Упражнения для самостоятельной работы




План

1. Общая характеристика понятия. Понятие и имя. Логические

приемы формирования понятия.

2. Содержание и объем понятия. Виды понятий по объему и содержанию. Закон обратного соотношения объема и содержания понятий.

3. Отношения между понятиями. Логические операции с понятиями.

4. Определение и деление понятий.

 

Литература:

1. Демидов И. В. Логика. − М., 2000. − Гл. 2.

2. Иванов Е. А. Логика. – М., 2001. − Перв. разд., гл. 1, 2, 3, 4.

3. Ивин А. А. Логика. – М., 2004. − Гл. 2, 3, 4.

4. Ивлев Ю. В. Логика. – М., 2005. − Гл. VI, VII.

Методические указания

Обращаясь к изучению данной темы, необходимо исходить из того, что понятие является по сути результатом всей мыслительной деятельности человека. Понятие содержит наиболее полное и существенное знание об окружающем человека мире и о самом человеке.

Понятие развивается, оно исторично и становится все более богатым

по содержанию по мере увеличения знаний о данном объекте мысли.

Очень важно различать понятие как форму мысли и имя как материальный знак. Имя – это символ, заменяющий в рассуждении объект мысли. Имена различаются в разных языках по произнесению и начертанию, но понятия едины для человечества. Различая понятие и имя, надо уметь дифференцировать постоянство имени и изменчивость понятия.

Особое внимание надо уделить проблеме соотношения смысла имени и значения имени, что, в свою очередь, позволит не включать в область логического рассмотрения классы пустых имен или пустых множеств. Процесс обучения человека – это процесс его включения в мир понятий, созданных обществом. Начинается знакомство с понятиями на уровне повседневном, где надо усвоить некоторый набор понятий, связанных с бытом, привычным образом жизни и т. д. В последующем человек овладевает научными понятиями и учится ими оперировать. Умение оперировать понятиями повседневности не требует особой логической культуры. Приобщение к научным понятиям сопряжено со знанием логического процесса формирования понятий, с такими мыслительными приемами, как сравнение, анализ, абстрагирование, синтез, обобщение. Овладение процессом образования понятий позволит более четко различать понятие как результат мышления и представление, которое формируется на уровне чувственного познания и носит нестрогий характер.

При изучении темы «Понятие» надо научиться давать полную логическую характеристику понятиям, для чего требуется усвоить их классификацию по объему и содержанию и закон обратного соотношения объема и содержания понятий. Это, в свою очередь, позволит овладеть умением производить разные операции с понятиями, различать понятия сравнимые и несравнимые, а среди сравнимых − совместимые и несовместимые. Умение производить эти процедуры с понятиями развивает гибкость мышления, способствует более грамотному и строгому усвоению понятий, входящих в арсенал профессиональных терминов. Завершает изучение данной темы овладение логическими процедурами определения и деления понятий, что позволяет раскрывать содержание понятий (определение понятий) и объем понятий (деление понятий). Изучение вопроса определения понятий имеет очень большое значение для профессиональной деятельности.

Повседневные, бытовые понятия усваиваются традиционно на уровне представлений и остенсивных определений. Для понятий научных и понятий профессионально значимых необходимо знать варианты явных определений, обратить особое внимание на определение через ближайший род и видовое отличие, усвоить правила определения. Для будущих специалистов необходимо уметь использовать не только строгие логические определения, но и приемы, сходные с определениями, такие, как характеристика и описание.

Не менее важно умение раскрыть объем понятия, т. е. логически

корректно с соблюдением правил производить деление понятий. Деление понятий, если оно произведено правильно, делает результат этого логического действия убедительным и надежным, что принципиально значимо и в научном исследовании, и в практической деятельности.

Контрольные вопросы

1. Что такое понятие?

2. Как различаются понятие и имя?

3. Как различаются пустые и непустые понятия?

4. Как различаются по объему пустые понятия?

5. Что такое содержание понятия?

6. В чем сущность закона обратного соотношения объема и со-

держания понятий?

7. Какие есть виды определения понятий?

8. Какие есть правила определения понятий?

9. В чем значение кругов Эйлера при характеристике понятий?

10. Какие есть виды деления понятий, по каким правилам осуществляется в логике деление понятий?

Упражнения для самостоятельной работы

I Дайте полную логическую характеристику понятиям:

1) Сила, гражданин, государственная служба, президент, французский император ХVIII в., подкованная блоха.

2) Адвокат, история Англии, Российская конституция, гражданство, Вселенная, азбука.

3) Календарь, преступность, законопослушный гражданин, космонавтика, государственная символика, русалка.

4) Лозунг, Эстонский император, правонарушение, либерализм, второй президент СССР, государство.

5) Система права, риторика, экономика, правонарушение, избушка на курьих ножках, римское право.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: