Конспект урока
Литературное чтение, 3 класс
Урок 54. А. П. Платонов «Цветок на земле», «Ещё мама»
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
1. Анализ произведений А.Платонова «Цветок на земле», «Ещё мама»
2.Составление плана для пересказа.
3.Замена диалога косвенной речью.
4. Понимание скрытого смысла рассказа в диалогах героев.
Тезаурус по теме
Диалог - разговор двух или нескольких лиц.
Тема – объект художественного отражения.
Главная мысль, или идея, произведения - это то, что хотел автор показать этим произведением, что с помощью этого произведения автор хотел донести до читателя, ради чего текст написан.
Косвенная речь — это один из способов передачи чужой речи.
Ключевые слова:
А.П. Платонов, рассказ, тема, идея произведения, характеристика персонажа, диалог.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.: ил. С.160 - 162
2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – С. 40
3. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2013.
4. С.И. Ожегов. Словарь русского языка. –М: «Русский язык»,1987
План объясняющего модуля:
Научимся определять тему и главную мысль рассказа
Понимать скрытый смысл рассказа в диалогах героев
Заменять диалоги героев косвенной речью при пересказе
План объясняющего модуля:
1. Краткая биография А. П. Платонова.
2. Рассказ «Цветок на земле». Чтение «вслед за автором».
3. Характеристика персонажей.
4. Рассказ «Ещё мама». Чтение «вслед за автором»
5. Идея произведения и способы её выражения.
Основное содержание урока
1.Знакомство с биографией А. Платонова и его произведениями «Цветок на земле», «Ещё мама».
2. Прочитайте пословицы и поговорки.
1) И старость не страшна, коли молодые помогут.
2) Молодость летает пташкой, а старость ползает черепашкой.
3) Не обижай малого, уважай старого – сам в почёте будешь.
Эвристическая беседа с объяснением смысла пословиц: Уважение к старости, опыту.
3. Рассказ А. Платонова «Цветок на земле»
Разговор в рассказе пойдёт о взаимоотношениях деда и внука, о том, какую главную тайну на земле открыл для своего внука дедушка.
4.Работа с частями текста. Направленная на выявления смысла произведения.
1. Какая же главная мысль рассказа?
«Цветок этот – самый труженик, он из смерти работает жизнь. Люди – пахари, хлебу помогают расти. Труд делает жизнь, создаёт её.»
1. Рассказ А. Платонова «Ещё мама»
Автор хотел показать очень тёплые и нежные взаимоотношения между матерью и сыном, их тревогу друг за друга, заботу и умение радоваться за удачно прожитый день; ещё автор хотел сказать читателям о том, что первая учительница, как родная мама, — самая лучшая, что её не нужно бояться, что она всегда придёт на помощь в трудную минуту.
Автор с помощью диалогов передаёт чувства мамы и сына, когда Артём в первый раз пошёл в школу.
Разговор учительницы и Артёма. Возникновения доверия к учительнице и понимания у мальчика значения фразы «вторая мама».
1. Косвенная речь. Объяснение значения и назначения этой речи. Когда мы что-то пересказываем, строим монолог, нам трудно передавать диалоги, поэтому мы будем использовать косвенную речь.
Косвенная речь — это один из способов передачи чужой речи. Для оформления косвенной речи мы будем называть имена героев произведения, заменять их другими словами, например «мама», «мальчик», «учительница», в том числе местоимениями — «он», «она», и добавлять слово «что».В косвенной речи не обязательно использовать все слова героев, — лишь самые главные, те, которые несут основную смысловую нагрузку и передают чувства героев.
«Он сказал, что… Она ответила, что… Учительница спросила о том, что…»
Составляем пересказа текста с использованием косвенной речи.
1. Подведение итогов урока.
2. Типовое тренировочное задание.
1). Выберите правильный ответ
Текст вопроса:Как называется разговор двух или нескольких лиц?
1.Беседа
2. Монолог
3. Диалог
Правильный ответ:
4.Диалог
1. Типовое тренировочное задание.
2). Выберите правильный ответ
Текст вопроса: Косвенная речь- это…
1.диалог
2.беседа
3. один из способов передачи чужой речи.
Типовое контрольное задание 1.
1.Восстановите план рассказа.
Текст вопроса: Восстановите последовательность пунктов плана произведения А.Платонова «Цветок на земле», воспользуйтесь текстом.
• На печи рядом с дедом.
• Скучно Афоне жить на свете.
• Дед Тит.
• Опять скучно жить на свете.
• Пошли “белый свет пытать”.
• Цветок – труженик, он из смерти работает жизнь…
• Проснулся ненадолго.
• Гребешок для деда.