Политическая система Республики Беларусь и проблемы ее становления.




Политическая система Республики Беларусь, как самостоятельного государства, развивалась в два этапа. Первый этап связан с советским периодом, второй с перестройкой, со становлением независимого белорусского государства. Для политической системы советского периода, когда республика входила в состав СССР, было характерно ограничение властных полномочий всех элементов системы. Большинство вопросов государственного управления, властных полномочий решались союзными органами в Москве. В стране доминировала одна политическая партия – КПСС, которая выполняла функции государства в государстве, срослась с государственным аппаратом и тем самым подавляла политическую активность других компонентов политической системы, отчуждала народ от власти. Вся политическая система была подчинена одной марксистско-ленинской идеологии, идеям строительства социализма и коммунизма в ущерб реальности. Осуществление этих идей сопровождалось ограничением демократических прав и свобод населения (ограничениям подвергались даже дети), достигалось жестокими методами – массовыми репрессиями, насилием и принуждением, высылками белорусов в районы Севера, Сибири, Дальнего Востока, Казахстана и другие. Политической системе Беларуси советского периода было присуще:- отсутствие реального разделения властей, все вопросы решались одной партией;- институты представительной власти (парламент, Советы) носили формальный характер;- главную роль в организации и управлении играл партийно-государственный аппарат, а не избираемые народом органы власти;-демократические выборы, как институт формирования органов власти, отсутствовали, подменялись голосованием за единственного кандидата, определенного КПСС – КПБ;- отсутствие политического плюрализма – многопартийности, конкурирующих средств массовой информации и т.д.;- права граждан, закрепленные в Конституциях, носили формальный характер, всячески ограничивались, отсутствовал механизм их реализации;- отсутствие Конституционного надзора за соблюдением законодательства, их соответствия мировым стандартам;- отсутствие внутрипартийной, профсоюзной, комсомольской и т.д. демократии, все вопросы решались центральными органами и многое другое.Отмечая подобные недостатки, вместе с этим не следует отрицать и социальные завоевания советской политической системы – создание мощного экономического фундамента, бесплатное и общедоступное образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение и другие.Приход к власти Горбачева М.С. в 1985 г. и в особенности, решения ХIХ партийной конференции КПСС в 1987 году положили начало реформированию политической системы СССР и Беларуси. В Беларуси ускорению этого процесса способствовало обретение нашей республикой суверенитета и независимости. В процессе реформирования политической системы были реконструированы старые и созданы новые институты политической власти – введен пост всенародно избираемого Президента, создан Конституционный суд, реформированы и расширены полномочия парламента и т.д. Созданы условия для более полного учета интересов граждан, расширения социальной среды на входе и выходе политической системы. Этому содействовали – принятие новой Конституции РБ, введение многомандатной системы выборов и многопартийности, практики проведения референдумов. Конституция провозглашает Республику Беларусь унитарным демократическим социальным правовым государством. Органы государственной власти в ней осуществляют свою деятельность на основе принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. В стране конституционно признается и обеспечивается система местного самоуправления, утверждается многообразие идеологий и мнений, расширены рамки гласности. Политические партии, общественные организации и союзы, действуя в рамках Конституции и законов Республики Беларусь, содействуют выявлению и выражению политической воли граждан, имеют право участвовать в выборах, в выдвижении своих представителей в выборные органы. В республике устанавливается принцип верховенства права, возросла политическая культура, все более демократичным становится сознание. Происходят процессы, свидетельствующие о демократизации политической системы, ее модернизации. Важной задачей является углубление процесса формирования правового государства и гражданского общества. Особое значение в современных условиях приобретают формы взаимодействия республики с другими государствами ближнего и дальнего зарубежья. Самой важной политико-правовой целью и задачей для политической системы Республики Беларусь является обеспечение самостоятельности государства, создание условий для дальнейшего развития демократии. Решение данных проблем возможно на основе расширения и конкретизации функций, полномочий компонентов политической системы, расширения прав и свобод граждан, углубления экономической реформы и создание многоукладной экономики, обеспечения гарантий их реализации. Теснейшим образом совершенствование политической системы связано с повышением компетенции и значения местных органов управления по обеспечению экономического и социального развития регионов.

