О ДУШЕ И ЕЕ СПОСОБНОСТЯХ.




Представление Бэкона о душе и ее способностях составляют центральное содержание его философии человека и вместе с тем тот пункт,в котором особенно отчетливо прослеживается ряд мо- тивов,характерныхвообще для филосовских концепций Возрождения.Френсис Бэкон различал в человеке две души - разумную и чувственную.Первая-боговдохновенная,вторая - подобная душе животных:первая происходит от <<духа божия>>, вторая - из на- бора материальных элементов и является органом разумной души. Все учение о боговдохновеной душе - о ее субтанции и при- роде, о том,врождена ли она или привнесена извне,он оставляет компетенции религии. <<И хотя все такого рода вопросы могли бы получить в философии более глубокое и тщательное исследование по сравнению с тем состоянием, в котором они находятся в настоящее время, тем не менее мы считаем более правильным передать эти вопросы на рассмотрение и определение религии,потому что иначе они получили бы в большинстве случаев ошибочное решение под влиянием тех заблуждений, которые могут породить у философов данные чувственных восприятий >>.

ЭМПИРИЧЕСКИЙ МЕТОД.

Своеобразие интелектуального ига схоластики сказывалось не только в регламентации свободы научной мысли религиозными догматами и предписаниями авторитетов,но и в отсутствии ка- ких-либо строгих критериев для отличения истины от вымысла. Схоластика была "книжной" наукой,то есть пользовалась сведениями,полученными из книг. Ощущался не недостаток не столько в идеях,сколько в ме- тоде для получения новых открытий,в том твердом основании,на котором только и могло быть воздвигнуто здание критически вы- веренного и вместе с тем позитивного научного знания - в орга- низации эффективного экспериментального исследования. Это обстоятельство было в полной мере осознано Бэконом и положено во главу угла как его критики,так и его метода. Его заслуга,в частности,состоит в том,что он со всей определенностью подчеркнул:научное знание проистекает изопыта,не просто из непосредственных чувствительеных данных,а имен- но из целенаправленного организованного опыта, эксперимента. Боле того,наука не может строиться просто на не- посредственных данных чувства. В трактате <<О достоинстве и преумножении наук >> мы на- ходим интересный анализ научного опыта типа "охота Пана", где Бэкон разбирает различные способы постановки опытов и модифи- кации экспериментировани, в частности изменение,распростра- нение,перенос,инверсию,усиление и соединение экспериментов. Изменение эксперимента - это такая операция,когда ка- кой-либо имеющийся опыт осуществляется с другими объектами по- добного же рода или с теми же объектами,но при других условиях. Следующая операция - распростронение эксперимента - связана с повторением и расшифрованием эксперимента или постановкой его в более утонченной форме. Перенос эксперимента бывает троякий:из природы в искусство,из одного технического искусства или вида практики в другой,из одной части искусства в другую часть того же искусства. Инверсия эксперимента имеет место тогда,когда доказыва- ется противоположное тому,что уже известно из опыта. Под усилением эксперимента понимается доведение его до потери исследуемого свойства. Соединение эксперимента - это объединение в единое целое нескольких экспериментов "связь и сцепление их преминений ". Оно используется там,где отдельные опыты не приносят же- лаемого результата, но в соединении с другими дают нужный эф- фект. И Бэкон заключает рассмотрение научного эксперимента та- кими замечательными словами: "... не нужно падать духом и приходить в отчаяние, если эксперименты, которым отдано столько сил,не приводят к желаемому результату.Конечно, успех опыта значи- тельно приятнее,но и неудача часто обогащает нас новыми зна- ниями. И нужно всегда помнить о том (мы повторяем это неп- рестанно),что к светоносным опытам следует стремиться еще настойчевее, чем к плодоносным ". Теорию "светоносных" опытов Бэкон изложил в <<Новом Орга- ноне>>, она по существу смыкается с его учением об индукции.

ТЕОРИЯ ИНДУКЦИИ.

Формулируя теоретические аксиомы и понятия об изучаемых природных явлениях,не следует полагаться на абстрактные обоснования. Надо расшифровывать тайный язык природы из докуменмов са- мой же природы,из фактов опыта. Иной альтернативы в научном познании не сущуствует. Самое главное - это найти правильный метод анализа и обобщения опытных данных,позволяющий постепенно проникнуть в сущность исследуемых явлений. Основным методом исследования в естественной философии является индукция. Но эта не та индукция,которая заключает лишь на основании простого перечисления ограниченного числа благоприятных случа- ев.Простая перечислительная индукция чаще приводит к ошибоч- ным результатам. И Бэкон ставит перед собой задачу сформировать принцип научной индукции,"которая производила бы в опыте разделение и отбор и путем должных исключений и отбрасываний делала бы не- обходимые выводы ". В случае индукции мы,вообще говоря имеем незавершенный опыт,и Бэкон понимает необходимость выработки таких эффектив- ных средств,которые позволили бы,говоря современным языком,осуществлять возможно более полный и глубокий анализ информа- ции,заключающейся в посылках индуктивного вывода. Перечислим некоторые особенности бэконовской трактовки индукции,связывающие собствено логическую часть учения Бэкона с его аналитической методологией и филосовской метафизикой. Во-первых,средства индукции предназначаются для выявлде- ния форм "прстых свойств ",или "природ ", как называет их Бэ- кон, на которые, вообще говоря,разлагаются все конкретные физмческие тела. Во-вторых,задача бэконовской индукции - выявить "форму", в перипатетической терминологии "формальную" причину,а отнюдь не "действующую" или "материальную",которые,по его мнению,частны и преходящи и поэтому не могут быть неизменно и су- щественно связаны с теми или иными простыми свойствами. Он мыслил индукцию не как средство узкоэмпирического исследования, а как метод выработки фундаментальных теорети- ческих понятий и аксиом естествознания,или,как он выражался, естественной философии. Итак,бэконовское учение об индукции тесно связано с его филосовской онтологией,с аналитической методологией,с учени- ем о простых природах и формах, с концепцией разных видов при- чинной зависимости. Таким образом, мы с уверенностью можем назвать Фрэнсиса Бэкона одним из родоначальником современной экспериментирующей науки. Но еще важне,пожалуй,то, что пионер естественонаучной методологии не относился к своему учению как к истине в последней инстанции. Он прямо и откровенно ставил его лицом к лицу с будующим."Мы не утверждаем,однако,что к этому ничего нельзя приба- вить,-писал Бэкон.-Наоборот,рассматривая ум не только в его собственой способности,но и в его связи с вещами,мы должны установить,что искусство открытия может расти вместе с откры- тиями ".

БЭКОН И АНТИЧНОСТЬ.

Интерес к античности пронизывает всю историю европейской цивилизации. Вразные времена и в разных общественных и идей- ных условиях он принимал различные формы,сосредоточивался то на одних, то других источниках,воплощался в различном их толковании и использовании в той или иной связи. И размышления Бэкона постоянно отталкивался и вновь возв- ращается к античной классике. Его сочинения полны ссылок на греческих и римских филосо- фов,писателей,историков,поэтов и риторов. Их наивные,но свежие,жадно обращенные на мир взгляды наполминают ему о забытой в схоластической науке природе вещей,о подлинных природных телах и процессах,об опыте. В том,что "все они определяли материю как активную,как имеющую некоторую форму,как наделяющую этой формой образован- ные из нее предметы и как заклучающую в себе принцип движения ",Бэкон видит исходный и единственно плодотворный принцип вся- кой истинной те есть опытной науки. В произведениях френсиса Бэкона отчетливо прослеживается его отношение к трем основным сферам идейного наследия - античной философии,мифологии и христьянству. Отношение Бэкона к античности по своему продумано. Он знает,что ему нужно в этом великом складе прошлого,и использует взятое для подтверждения идей и установок сво- его мировозрения. Он целенаправлено интерпритирует античность, и его под- ход отличается как от эмпирического описательства, так и от простой констатации самосознания этого прошлого, понимание его "изнутри" его концепции и эпохи. Главная установка Бэкона - понять природу из нее же самой,построоить ее картину,не искаженную првнесениями челове- ческого духа. Поскольку природа есть физическая,чувствительная матери- альная сущность,понять ее можно лишь сполмощью адекватных ей способов, то есть чувственными,физическими,материальными средствами.

ЭТИКА

Античная этика была по преимуществу учением о добродетели и занималась вопросом:что есть добродетель,то есть чем дол- жен руководствовать человек,чтобы бюыть нравственным. Предмет этики - человеческое волеизлеяние,направляемое и организуемое разумом,приводимое в действие аффетами и дезори- ентируемое кажущимися,мнимыми благами. Бэкон решительно утверждал примат и величие общественного блага перед индивидуальным,деятельной жизни перед созерца- тельной,самоусовершенствования личности перед самоудовлетво- рением. Такая позиция позволяла ему подвести под общий знаме- натель и под удар своей свей критики все те нравственные цен- ности,вокруг которых кристаллизовались этически теории древ- них киренаиков,эпикурейцев,скептиков и стоиков. Ведь как бы не украшали личную жизнь человека бесстраст- ная созерцательность,душевня безмятежность,самоуспокоенность,самоограничение или же стремление к индивидуальному наслажде- нию,они не выдерживают критики, если только подойти к этой жизни с точки зрения критериев их общественного предназначения. И тогда окажется,что все эти "гармонизирующие душу" блага есть не более чем средства малодлушного бегства от жизни с ее треволнениями,искушениями и антагонизмами и что никак не мо- гут служить основой для того подлинного душевного здоровья,активности и мужества,которые позволяют противостоять ударам судьбы,преодолевать жизненные трудности и, исполняя свой долг,полноценно и общественно значимо действовать в этом мире. И здесь важно отметить то значение,которое Бэкон прида- вал альтруистическому началу в человеке:добрые дела связывают людей теснее,.чем долг. Эту идею бэконовской этики впоследствии подхватят и будут разрабатывать многие английские моралисты.

ОПЫТЫ.

Работа над <<Опытами или наставлениями нравственными и политеческими >> сопровождала его всю жизнь. С них началась известность Бэкона как писателя. "Опыты" оставались самымми популярными из его сочинений,"надо полагать,потому что они ближе всего к практическим де- лам и чувствам людей ",да и сам он считал их одним из лучших плодов своего творчества. Первое издание " Опытов " появилось появилось в Лондоне в 1597 году. Через пятнадцать лет в 1612 году отдельной книгой вышло вторе издание.Оно содержало 29 новых эссе,старые же были исправлены и дополнены. Хотя из эссе мы можем многое почерпнуть о филосовских, этических и социально-политических воззрений Бэкона, они принадлежат более английской литературе,чем филосо- фии.Их язык и стилистика беллетристичны. Содержащиеся в них суждения подаются как бы мзвлеченными из непосредственного живого опыта и не подкрепляются столь ха- рактерными для филосовских трактатов отвлеченными рассуждения- ми и умозрительными конструкциями. И даже если к этому жизненному зачастую примешивается и книжный опыт, он используется столь же живо и непосредственно. Чтобы получить представление о всем содержании "Опытов", об особенностях их композиции и стиля,о диалестических переливах мыслей Бэкона,одновременно и лаконичных и мно- гограннх,об ажурных сплетениях его рассуждений,в которые жемчуженами впралены блестящие афоризмы,надо,конечно,прочи- тать сами эссэ. В одних чувствуется прежде всего политик до мозга костей,приобщающий к глубинам государственной мудрости,наставляющий в изощренной стратегии и опыте жизненой борьбы. В других к вам обращается человек,умудренный житейским опытом,человек дела,все видящий и понимающий,подмечающий са- мые незначительные жизненные детали.Но почти во всех них об- наруживается глубокий психолог,знаток человеческих душ,при- дирпчивый и объективный судья поступков. Но помимо политического и практического сознания "Опыты" содержат и другое,связаное с глубоким пониманием человеческой психологии и зарисовками с целью выставки характеров,нравов,чувств и склонностей людей и их поведения в различных ситуа- циях. Бэкон регистрирует весь этот разноцветный спектр челове- ческих проявлений,приводит примеры,дает оценки и выносит свои заключения. Так открывается еще одна,литературно-этическая,грань "Опытов"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Провозгласив великое значение естествознания и техни- ческих изобретений для человеческого могущества в практике, Бэкон верил,что этой идее его философии суждена не просто долгая жизнь академически признаного и канонизированного литературного наследия, еще одного мнения среди множества уже изобретенных человечеством. Он считал, что со временем идея эта станет одним из конструктивных принципов всей человеческой жизни, которому "завершение даст судьба человеческого рода, притом такое какое, пожалуй людям,при нынешнем положении вещей и умов, нелегко постигнуть и измерить ". В известном смысле он оказался прав. И сейчас столития спустя, мы как бы сызнова осознаем пророческую силу предсказания этого герольда новой науки, но к неистощимому бэконовскому оптимизму в сознаниии нашего современника примешивается и горечь за все перипетии, пережитые на этом пути в прошлом, и тревога за то, что ожидает нас в будущем.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: