Типовое контрольное задание 1.




Конспект урока

Литературное чтение, 3 класс

Урок 54. А. П. Платонов «Цветок на земле», «Ещё мама»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

1. Анализ произведений А.Платонова «Цветок на земле», «Ещё мама»

2.Составление плана для пересказа.

3.Замена диалога косвенной речью.

4. Понимание скрытого смысла рассказа в диалогах героев.

Тезаурус по теме

Диалог - разговор двух или нескольких лиц.

Тема – объект художественного отражения.

Главная мысль, или идея, произведения - это то, что хотел автор показать этим произведением, что с помощью этого произведения автор хотел донести до читателя, ради чего текст написан.

Косвенная речь — это один из способов передачи чужой речи.

Ключевые слова:

А.П. Платонов, рассказ, тема, идея произведения, характеристика персонажа, диалог.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.: ил. С.160 - 162

2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – С. 40

3. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2013.

4. С.И. Ожегов. Словарь русского языка. –М: «Русский язык»,1987

План объясняющего модуля:

Научимся определять тему и главную мысль рассказа

Понимать скрытый смысл рассказа в диалогах героев

Заменять диалоги героев косвенной речью при пересказе

План объясняющего модуля:

1. Краткая биография А. П. Платонова.

2. Рассказ «Цветок на земле». Чтение «вслед за автором».

3. Характеристика персонажей.

4. Рассказ «Ещё мама». Чтение «вслед за автором»

5. Идея произведения и способы её выражения.

Основное содержание урока

1.Знакомство с биографией А. Платонова и его произведениями «Цветок на земле», «Ещё мама».

2. Прочитайте пословицы и поговорки.

1) И старость не страшна, коли молодые помогут.

2) Молодость летает пташкой, а старость ползает черепашкой.

3) Не обижай малого, уважай старого – сам в почёте будешь.

Эвристическая беседа с объяснением смысла пословиц: Уважение к старости, опыту.

3. Рассказ А. Платонова «Цветок на земле»

Разговор в рассказе пойдёт о взаимоотношениях деда и внука, о том, какую главную тайну на земле открыл для своего внука дедушка.

4.Работа с частями текста. Направленная на выявления смысла произведения.

1. Какая же главная мысль рассказа?

«Цветок этот – самый труженик, он из смерти работает жизнь. Люди – пахари, хлебу помогают расти. Труд делает жизнь, создаёт её.»

1. Рассказ А. Платонова «Ещё мама»

Автор хотел показать очень тёплые и нежные взаимоотношения между матерью и сыном, их тревогу друг за друга, заботу и умение радоваться за удачно прожитый день; ещё автор хотел сказать читателям о том, что первая учительница, как родная мама, — самая лучшая, что её не нужно бояться, что она всегда придёт на помощь в трудную минуту.

Автор с помощью диалогов передаёт чувства мамы и сына, когда Артём в первый раз пошёл в школу.

Разговор учительницы и Артёма. Возникновения доверия к учительнице и понимания у мальчика значения фразы «вторая мама».

1. Косвенная речь. Объяснение значения и назначения этой речи. Когда мы что-то пересказываем, строим монолог, нам трудно передавать диалоги, поэтому мы будем использовать косвенную речь.

Косвенная речь — это один из способов передачи чужой речи. Для оформления косвенной речи мы будем называть имена героев произведения, заменять их другими словами, например «мама», «мальчик», «учительница», в том числе местоимениями — «он», «она», и добавлять слово «что».В косвенной речи не обязательно использовать все слова героев, — лишь самые главные, те, которые несут основную смысловую нагрузку и передают чувства героев.

«Он сказал, что… Она ответила, что… Учительница спросила о том, что…»

Составляем пересказа текста с использованием косвенной речи.

1. Подведение итогов урока.

2. Типовое тренировочное задание.

1). Выберите правильный ответ

Текст вопроса:Как называется разговор двух или нескольких лиц?

1.Беседа

2. Монолог

3. Диалог

Правильный ответ:

4.Диалог

1. Типовое тренировочное задание.

2). Выберите правильный ответ

Текст вопроса: Косвенная речь- это…

1.диалог

2.беседа

3. один из способов передачи чужой речи.

Типовое контрольное задание 1.

1.Восстановите план рассказа.

Текст вопроса: Восстановите последовательность пунктов плана произведения А.Платонова «Цветок на земле», воспользуйтесь текстом.

• На печи рядом с дедом.

• Скучно Афоне жить на свете.

• Дед Тит.

• Опять скучно жить на свете.

• Пошли “белый свет пытать”.

• Цветок – труженик, он из смерти работает жизнь…

• Проснулся ненадолго.

• Гребешок для деда.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: