ИТОГИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ«СПОРТИВНАЯ РОБОТОТЕХНИКА»
Робототехника в России является одной из важнейших отраслей для будущего технологического и экономического развития страны. Роботы уже давно активно используются в российской промышленности, армии, МЧС и других силовых ведомствах, в научных исследованиях и в сфере образования.
Разработка роботов — одно из перспективных направлений за последние несколько десятков лет. Программа направлена на привлечение обучающихся к современным технологиям конструирования, программирования и применения роботизированных устройств. Работа с образовательными конструкторами LEGO позволит ребятам освоить основы механики, программирования, узнать многие важные идеи и развить необходимые в жизни технические навыки и творческие способности.
Содержание программы «Спортивная робототехника» предполагает программирование на основе математических знаний, упрощенных элементов теории автоматического управления. Кроме визуального программирования в содержание программы было добавлено текстовое программирование. В конструировании основное внимание было обращено на использование законов физики. Мощным инструментом, дающим стимул к изучению робототехники, стал годовой цикл соревнований, проводимый при непосредственной поддержке Комитета по образованию Санкт-Петербурга и благотворительного фонда «Финист». Принимая участие в соревнованиях, Вы смогли на практике применить полученные знания и навыки, расширить их, поделиться опытом с учащимися других учебных заведений из разных мест России, а также иностранными сверстниками. Учебный план программы был составлен с учетом уровня сложности различных видов соревнований. Обучение происходило в процессе создания роботов для соревнований, совершенствования их характеристик и качеств, анализа результатов соревнований и улучшения роботов на основе проведенного анализа.
Задачами программы были:
· научиться соблюдать правила безопасной работы с механическими и электрическими элементами при конструировании робототехнических устройств;
· научиться собирать модели роботов на базе конструктора LEGO Mindstorms;
· научиться самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов;
· научиться основам работы в средах программирования и моделирования Robolab, RobotC;
· научиться основным приемам проектирования мехатронных систем;
· научиться поэтапному ведению творческой работы: от идеи до реализации;
· научиться создавать реально действующие модели роботов при помощи специальных элементов по разработанной схеме, по собственному замыслу;
· научиться создавать модели роботов, отвечающие заданным техническим условиям;
· научиться конструировать и программировать модели роботов для участия в соревнованиях;
· научиться работать с документами, регламентирующими соревнования по робототехнике;
· сформировать умение оценивать свою работу и работу членов коллектива.
· развить творческую инициативу и самостоятельную познавательную деятельность;
· развить коммуникабельность;
· развить память, внимание, пространственное воображение;
Программа «Спортивная робототехника» предполагает постепенное закрепление, совершенствование, углубление знаний, полученных в ходе освоения программы «Основы робототехники», приобретение новых умений и навыков в области проектирования, конструирования и изготовления творческого продукта (модели робота). На первом году обучения обучающиеся осваивают визуальную среду программирования. Программы для роботов составляются не только с помощью логических операторов, но и с применением математических выражений. Основной формой проведения занятий является практическая работа, заключающаяся в выполнении заданий по образцу и творческих заданий.
В ходе выполнения практических работ обучающиеся закрепляют теоретические знания, развивают умения и приобретают навыки конструирования и программирования. Изучая простые механизмы, ребята учатся работать руками (развитие мелких и точных движений), развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию, изучают принципы работы многих механизмов.
В учебном году мы изучили и освоили
Основы конструирования и программирования роботов для соревнований,
Законы управления устройствами (системами): Релейное регулирование, Пропорциональное регулирование, Пропорционально-дифференциальное регулирование, Движение робота с ориентированием по стенке, Элементы мехатроники:Сервопривод, Электромеханический захват для робота, Удаленное управление в робототехнике: Непрерывное управление моторами по каналу Bluetooth, Уплотнение каналов Bluetooth дискретными каналами управления
Создали роботов для соревнований: «Следование по линии», «Гонки шагающих роботов», «Эстафета», «Автономный футбол роботов», «Управляемый футбол роботов 4х4», «Кубок РТК».Результаты освоения программы:
№ п/п | Фамилия, имя | Оценка по итогам аттестации (баллов) | Уровень обученности | |
1. | Борисенко Максим | низкий | ||
2. | Бурнасов Павел | низкий | ||
3. | Бутырев Владимир | средний | ||
4. | Диденко Ярослав | средний | ||
5. | Ермилов Захар | низкий | ||
6. | Калягин Владимир | средний | ||
7. | Крутых Михаил | средний | ||
8. | Лапин Константин | средний | ||
9. | Мишин Анатолий | низкий | ||
10. | Присенко Михаил | средний | ||
11. | Сергейчук Александр | средний | ||
12. | Максимов Дмитрий | средний | ||
13. | Шарипов Тимур | средний | ||
14. | Астратов Севастьян | средний | ||
15. | Яблунина Дарья | средний |