Для детей старшего дошкольного возраста.
Подготовила:
Юсупова Х.Х.
воспитатель группы
г. Красногорск, Московская область
2017г.
Экологический проект на тему: «Огород круглый год»
Для детей старшего дошкольного возраста.
Пояснительная записка.
Актуальность проекта: Огород на подоконнике в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.
Огород наш, огород
Всё на нём всегда растет.
Если руки не ленивы,
Если мы трудолюбивы…
Проявить должны заботу,
Видно по труду работу.
И тогда наш огород
Расцветёт и оживёт
Цель проекта:
· Формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, воспитание у детей любви к природе, создание в группе огорода на подоконнике.
· Развитие познавательного опыта и практических навыков детей в исследовательской деятельности; вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию овощных культур в комнатных условиях.
Задачи проекта:
· Расширить знания детей о культурных и дикорастущих растениях.
· Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (тыква, лук, цветы, томаты, баклажаны);
· Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
· Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
· Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ, вариативность.
· Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков)
· Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.
· Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
· Развивать познавательные и творческие способности.
Предполагаемые результаты:
1. Дети познакомятся с культурными и дикорастущими растениями.
2. С помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений.
3. С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.
4. У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.
5. Формирование у детей уважительного отношения к труду.
6. Создание в группе огорода на подоконнике.
7. Активное участие родителей в реализации проекта.
Предварительные результаты:
· Дети познакомились с дикорастущими и культурными растениями.
· У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
· В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.
· Дети увидели многообразие посевного материала.
· Дети стали бережнее относиться к растительному миру.
· В группе был создан огород на окне.
· Дети стали более уважительно относиться к труду.
· Родители приняли активное участие в проекте «Огород круглый год»
Тип проекта: долгосрочный,
Срок реализации: весна-лето.
Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий.
Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной и старшей группы, родители.
Интеграция образовательных областей - познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Материально – технические ресурсы необходимые для выполнения проекта:
· Подбор методической и художественной литературы;
· Подбор наглядного материала (иллюстрации, плакаты, фотографии);
· Дидактические игры;
· Подбор мультфильмов;
· Выставка книг, рисунков, выставка творческих работ родителей и детей.
Необходимые условия для реализации проекта:
· Заинтересованность родителей и детей;
· Методические разработки.
Методы проекта:
Игровые: Дидактические игры, подвижные игры, игры-забавы;
Словесные: Чтение и рассказывание стихов, потешек, сказок; разговор, беседа, рассматривание картинки;
Практические: Наблюдение, уход за растениями, совместные действия воспитателя и ребенка, выполнение трудовых поручений;
Наглядные: Показ предметов, игрушек, наблюдение явлений природы, труда взрослых, рассматривание живых объектов, рассматривание объекта для наблюдения, использование иллюстраций, картин, фотографий.
Метод трех вопросов:
Что знаем? Знаем, что комнатные цветы растут на подоконнике круглый год. Знаем, что если посадить семечко оно вырастить.
Что хотим узнать? Вырастут ли семена овощей и лука, если их выращивать на подоконнике.
Что нужно сделать, чтобы семена выросли?
Где и как найдем ответы на вопросы? Проведем опыт - эксперимент. Спросим у взрослых. Посадим и будем наблюдать.
Задачи по работе с родителями:
· Повысить компетентность родителей по теме проекта;
· Привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.
Этапы проекта:
1 этап – подготовительный:
Определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы в «огороде на окне», составление плана мероприятий по организации детской деятельности
Задачи:
· Определить актуальные знания детей о растениях, которые можно вырастить на подоконнике;
· Вызвать интерес к решению поставленной задачи.
Формы организации работы 1 этапа:
· Сбор информации, материалов по теме;
· Организация предметно - развивающей среды;
· Разработка цикла наблюдений, занятий;
· Беседы.
2 этап – практический:
Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, через практическую деятельность детей.
Задачи:
· Закрепить знания детей о растениях, которые можно вырастить на подоконнике;
· Развивать выразительность речи, моторику рук;
· Формировать представление о том, как растения изменяются в зависимости от погодных условий и ухода;
· Пополнить развивающую среду группового помещения материалами и оборудованием по теме проекта.