 

13 Политические режимы и их разнообразие.Полит режим – это совокупность способов и методов осуществления власти, отражающих реальное состояние прав и свобод граждан в обществе. По типам полит режимов различают тоталитарные, авторитарные, демократические. Тоталитарный – режим насильственного контроля и всевластия государства над человеком и обществом; народ отстранен от власти и предельно ограничен в своих правах и свободах; власть монополизирована одной партией; характерен террор против граждан. Власть в руках одной партии, а сама партия – под властью одного лидера (вождь, фюрер). Происходит объединение правящей партии с гос аппаратом, огосударствление общества и, как следствие, уничтожение или сужение гражданского общества. Власть получает законом не ограниченные и закону не подчиненные полномочия, государство становится не правовым; - партийно-государственный аппарат устанавливает монопольный контроль над экономической сферой, утверждая централизованное руководство экономикой; - монополия на информацию, т.к. все средства информации и само содержание информации строго контролируется аппаратом власти. Террор как средство внутренней политики и милитаризация общества, создание обстановки «военного лагеря». Выделяют 2 типа тоталитаризма: - праворадикальный (фашистский и национал-социалистский); - левоэкстремистский (сталинский). Авторитарный режим – государственно-полит устройство, основу которого составляет сильная личная власть – монархия, диктатура. Авторитаризм отличается неограниченной властью одного лица или группы лиц, не допускающей полит оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во внеполит сферах. Здесь характерны автократизм (самовластие), те небольшое число носителей власти (один человек или олигархическая группа, военная хунта), неограниченность власти, неподконтрольность ее обществу; неконкурентная политика. Разновидности современных авторит режимов – олигархический и конституционно-авторитарный. При олигархическом формально допускается многопартийность, но фактически действуют только партии господствующего класса. Выборность парламента сохраняется, но различные ограничения приводят к тому, что избранными в него могут быть только представители правящей элиты; признается даже разделение властей, но фактически главенствующая роль в полит жизни принадлежит не законодательной, а исполнительной власти. Конституционно-авторитарный отличается тем, что в конституцию могут включаться нормы (или издаваться отдельные законы) о запрещении всех полит партий, кроме правящей. Парламент формируется на корпоративной основе, значительная часть его членов назначается, а не избирается, безраздельно господствует исполнительная власть, ключевые посты занимает президент. Демократический полит режим – это такой способ осуществления власти, такое государственно-политическое устройство общества, при котором народ признан суверенным источником власти, обладает правом участвовать в решении госдел и имеет для этого необходимые условия. Демократия – форма организации полит системы на основах конкурентного выбора населением той или иной альтернативы общественного развития. Демократия сочетает представительство интересов, полит конкуренцию, гарантии прав граждан на участие в политике, просвещенный выбор, взаимную ответственность власти и народа. Основа демократии – развитие гражданского общества – это социальное, экономическое и культурное пространство, вкот взаимодействуют свободные индивиды, реализующие частные интересы и осуществляющие самостоятельный выбор; это совокупность всех негос-ных форм самоорганизации граждан. Демократия невозможна без альтернативных выборов лидеров на всех уровнях полит жизни. В альтернативных выборах не могут участвовать случайные люди. Прочным основанием демократии является многопартийность. Существует 2 формы демократии: прямая и представительная. Прямая отличается тем, что граждане сами участвуют в подготовке, обсуждении и принятии решений. Представительная означает, что граждане делегируют свои права избираемым представителям

 

14 Тоталитаризм и его отличительные черты. Слово тоталитарный возникло в 20 в. и примен для характеристики таких полит режимов, которые стремятся ради определенных целей к полному (тотальному) контролю над всей жизнью общества в целом и над жизнью каждого человека в отдельности. СоциологАрон выделяет основные отличительные черты тоталитарных режимов:- особого рода идеологии, т.е. комплексы идей, обосновывающих право этих режимов на существование; они отрицают прошлое и настоящее во имя великого и светлого будущего. Цель – создание «нового общества» и «нового человека»; - монополизация власти в полит сфере. Власть оказалась в руках одной партии, а сама партия – под властью одного лидера (вождь, фюрер). Происходит объединение правящей партии с гос аппаратом, огосударствление общества и, как следствие, уничтожение или сужение гражданского общества. Власть получает законом не ограниченные и закону не подчиненные полномочия, государство становится не правовым; - партийно-государственный аппарат устанавливает монопольный контроль над экономической сферой, утверждая централизованное руководство экономикой; - монополия на информацию, т.к. все средства информации и само содержание информации строго контролируется аппаратом власти. Террор как средство внутренней политики и милитаризация общества, создание обстановки «военного лагеря». Выделяют 2 типа тоталитаризма: - праворадикальный (фашистский и национал-социалистский); - левоэкстремистский (сталинский). Чтобы определить отличия тоталитаризма назовем общие характерные черты тоталитаризма и авторитаризма: - власть сосредоточена в руках правящей верхушки, принцип разделения властей игнорируется; - не работает принцип выборности властных органов; - в деятельности гос органов преобладают методы подавления, пресечения, репрессий и исключены из практики методы либерализма, сдерживания, достижения компромиссов; - полит противники режима подвергаются преследованиям и репрессиям; - права и свободы граждан обозначены лишь формально, при этом они значительно урезаны и ничем не гарантированы; - средства массовой информации подконтрольны властям, существует официальная и скрытая цензура; - права меньшинства ничем не защищены. Отличие тоталитаризма - особенностью тоталитаризма является культ личности вождя. Диктатор-вождь никак не зависит от правящей элиты, формирует ее сам, руководствуясь при этом определенными принципами кадровой политики, чтобы избежать заговоров и дворцовых переворотов. Тоталитаризм не приемлет никакой оппозиции, стремится к ее физическому уничтожению.

Тоталитаризм требует активности от каждого члена общества, решительной поддержки политического режима и его идеологии, явной демонстрации всенародной любви к вождю и ненависти к его врагам, он не терпит пассивности, апатии и равнодушия. При тоталитаризме армия полностью подчинена вождю; исключены любые демократические проявления.

 

 

15 Авторитарный политический режим и его характеристика. Авторитарный режим – государственно-полит устройство, основу которого составляет сильная личная власть – монархия, диктатура. Он возникает, когда возникает необходимость решения проблем модернизации экономики, ускорения темпов развития страны. Авторитаризм отличается неограниченной властью одного лица или группы лиц, не допускающей полит оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во внеполит сферах. Власть сосредоточена в руках правящей верхушки, принцип разделения властей игнорируется; - не работает принцип выборности властных органов, - в деятельности гос органов преобладают методы подавления, пресечения, репрессий и исключены из практики методы либерализма, сдерживания, достижения компромиссов; - полит противники режима подвергаются преследованиям и репрессиям; - права и свободы граждан обозначены лишь формально, при этом они значительно урезаны и ничем не гарантированы; - средства массовой информации подконтрольны властям, существует официальная и скрытая цензура; - права меньшинства ничем не защищены. П ри авторит режиме власть не имеет тоталитарных амбиций; жизнь общества не регламентируется и не контролируется столь изощренно; гражданам разрешено все, кроме политики. При авторитаризме власть может быть персонализирована или осуществляться группой лиц, в которой диктатор является «первым среди равных», но при этом не обладает всемогуществоми всевластием. Он может быть смещен со своего поста в результате борьбы за власть в верхнем эшелоне полит элиты. Авторит государства основаны на концепции национального интереса. Авторит режимы могут быть репрессивными, в некот государствах может практиковаться систематическое насилие, но репрессии не бывают такими массовыми, как при тоталитаризме. Армия может играть самостоятельную роль и даже свергать диктатора. Авторит режим сохраняет некоторые элементы демократизма. Полит права и свободы граждан и общественно-полит организаций сужены, оппозиция запрещена. Полит поведение граждан и полит организаций строго регламентировано. Выборность органов государства ограничена. Парламент превращается в декоративное учреждение, а иногда и вовсе ликвидируется. Разновидности современных авторит режимов – олигархический и конституционно-авторитарный. При олигархическом формально допускается многопартийность, но фактически действуют только партии господствующего класса. Выборность парламента сохраняется, но различные ограничения приводят к тому, что избранными в него могут быть только представители правящей элиты; признается даже разделение властей, но фактически главенствующая роль в полит жизни принадлежит не законодательной, а исполнительной власти. Конституционно-авторитарный отличается тем, что в конституцию могут включаться нормы (или издаваться отдельные законы) о запрещении всех полит партий, кроме правящей. Иногда для других партий устанавливаются ограничения или принимаются меры для пресечения возникновения демократических партий. Парламент формируется на корпоративной основе, значительная часть его членов назначается, а не избирается, безраздельно господствует исполнительная власть, ключевые посты занимает президент.

 

16 Современные концепции и модели демократии. В современной политологии выделяют такие модели, как демократия участия, элитарная, плюралистическая, со-общественная, рыночная, теледемократия, электронная демократия. Согласно модели демократии участия граждане должны исполнять функции по управлению гос-вом на всех уровнях полит системы, исключается право индивида на уклонение от полит участия. Эта модель уравнивает участие профессионалов и непрфес-лов в управлении государством. Элитарная теория демократии была разработана Шумпертом, где демократия – это конкуренция м/у 2 и более группами элит за власть на регулярных выборах. Это конкуренция партий и элит, ее главная проблема – отбор квалифицированных политиков. Народ обладает в политике ограниченными функциями, граждане лишь избирают промежуточный институт, который затем формирует правительство. В плюралистической модели демократия рассматривается как тип организации власти в условиях ее распыления м/у различными силами. Демократия способствует поддержанию равновесия конкурирующих за власть полит сил. Со-общественная (консоциальная) предусматривает обеспечение представительства интересов меньшинства, лишенного доступа к власти. Механизмы, обеспечивающие такой доступ к власти: - создание коалиционного правительства с участием партий, представляющих основные слои общества; - пропорциональное представительство; - обеспечение децентрализации и автономии группам в решении ими собственных вопросов; - предоставление парламентским группам права вето при принятии окончательных решений. В теории рыночной демократии власть представляется как аналог системы, вкот происходит обмен «товарами», т е полит идеями, программами, имиджем лидеров. Продавцы – субъекты власти, которые меняют свои ресурсы, статусы. Покупатели – электорат. Голосование трактуется как «покупка». Электронная демократия – предполагает постоянное информирование населения через официальные веб-сайты о деятельности органов власти, предоставление в публичный доступ официальных документов (законов, нормативных актов), проведение оперативных опросов жителей, организация регулярного интерактивного взаимодействия избирателей с депутатами, жителей с представителями исполнительной власти.

 

17 Демократия как политический режим. Закономерности перехода от тоталитаризма к демократии. Демократический полит режим – способ осуществления власти, такое государственно-политическое устройство общества, при котором народ признан суверенным источником власти, обладает правом участвовать в решении госдел и имеет для этого необходимые условия. Это не только полит власть большинства, но и власть, уважающая права большинства. При таком режиме гарантированы основные права и свободы граждан, беспрепятственно действуют полит партии, организации, учреждения, отстаивающие интересы различных соц слоев, а также оппозиция. Открыто обсуждаются проблемы политики, созданы механизмы, не допускающие чрезмерной концентрации власти в одном центре, определены оптимальные полит права и свободы граждан, формы их полит волеизьявления, установлено всеобщее избирательное право. Демократия невозможна без альтернативных выборов лидеров на всех уровнях политической жизни. Кандидатуры будущих лидеров – это не случайные люди, т е предварительно отбирают группы, организации, партии, которые представляют основные политические силы. Вместе со своими кандидатами политические организации выдвигают программы или платформы. Прочным основанием демократии является многопартийность. Основными формами перехода от авторитаризма к демократии, в соответствии с устоявшимися в политической науке представлениями, могут быть: эволюция, революция, военное завоевание. Эволюция предполагает постепенное осуществление демократических реформ без резкой смены правящей элиты. Революция – быстрая и радикальная смена политического режима. Для военного завоевания характерно «насаждение» демократии извне, после военного поражения тоталитарного или авторитарного режима в условиях военной оккупации. 3 основных этапа такого перехода: 1) кризис авторитарного режима и его либерализация; 2) установление демократии; 3) консолидация демократии. Кризис авторитарного или тоталитарного режима может наступить вследствие резкого снижения уровня его легитимности. Победа сторонников «мягкой» линии открывает дорогу либерализации режима. В данном случае под либерализацией понимается предоставление гражданам некоторых прав и свобод, введение элементов так называемой «ограниченной демократии». В результате либерализации возникают условия для усиления активности и повышения роли гражданского общества (если оно уже сформировалось). Либерализация означает также дальнейшую эрозию и разложение авторитарного (тоталитарного) режима и постепенный переход к следующему этапу – установлению демократии. Основными составляющими процесса установления демократии являются формирование конкурентной партийной системы, с одной стороны, и демократическаяинституализация механизмов государственной власти, с другой стороны. На этапе установления демократии закладываются конституционные основы новой политической системы. Однако для того, чтобы происшедшие перемены стали необратимыми, необходим следующий, третий этап – этап консолидации демократии. На этом этапе осуществляется окончательная легитимация демократических институтов, происходит адаптация общества к новым механизмам политической власти.

 

18 Государство как институт политической системы: происхождение, признаки и функции.Государство – основной институт полит системы, форма организации общества; это организация, которая обладает верховной властью на опред территории; это выделившаяся из общества и исторически обусловленная его экономическим строем организация. Факторы возникновения государства: - антропологические (истоки государственности коренятся в самой природе человека);- общественного разделения труда; ч – частной собственности, эксплуатации и классовой борьбы; - войн и завоеваний народов. Признаки: - наличие особого класса людей проффесионально занятых управлением; - государство – это суверенитет (независимость); монопольное право на взымание налогов и издание законов, обязательных для всего населения; - исключительное право выражать, представлять и защищать интересы общества. Функции: гос-во интегрирует и сохраняет целостность общества; управляет соц-экономич процессами; мобилизует материальные и человеческие ресурсы для достижения целей общества; - регулирует соц отношения по средством авторитарного распределения ценностей в обществе; - обеспечивает гос безопасность и определенный общественный порядок.

 

 

19 Институты государственной власти в РБ. Гос. власть эффективно выполн. свои ф-ции там, где реализован принцип ее раздел.назаконодат. (парламент), исполн. (глава гос-ва и пр-во), судеб. (система судов). Законодат. власть. Высшим законод. и представ.органом гос-ва явл. парламент. Парламент бывает однопалатным (Дания, Швеция, Финляндия и пр.) и двухпалатным (США, Канада, Великобритания, Россия, Беларусь и пр.). Нижняя палата парламента избир. народом и ответственна за реш. всех повседневных вопросов внутр. и внеш. политики. Верхняя палата выступает экспертом работы нижней, рассм. принятые законопроекты с точки зрения их соответствия конституции. В Республике Беларусь законод. власть, наряду с парламентом, принадл. также избирательному корпусу и Президенту. Глава гос-ва вправе издавать декреты, имеющие силу закона. Для принятия правомочных решений определ. кворум (лат «quorum» — присутствие достаточно). Для эффект.работы парламента необходимы след. условия: высок. ур-нь образованности членов парламента; работа парламентариев должна быть организов. на профес. основе; необходима определ. структура парламента (его палат). Основ.элементом в каждой из палат явл. комиссии и комитеты, разрабатыв. основы закон-ва. Осн. ф-ции парламента: Законотворческая, Представительская, Ф-ция обратной связи, Формир. бюджета, иногда выделяют налоговые полномочия, Формир. гос. органов, Контроль над дея-тью прав-ва, Внешнеполит. ф-ции. Исполнительная власть. К исполнительной власти относятся глава гос-ва (монарх, президент), прав-во во главе с председателем (премьер-министр, канцлер и т.д.). Правительство — это исполн. власть, кабинет министров, управляющ. повседневными делами страны. Осн. ф-ции главы гос-ва: представительcкие ф-ции; полномочия в области гос. управления; полномочия в законод. сфере; полномочия в военной сфере; в области правосудия.; в сфере личн. статуса; в сфере госбезопасности; чрезвычайные; в эконом.сфере. В РБ Совет Министров формир. президентом. Премьер-министр назнач. президентом и одобряется Палатой представителей. Прав-вовключ. в себя премьер-министра и пять его заместителей (один из них первый), ф-ции которых специализир. по определ. сферам дея-ти (промышленность, АПК, экономика и т.д.). Полномочия правительства: формир. гос. аппарата и рук-во его дея-тью; исполн. законов; составл. и исполн. бюджета; прогнозир. соц.-эконом. развития; рук-во отдельными отраслями хоз-ва, духовн. и соц. сферами; участие в законод. дея-ти; принятие нормативных актов, конкретизир. закон-во; ведение международ. переговоров и заключ. соглашений. Судебная власть. Суд — это орган, кот.применяет гос. санкции. Он назнач. наказание за наруш. общеобязательных правил, установл. гос-вом. Система судоустройства и судопроизводства основ.на след. принципах: независимость суда, кот. обеспечивается рядом гарантий, в том числе несменяемостью судей; коллегиальность при рассм. большинства дел; профессионализм судей; право на обжалование решений; гласность при рассм. абсолютного большинства дел; равноправие сторон в суд. процессе и состязательность при рассм. дел. Осн. ф-ции суда: ф-ция наказания (кары) за наруш. гос. предписаний; ф-циярассм. споров и конфликтов между гос-вом и гражданином; разреш. конфликтов между гос. структурами: между субъектами федерации; местными органами власти, центральными органами власти. В РБ сущ. Конституционный суд, который возбуждает дела по предложению Президента и Парламента, а сам такими полномочиями не обладает. В него входят 12 судей, срок их полномочий 11 лет. Число судей в РБ 1022.

 

20 Политические партии: определение, признаки и функции.Полит партия – это добровольная общественная организация граждан, созданная на основе единой идеологии и ориентированная на завоевание и осуществление полит власти. Отличительные признаки партии от социальных движений и др общественных объединений: - наличие определенной полит идеологии; совокупности полит идеалов и ценностей; - принятие программы действий с обозначенной стратегией и тактикой; - формирование организационной структуры: четкое внутреннее деление, управленческий аппарат и т.д. (зафиксированы в Уставе партии); - прочная социальная база (поддержка народа, класса, социальной группы и т.д., которые голосуют за партию на выборах, финансируют ее деятельность, проводят агитационно-пропагандистскую работу и т.д.); - выдвижение и осуществление такой полит цели, как борьба за власть и участие в ее реализации. Функции полит партий: посредническая - обеспечивают связи между гражданским обществом и государством. Именно партии формулируют социально-политические интересы и требования граждан и передают их в гос органы власти. Представительная - связана с предыдущей партией, но не дублирует ее. Полит партии не только выявляют и «озвучивают» общественные интересы, но и представляют их в парламенте и др органах власти, в повседневной пропагандистской деятельности. Интеграции различных соц слоев общества для реализации общих задач. Она является ведущей в жизнедеятельности партий и помогает гражданам представить себя единым сообществом, сформулировать полит позиции. Полит просвещения граждан - распространение полит информации, пропаганды партийных программ, лозунгов, полит литературы, создания агитационных центров и т.д. Электоральная - проявляется в деятельности полит партий по участию в избирательных кампаниях и выборах. Через процедуру выборов партии достигают своей главной цели – участия в реализации политической гос власти. Победившие на выборах партии становятся правящими и получают право определять внутреннюю и внешнюю политику страны. Партия, завоевав власть, приступает к выполнению функции реализации этой власти на основе собственной политической программы. В демократических режимах предусматривается наличие оппозиционных партий, предотвращающих складывание монополии власти одной политической партии.

20 Политические партии и движения в РБ. В конце 1980-нач 90 гг в РБ шло формирование демократических полит институтов. В конце 1990г в СССР был принят закон «Об общественных объединениях» и благодаря ему начался период многопартийности. Еще в 1903 г возникла Белорусская социалистическая Громада.Действовали комитеты РСДРП, Партия эссеров(социалистов-революционеров), Еврейская СДРП, Партия «Бунд». В конце 1980 гг белорусские партии формировались в рамках национально-культурного белорусского движения. Их основу составляли творческая белорусская интеллигенция, часть студентов, рабочих, их всех объединяли общие культурные интересы. Главное внимание было уделено экологическим и национально-культурным проблемам. В1988-1991гг появляются первые политизированные объединения и группы, полит партии и движения. Так возникли общественно – полит движение Белорусский народный фронт «Адраджэнне», Белорусский христианско-демократический союз, Национально-демократическая партия. Они не смогли стать реальными полит силами. В 1990 г была создана первая официально зарегистрированная партия – Объединенная демократическая партия Белоруссии (ОДПБ), затем Движение за демократические реформы, Гражданская партия, которая в 1995 г объединилась с ОДПБ в Объединенную гражданскую партию. Также возникают партии – лобби, защищающие интересы определенных соц групп. Возникает Белорусская крестьянская партия, выступавшая за радикальные реформы в сельском хоз-ве. Аграрная партия, Партия народного согласия, Белорусский научно-промышленный Конгресс (партия директоров). Возникают экологические партии: Белорусская партия зеленых, Белорусская партия «Зеленый мир», Белорусская экологическая партия. Конституция РБ от 15 марта 1994 г составила правовую основу для деятельности полит партий, а 5 октября 1994 г был принят Закон РБ о полит партиях. В нач1999 г был издан Декрет Президента РБ «О мерах по упорядочению деятельности полит партий и др общественных объединений». Согласно ему произошла перерегистрация полит партий, для регистрации партии было увеличены с 500 до 1000 основателей, партии должны иметь региональные подразделения не менее чем в4 областях РБ. Вот перечень некоторых партий, зарегистрированных в РБ: Либеральна-дэмакратычнаяпартыя, Беларусскаясацыяльна-спартыунаяпартыя, Беларуская партия «Зяленыя», Сацыял-дэмакратычнаяпартыяНароднайЗгоды, Беларускаяаграрнаяпартыя, Рэспубликанскаяпартыя, партыя БНФ, Грамада и др. По состоянию на 2008 г в РБ было зарегистрировано 15 полит партий.

 

 

21 Политический процесс: сущность, структура, основныесубъекты.Политпроцесс – это взаимодействие больших и малых соц групп, гос институтов, государства и общества, полит партий, полит элит и полит лидеров по поводу распределения и использования полит власти. Его основными моментами являются: а) возникновение, конституирование полит системы и обретение ею легитимности; б)воспроизводство компонентов и особенностей полит системы на основе ее стабильного функционирования и преемственности; в)развитие полит системы. Первая фаза полит процесса имеет моменты одноразовости и постоянства. Одноразовость – это момент возникновения полит системы, момент практического воплощения воли субъектов полит деятельности, создающих данную систему. Это происходит или на основе полит революций, где старая полит система разрушается и создаётся новая, или политическими реформами для адаптации существующей полит системы к изменяющимся условия. Фаза конституированияполит системы включает в себя и действия по выражению признания, одобрению и поддержке возникшей полит системы со стороны общества, т.е. ее легитимности. Конституирование – первая стадия полит процесса – является предпосылкой всех его последующих фаз развития. Возникнув и получив поддержку со стороны общества, полит система вступает во вторую стадию полит процесса – стадию воспроизводства. Здесь воссоздаются её институты, нормы полит отношений, ценности, господствующая идеология, полит позиции и роли, полит режим в целом. Здесь полит система повторяет, сохраняет и укрепляет саму себя. Вместе с моментом повторения здесь происходит обновление, перемены и изменение тех или иных сторон полит системы. Развитие полит процесса осуществляется не по кругу, а по спирали вверх – к прогрессу или вниз – к упадку. Структураполитпроцесса: 1) Субъект – носитель власти; различают официальных (лица и институты, наделенные властными полномочиями и неофиц-ных (группы интересов, полит партии, общественные движения, отдельные граждане). 2) Объект, который должен быть создан или достигнут как цель процесса. 3) Средства, методы и ресурсы (знания, наука, идеология, фин ср-ва, общественное мнение и др), исполнители процесса. В зависимости от сферы участия, степени привлечения субъектов в решение проблем, выделяют 3 уровня полит процесса: - микрополитика (действия индивидов, групп, направленные на обеспечение себе поддержки со стороны официальных субъектов); - подсистемный уровень (деятельность людей, регулируемая определенными границамит, т е частные виды политики: жилищ строит-во, транспорт и тд); - макрополитика (на уровне высших гос официальных лиц, лидеров парламента, правительства). Субъекты полит процесса – носители целенаправленной полит деятельности, это силы, способные участвовать в полит процессе.Следует отличать от субъектов власти (это общественные группы и отдельные индивиды, выполняющие полит функции и реализующие властные полномочия). Индивидуальные участники политики делятся на 3 группы: - «политики по случаю» (люди, участвующие в политике время от времени, это все мы, когда напр совершаем свое волеизъявление на полит собрании); - «политики по совместительству» (кто более активен в полит жизни; они стремятся попасть в руководящие органы партий, входят в состав полит объединений); «политики по профессии» (те, для кого политика становится делом жизни).

 

22 Политич культура: понятие, структура, функции.Политическая культура — часть духовной культуры народа и включает те элементы последней, которые связаны с общественно-политическими институтами и политическими процессами. Это система ценностей и аргументов, обеспечивающих единство политической системы, ее институтов и организаций. Политическая культура выполняет в обществе целый ряд важных функций:1. Когнитивная (накапливает политические знания),2. Эмоциональная (формирует политические чувства), 3. Оценочная (политические ценности и идеалы лежат в основе политических оценок),4. Регулятивная (регулируетполитическое поведение), 5. Коммуникативная (культура лежит в основе политического общения), 6. Интегративная (объединяет людей через систему ценностей).Основные элементы политической культуры:1. Политические традиции, 2. Идеи, концепции и убеждения о взаимоотношении различных общественно-политических институтов, 3. Ориентации и установки людей в отношении сущ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: