для учителя:

Литература для внеклассного чтения учащихся:

Ход урока (примерные этапы и время):

1. Организационная часть - 5 мин.

2.Изложение нового материала - 15 мин.

3.Практическая работа (Вводный инструктаж) - 10 мин.

4. Самостоятельная работа (Текущий инструктаж) – 40 мин

5. Заключительный инструктаж (подведение итогов) - 10 мин.

6.Домашнее задание – 5 мин.

7. Уборка рабочего места – 5 мин.

Примечание. В ходе урока расписываются:

· Вопросы для повторения (предполагаемые ответы учащихся);

· Краткое содержание плана-объяснения нового материала;

· Целевые обходы;

· Предупреждение типичных ошибок;

В конспекте выполняются все схемы, таблицы, рисунки и т.д., которые предлагаются для выполнения учащимся или будут использованы учителем для объяснения материала (например, рисунки или чертежи на доске).

Схема 2 (для специальности изобразительное искусство)

1. Класс, дата, проведения

2. Общая тема четверти.

3. Тема урока.

4. Тип урока.

5. Цель и задачи урока:

- образовательная;

- воспитательная;

- развивающая.

6. Формы и методы, используемые на уроке.

7. Оборудование для учителя.

8. Оборудование для учащихся.

9. Задание для учащихся (формулировка).

10. Зрительный, литературный, музыкальный ряды.

11. Литература для учителя.

12. План урока по времени.

13. Эскиз оформления доски.

14. Ход урока:

Структурный элемент урока Речь и деятельность учителя Речь и деятельность учащихся Примечание (наглядность, пед. рисунок, рекомендации учителя (методиста), доп. информация)
       
       

 


Приложение 3

Схема самоанализа урока

1. Тема, цель и задачи урока.

2. Общая оценка учителем самого себя (удовлетворительно, неудовлетворительно).

3. Дать оценку целям и задачам:

- достигнуты ли цели;

- насколько достигнуты;

- что способствовало или препятствовало достижению целей.

4. Дать характеристику объема материала:

- достаточно ли материала для достижения цели или нет;

- распределение материала по времени (осталось время или не хватило);

- есть ли опора на предыдущие знания;

- учет индивидуальных особенностей (качество усвоения).

5. Характеристика применяемых методов и оценка эффективности их использования:

- озвучить методы; средства, приемы;

- почему выбраны именно эти методы;

- эффективны или нет.

6. Оценка активности учащихся:

- что влияло на активность.

7. Общие выводы по занятию:

- что хотелось бы сделать по другому;

- что понравилось, что не понравилось;

- высказать свои ощущения.

(самоанализ рекомендуется составлять в форме эссе)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: