МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего образования
«Гжельский государственный университет» (ГГУ)
Колледж ГГУ
Специальность 40.02.01 право и организация социального обеспечения
Практическая работа №1
ПО «ИНФОРМАТИКЕ»
На тему «Информационные ресурсы общества»
ВЫПОЛНИЛА:
Студент(ка) группы ПОСО-О-18
Милушева Ю.А.
ПРОВЕРИЛА:
Сахарова А.А.
Оценка ___________________
П. Электроизолятор
Практическое занятие №1
Тема: Информационные ресурсы общества.
Цель: научиться пользоваться образовательными информационными ресурсами, искать нужную информацию с их помощью; овладеть методами работы с программным обеспечением.
Оборудование: ПК
Программное обеспечение:Microsoft Office 2010: MS Word, Internet Explorer
Теоретические сведения к практической работе
Понятие «информационного ресурса общества» (ИРО) является одним из ключевых понятий социальной информатики. Широкое использование этого понятия началось после выхода в 1984 году книги Громова Г.Р. «Национальные информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации».
«Информационный ресурс – это знания, представленные в проектной форме»,– такое краткое и недостаточно строгое определение было предложено профессором Ю.М. Каныгиным.
Таким образом, информационные ресурсы – это знания, подготовленные для целесообразного социального использования.
Понятие ИРО, накопленных в обществе знаний, может быть рассмотрено в узком и широком смысле слова.
ИРО в узком смысле слова – это знания, уже готовые для целесообразного социального использования, то есть отчужденные от носителей и материализованные знания.
ИРО в широком смысле слова включают в себя все отчужденные от носителей и включенные в информационный обмен знания, существующие как в устной, так и в материализованной форме.
Понятие ресурс определяется в Словаре русского языка С.И. Ожегова как запас, источник чего-нибудь.
Что же касается информационных ресурсов, то это понятие является сравнительно новым. Оно еще только начинает входить в жизнь современного общества, хотя в последние годы становится все более употребительным не только в научной литературе, но и в общественно-политической деятельности. Причиной этого, безусловно, является глобальная информатизация общества, в котором все больше начинает осознаваться особо важная роль информации и научных знаний.
Для классификации информационных ресурсов могут быть использованы следующие их наиболее важные параметры:
- тематика хранящейся в них информации;
- форма собственности – государственная (федеральная, субъекта федерации, муниципальная), общественных организаций, акционерная, частная;
- доступность информации – открытая, закрытая, конфиденциальная;
- принадлежность к определенной информационной системе – библиотечной,- архивной, научно-технической;
- источник информации – официальная информация, публикации в СМИ, статистическая отчетность, результаты социологических исследований;
- назначение и характер использования информации – массовое региональное, ведомственное;
- форма представления информации – текстовая, цифровая, графическая, мультимедийная;
- вид носителя информации – бумажный, электронный.
Под образовательными информационными ресурсами мы будем понимать текстовую, графическую и мультимедийную информацию, а также исполняемые программы (дистрибутивы), то есть электронные ресурсы, созданные специально для использования в процессе обучения на определенной ступени образования и для определенной предметной области.
При работе с образовательными ресурсами появляются такие понятия, как субъект и объект этих ресурсов. Классификацию субъектов информационной деятельности произведем следующим образом:
- субъект, создающий объекты (все пользователи образовательной системы - преподаватель, студент);
- субъект, использующий объекты (все пользователи образовательной системы);
- субъект, администрирующий объекты, то есть обеспечивающий среду работы с объектами других субъектов (администраторы сети);
- субъект, контролирующий использование объектов субъектами (инженеры).
- К образовательным электронным ресурсам можно отнести:
- учебные материалы (электронные учебники, учебные пособия, рефераты, дипломы),
- учебно-методические материалы (электронные методики, учебные программы),
- научно-методические (диссертации, кандидатские работы),
- дополнительные текстовые и иллюстративные материалы (лабораторные работы, лекции),
- системы тестирования (тесты – электронная проверка знаний),
- электронные полнотекстовые библиотеки;
- электронные периодические издания сферы образования;
- электронные оглавления и аннотации статей периодических изданий сферы образования,
- электронные архивы выпусков.
Содержание работы:
Задание №1
1. Загрузите Интернет.
2. В строке поиска введите фразу «каталог образовательных ресурсов».
3. Перечислите, какие разделы включают в себя образовательные ресурсы сети Интернет.
1. Федеральные образовательные ресурсы |
2. Региональные образовательные ресурсы |
3. Учебное книгоиздание и образовательная пресса |
4. Конференции, выставки, конкурсы, олимпиады |
5. Инструментальные программные средства |
6. Электронные библиотека, словари, энциклопедия |
7. Ресурсы для администрации и методистов |
8. Ресурсы для дистанционных форм обучения |
9. Информационная поддержка ЕГЭ |
10. Ресурсы для абитуриентов |
11. Ресурсы по предметам образовательной программы |
12. Внешкольная и внеклассная деятельность |
4. Охарактеризуйте любые три из найденных образовательных ресурсов.
Название | Характеристика |
Федеральные образовательные ресурсы | Раздел содержит перечень сайтов федеральных органов управления образованием, учреждений образования федерального уровня, информационных сайтов федеральных программ и проектов, перечень федеральных информационно-образовательных порталов, а также описания новейших систем доступа к образовательным ресурсам сети Интернет, создаваемых на государственном уровне в рамках Федеральной целевой программы развития образования. |
Региональные образовательные ресурсы | Раздел содержит перечень сайтов региональных органов управления образованием и региональных информационно-образовательных порталов. В разделе представлены проекты «Образование» и «Информатизация системы образования», реализуемые в регионах Российской Федерации. Изучение ресурсов раздела позволяет получить общее представление об особенностях функционирования и перспективах развития системы образования в российских регионах. |
Конференции, выставки, конкурсы, олимпиады | В разделе собраны ресурсы, информирующие о проведенных и предстоящих мероприятиях, участниками которых являются педагоги и школьники. |
Задание №2
С помощью Универсального справочника-энциклопедии найдите ответы на следующие вопросы:
Вопрос | Ответ |
1) укажите время утверждения григорианского календаря | 4 октября 1582 г. |
2) каков диаметр пылинки | 0.0001 м |
3) укажите смертельный уровень звука | 200 децибел |
4) какова температура кипения железа | 2862 С. |
5) какова температура плавления йода | 113,7 градусов |
6) укажите скорость обращения Земли вокруг Солнца | 1670 км/ч |
7) какова масса Земли | 6000х1018 тонн |
8) какая гора в Австралии является самой высокой | Пик Косцюшко |
9) дайте характеристику народа кампа | Народ кампа (ашанинка или ашенинка) проживает в Перу в бассейнах рек Укаяли, Апуримак, Пачитеа. Численность в Перу составляет 50 тысяч человек. Отдельные представители живут также в Бразилии. Численность 120 тысяч человек. Кампа проживают в деревнях, состоящих из нескольких хижин. Социальное устройство -- община. В основном занимаются земледелием. Религия -- католицизм. |
10) укажите годы правления Ивана III | 1462 - 1505 |
11) укажите годы правления Екатерины II | 1762 - 1796 |
12) укажите годы правления Ивана IV | 1547 — 1584 |
13) укажите годы правления Хрущева Н.С. | 7 сентября 1953 — 14 октября 1964 |
14) в каком году был изобретен первый деревянный велосипед |
Задание №3. Ответьте на вопросы:
1. Что Вы понимаете под информационными ресурсами? | Данные в любом виде, которые можно многократно использовать для решения проблем пользователей. Например, это может быть файл, документ, веб-сайт, фотография, видеофрагмент |
2. Перечислите параметры для классификации информационных ресурсов. | 1) содержание; 2) охват; 3) время; 4) источник; 5) качество; 6) соответствие потребностям; 7) способ фиксации; 8) язык; 9) стоимость. |
3. Что понимают под образовательными информационными ресурсами? | это совокупность технических, программных, телекоммуникационных и методических средств, позволяющих оптимально использовать новые информационные технологии в сфере образования. |
4. Что можно отнести к образовательным электронным ресурсам? | Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства |
Задание №4. Сделайте вывод о проделанной практической работе:
Благодаря проделанной работе я научилась пользоваться образовательными |
информационными ресурсами, искать нужную информацию с их помощью; |
овладела методами работы с программным обеспечением. |