· Воспитывать желание ухаживать за растениями;
· Учить устанавливать причинно-следственные связи.
Формы организации работы 2 этапа:
Работа с детьми (организация мероприятий познавательного характера, организация двигательного режима)
1. Формы работы с детьми:
Реализация мероприятий перспективного тематического планирования (непосредственная образовательная деятельность по теме, цикл наблюдений, опыты, творческая деятельность).
Тематические беседы: «Для чего растению семена?», «Когда овощи могут помочь, а когда могут навредить нашему здоровью», «Овощи», «Вода и земля - овощей лучшие друзья»;
Чтение художественной литературы: ДжанниРодари «Чипполино»…. Чтение и разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок, песен о горохе и огурцах и луке;
Песня «Витамины» Филиппенко.
Дидактические игры: «Овощи и фрукты», «Чьё семечко», «Четвёртый лишний», «Чудесный мешочек», «Что сначала, что потом?», «Узнай на вкус»
Подвижные игры: «Собери все предметы», «Собираем урожай», «Сад и огород»
Художественно-продуктивная деятельность: Рисование на тему: «Овощи».
Лепка на тему: «Овощи».
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Семья», «Огород», «Мы помощники».
Экспериментирование: рассматривание сухих семян и пророщенных семян через лупу, ежедневные наблюдения за всходами: лука, гороха, огурцов, цветов, тыквы, томатов.
2. Формы работы с родителями:
1. Беседа с родителями «Наш огород».
2. Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материала для огорода на окне.
3. Консультация для родителей «Исследовательская деятельность детей в детском саду».
4. Помощь родителей в высадке саженцев на грядки.
3 этап – обобщающий (заключительный):
Обобщение результатов работы в игровой форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов.
Задачи:
· Развивать творческие способности;
· Воспитывать самостоятельность в различных видах деятельности;
· Закрепить знания о культурных растениях, умение их различать.
Полученный результат реализации проекта:
В ходе реализации проекта «Наш огород» предполагаемые результаты были достигнуты:
· Мы обогатили опыт детей в сфере социального воспитания путем использования разных методов и приемов;
· Собрали богатый материал по темам «культурные растения», изготовили дидактические игры «собери картинку», «третий лишний», обобщили опыт работы по данному проекту;
· Пополнили словарный запас детей;
· На протяжении всего проекта у детей сформировалось стремление к познанию, научились делать простые выводы, устанавливать причинно – следственные связи;
· Дети стали различать и уверенно называть овощи, их особенности и различия; просвещение родителей дало большой результат в социальном воспитании детей группы.
Приложение:
1. Стихи про овощи.
2. Загадки с грядки.
3. Подборка дидактических игр;
4. Конспект по экологическому воспитанию на тему «Как растут растения».
5. Последовательный фотоотчёт по проекту.
Приложение № 1
Стихи про овощи.
Я - морковка, рыжий хвостик.
Приходите чаще в гости.
Чтобы глазки заблестели,
Чтобы щечки заалели,
Ешь морковку, сок мой пей,
Будешь только здоровей!
Я - толстый красный помидор,
Люблю детишек с давних пор.
Я - витаминов сундучок,
А ну-ка, откуси бочок!
Я - и свежий, и соленый.
Весь пупырчатый, зеленый.
Не забудь меня, дружок,
Запасай здоровье впрок.
А я - сочная капуста,
Витаминами горжусь.
В голубцы, борщи, салаты
Я, конечно, пригожусь.
А какие вкусные
Щи мои капустные!
В черной шляпе - топ да топ –
По дорожке скачет боб.
Подкрутил усы горох: чем я плох?
Совсем не плох.
Говорит ему фасоль:
- Ты, горох, у нас - король.
Мы, бобовые, гордимся,
Что для разных каш годимся,
Что плоды у нас в стручках,
Как в волшебных сундучках.
Но полезные белки
Мы не прячем под замки.
Те, кто с детства дружат с нами,
Те растут богатырями.
Белая и хрусткая,
Зовут меня капустою.
Вкусная, полезная –
Прогоню болезни я.
Да, я - перец, но не тот,
Что язык так сильно жжет.
Я мясистый, витаминный,
Запаси меня на зиму.
Приложение №2
Загадки с грядки.
В огороде у сельчан.
Без нее во щах не густо.
Как зовут ее? (Капуста)
Взяли мы ее одежку,
Соль добавили немножко.
В кадочках теперь не пусто —
В них заквасится... (капуста)
Под землей живут семейки,
Поливаем их из лейки.
И Полину, и Антошку
Позовем копать... (картошку)
Ох, наплачемся мы с ним,
Коль почистить захотим.
Но зато от ста недуг
Нас излечит горький... (лук)
Он на грядке вырастает,
Никого не обижает.
Ну, а плачут все вокруг,
Потому что чистят... (лук)
Голова, а сверху ус.
Нет, не сладок он на вкус.
Прибежали со всех ног
Мы к обеду рвать... (чеснок)
На арбуз похожая —
Тоже толстокожая.
К платью желтому привыкла,
Греется на солнце... (тыква)
Этот овощ тыкве брат —
Тоже с виду толстоват.
Лег под листик на бочок
Между грядок... (кабачок)
Эти крепкие ребятки
В листьях прячутся на грядке.
Лежебоки-близнецы Зеленеют... (огурцы)
Лезут по веревочке
Братья с грядки-горочки.
Эти братья — близнецы,
А зовут их... (огурцы)
Приложение №3
Дидактические игры:
«Кто больше назовёт полезных продуктов питания »
Цель игры: Учить детей по контуру подбирать реалистическое изображение.
Ребёнку предъявляют несколько картинок с реалистическим изображением, и их контурные изображения. Предлагают рассмотреть картинки и назвать, что изображено на картинке, полезный этот продукт или нет.
«Овощи и фрукты»
Цель игры: сформировать у детей представление об овощах и фруктах. Формировать представление о том, где они растут..
Оборудование: макет дерева и грядки, фигурки овощей и фруктов.
Воспитатель выкладывает перед ребёнком макет дерева и размещает на нём фрукты и овощи. Ребёнок должен назвать расположенные на дереве плоды. Затем должен ответить на вопрос воспитателя, какие из них растут на деревьях, а какие нет. Также можно спросить ребёнка, а где, по его мнению, растут остальные плоды. Ребёнок отвечает. Ребенок сам должен правильно определить где растет тот (фрукт или овощ) и прикрепить его по месту произрастания (на кроне дерева или на грядке).
«Узнай на вкус»
Цель игры: развивать вкусовой анализатор, закрепить знания о фруктах, овощах, ягодах.
Детям предлагается закрыть глаза, определить по вкусу и назвать то, что они съели.
«Что сначала, что потом»
Цель игры: учить детей связно выражать свои мысли, составлять сложные предложения, определять причину и следствие в предложенной ситуации.
Все карточки представляют собой процесс возникновения продукта. Игра знакомит с привычными каждому ребенку продуктами: шоколад, масло, яичница, хлеб, сосиски ит. д. Это помогает ребёнку быстрее понять правила игры и составить логические цепочки.
«Чудесный мешочек»
Цель игры: В ходе проведения игры дети учатся определять, что это за предмет, по характерным внешним признакам, то есть по форме. Также ее можно использовать для развития речи и воображения.
Необходимо опустив руку в мешок, нащупать предмет и назвать его, не видя, что это конкретно. Чтобы дети не путались, сначала можно класть 1 предмет, а потом, когда они научатся так играть, уже несколько.
Играющим, кроме основного задания, могут быть даны дополнительные:
описать попавшийся предмет (цвет, размер, вкус, материал).
«Чьи семена?»
Цель игры: Упражнять детей в дифференциации овощей, фруктов и их семян. Развивать память, сосредоточенность, наблюдательность.
Дети берут набор семян и выкладывают их на карточку соответствующего фрукта или овоща.
Приложение №4