Вклад Аристотеля в философию




Еще в платоновской академии Аристотель расходился в философских взглядах с Платоном. Позже он подверг платоновскую теорию идей критике, что понесло важное значение для последующего развития философии. Он считал, что разделение на идеи и вещи не имеет под собой рационального значения. Он объяснял это тем, что идеи являются копиями чувственных вещей и тождественны им по своему содержанию. Процесс отделения идей от веще приводит к удвоению того, что нужно объяснить. Поэтому платоновская идея, представляя собой сущность вещи, вместе с этим является оторванной от самой вещи, поэтому получается, что сущность вещи оторвана от самой вещи. В своих философских рассуждениях Аристотель основывался на признании существования объективного мира, материального. В философских взглядах Аристотеля присутствует материалистическая линия, но все не сводится только к ней. На основании этого Аристотель разработал собственную теорию, по которой сущность заключена в самих вещах. Аристотелем было разработано оригинальное учение о четырех видах причин. Он выделил следующие типы:

материальная, или материя; формальная, или форма; производящая; конечная, или цель. Материальная причина – это материя, обозначающая материал, входящий в состав вещи, из которого вещи возникли. Формальная причина – это превращение материи в действительность под воздействием формы. Производящая причина – это то, что создает вещи, например, человек, который дал совет, - причина того, что происходит. Целевая причина – это смысл, то есть то, ради чего все делается. Проблемой формы и материи в философию было введено два понятия – возможность и действительность, которым принадлежит огромная роль в последующем развитии философии, так как они позволили на основании их применения решить проблему возникновения, которое объяснялось конкретными особенностями вещи. Важный вклад Аристотеля в философию заключается в разработке проблемы понимания движения. Он выделил четыре вида движения: возникновение и уничтожение; качественное изменение или превращение свойств; количественное изменение или превращение свойств; перемещение в пространстве. Главным для Аристотеля было перемещение в пространстве, которое служит условием всех других разновидностей движения и к которому по итогу сведены все другие виды. При исследовании движения в пространстве, Аристотель подразделял его на несколько типов: круговое движение; прямолинейность; сочетание прямого и кругового движения. Натурфилософские взгляды Аристотеля пронизаны теологией. В соответствии со взглядами Аристотеля, любое явление предполагает цель и возможность изменения. Реализация цели по Аристотелю – энтелехия, которая является своеобразной программой изменения. Понятие цели по отношению к живым организмам связано с понятием души. Однако Аристотель переносит целесообразные функции души на целостный мир. Для него теологичностью определяется целесообразный характер всего мирового процесса, направляющегося к одной цели. Целенаправленное движение природы осуществляется бессознательно. Учение Аристотеля о познание играет большую роль в истории философии. Первой стадией познания выступает чувственное познание, через ощущения, которые представляют собой отражение внешнего мира, то есть являются отпечатками форм познаваемых предметов. Несмотря на то, что ощущение – это источник теоретического мышления, они дают только единичное знание. Результат повторяемости ощущение – это общие представления. Аристотель разрабатывал вопросы логики. Впервые в истории философии им были созданы трактаты, посвященные логике. Для Аристотеля логика выступала, в первую очередь, как орудие любой науки.

Аристотелем были четко сформулированы законы мышления: закон тождества – понятие должно употребляться в единственном значении; закон противоречия – суждение не может быть истинным одновременное с его отрицанием; закон исключенного третьего – если дано два взаимопротиворечащих суждения, то в данных условиях истинным может являться только одно. Аристотель отверг проект платоновского «идеального государства» и предложил собственную теорию государства. По мнению Аристотеля, в государстве власть должна быть в руках среднего класса свободных граждан. Рабство как явление Аристотель считал существующим от природы. Рабы рассматривались им как говорящее орудие, которое принадлежит господину, выступающего общественным животным. Труды Аристотеля в области науки и философии представляют вершину античной мысли. Им был подведен итог развития целого периода в древнегреческой культуре с ее начало и до IV века до н.э. Он систематизировал знания и выделил ряд научных областей, которые стали позже превращаться в самостоятельные направления.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: