Сценарно-режиссерский ход




Режиссёрская экспликация поэтической композиции

 

Идейно-художественный замысел.

 

1. Обоснование выбора темы.

2.Художественная тема.

3.Художественная идея.

4.Конфликт.

5.Композиционное построение:

- экспозиция;

- завязка;

- развитие действия;

- кульминация;

- развязка;

- финал.

6. Жанр,

7.Форма,

8. Аудитория.

Постановочный план.

1.Сверхзадача.

2.Образное решение.

3. Сценарно-режиссерский ход

Событийный ряд.

4. Выразительные средства.

5. Монтажный лист

 

 

Словарь терминов.

 

Режиссура - это реализация идейно-художественного замысла в сценическом пространстве с помощью выразительно-иносказательных средств искусства.

 

ЭКСПЛИКАЦИЯ (лат. explicatio - истолкование, объяснение, разъяснение);

1) то же, что легенда.

2) Краткое письменное сопровождение экспозиции музея или выставки; содержит объяснение и оценку данного исторически-художественного явления.

3) Объяснение условных обозначений, употребляемых на планах, картах и проч. (Графический метод).

4) (В театре, театрализованных представлениях) письменное сопровождение и объяснение в условных обозначениях режиссерского замысла.

ЗАМЫСЕЛ,

1) задуманный план действий, деятельности, намерение.

2) Заложенный в произведении смысл, идея.

3) (В искусстве) исходное представление художника о своем будущем произведении, его более или менее осознанный прообраз, с которого начинается творческий процесс.

Планы, заявки, наброски, этюды, эскизы, режиссерская экспликация - наиболее распространенные формы внешней фиксации 3.

Различают 3.драматургический и режиссерский.

3амысел драматургический предполагает определение коллизии исходного жизненного события, определение действующих сил театрализованного представления и развития их столкновения (драматического конфликта), определение композиции театрализованного представления, монтажных эпизодов. В массовом театрализованном действии драматическая коллизия-

существует не только в сюжете сценария, но и в общении со зрителем, с реальными героями - участниками праздника.

3амысел режиссерский - это преддверие, образное видение целостной пространственно временной модели массового театрализованного действия

(концерта, представления, игры, праздника); эмоциональное и зримое ощущение его идеи, темы, формы и т. д. Режиссерский замысел является

первоначальным, исходным моментом подготовки. Он вызывается жизненным событием, жизненной проблемой, которая волнует людей

и самого режиссера. Он определяет сценарный и режиссерский ход, образное воплощение жизненной темы.

Основными факторами, влияющими на характер режиссерского замысла являются:

· Идейно-тематическая направленность представления,

· экономические возможности постановки,

· участники и их возможности,

· временные условия постановки, репетиционные и сценические возможности постановки,

· личность самого автора-постановщика - его гражданская позиция, мировоззрение, жизненные принципы, опыт и вкус.

 

 

ТЕМА (rp. thema - то, что положено в основу),

1) предмет описания, изображения, исследования, обсуждения, разговора и т. д.

2) (В искусстве) объект изображения, круг жизненных явлений, отражаемых писателем, художником или композитором и скрепленных воедино авторским замыслом.

3) (В музыке) построение, составляющее основу муз. произведения или его разделов. В крупных муз. произведениях могут быть 2- 3 и более тем.

3) (В музыке) музыкальная фраза, главный мотив, который является в музыкальном произведении основой для дальнейшего развития.

4) (В театре) те явления, события, которые отображаются драматургом в произведении.

Тема является выражением национальных особенностей, жизни той или иной эпохи, отрезка времени. Чаше всего драматурги описывают то, что они видели сами.

5) (В театрализованном представлении, празднике) постановка проблемы, предопределяющая отбор жизненного материала и характер художественного повествования. Она порождает обращение к тому

(или другому) сюжету. Тема характеризует содержательный слой представления (праздника), сюжет, являясь образной конкретизацией темы, характеризует его форму. Тема является одной из составных частей замысла, отвечает на жизненно важный вопрос «О чем?», требующий своего

размышления и разрешения.

 

 

ИДЕЯ (гр. idea - понятие, представление, идея, образ),

1) форма отражения в мысли явлений объективной реальности.

2) Мысль, общее понятие о предмете или явлении; продукт человеческого мышления, отражающего материальный мир.

3) Определяющее понятие, лежащее в основе теоретической системы, логического построения, в частности мировоззрения.

4) Основная главная мысль, замысел, определенное содержание чего-либо, например, художественного, научного или политического произведения и т. д.

5) (В искусстве) воплощенная в произведении искусства эстетически

обобщенная авторская мысль, отражающая определенную концепцию мира и человека. Идея составляет ценностно-идеологический аспект

художественного произведения и является наряду с темой и пафосом одним из элементов художественного содержания. Идея - не отвлеченная

мысль, а живое и конкретное осуществление смысла в художественном образе:

«... искусство доводит до сознания истину в виде чувственного образа...» (Гегель). Идея передается всей целостностью произведения искусства, единством всех его элементов и уровней.

 

 

КОНФЛИКТ (лат. conflictus - столкновение),

1) открытое столкновение сторон, мнений, сил; серьезное разногласие, острый спор.

 

2) (В психологии) столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями. Различают следующие виды конфликта:

· а) внутриличностный конфликт - столкновение примерно равных по силе, но противоположно направленных мотивов, потребностей, интересов, влечений и т. п. у одного и того же человека;

· б) межличностный конфликт - ситуация взаимодействия людей, при которой они либо преследуют несовместимые цели, либо придерживаются несовместимых ценностей и норм пытаясь реализовать их во взаимоотношениях друг с другом, либо одновременно в острой конкурентной борьбе стремятся к достижению одной и той же цели, которая может быть достигнута лишь одной из конфликтующих сторон;

· в) межгрупповой конфликт, где в качестве конфликтующих сторон выступают социальные группы, преследующие несовместимые цели и своими практическими действиями препятствующие друг другу.

 

3) В искусстве конфликт нередко называют коллизиями.

К воссозданию острых и напряженных коллизий в наибольшей мере тяготеют театр и драма с присущей им непрерывной линией слов и движений героев. Коллизии разнокачественны по своей сути. Они могут представлять собой серьезнейшие социальные коллизии (национально-государственные, классово-антагонистические, общественно-нравственные), или исторически универсальные противоположности (жизнь перед лицом смерти, конфронтация любви и ненависти, добра и зла).

Коллизии могут выступать и как недоразумения, порой веселые и забавные, т. е. в качестве феноменов неповторимо единичных, связанных, как

правило, с частной жизнью, иногда и вовсе случайных, сопряженных с чьей-то интригой (что характерно для авантюрных новелл и романов, фарсов, водевилей, многих комедий).

Конфликт может воплощаться не только в прямом противоборстве персонажей и развивающемся от завязки к развязке действии, но и в устойчивом, стабильном фоне изображаемых событий, в не зависимых от конкретной ситуации мыслях и чувствах героев, исполненных драматической напряженности (например: пьесы А. П. Чехова, А. М. Горького, Б. Шоу, Б.Брехта).

Сценическая форма отражения противоположностей в жизни людей содержит три типа конфликта:

· герой - герой,

· герой - среда,

· герой - зрительный зал.

 

4) В массовом действии конфликт возникает между исполнителями и зрителями, между жизненными интересами реальных участников действия и стремлением увлечь их театрализованной праздничной игрой. Конфликтное отражение противоречий действительности в театрализованном представлении создается таким монтажным

приемом, как контраст.

 

 

ЭКСПОЗИЦИЯ (<лат. ekspositio - выставление на показ, изложение, описание),

1) в музеях и на выставках - размещение экспонатов в определенной системе (хронологической, типологической и пр.).

2) (Муз.) начальный раздел сонатной формы, в к-ром излагаются основной

темы произведения, а также 1 -я часть фуги, включающая проведение темы во всех голосах.

3) (Лит.) часть литературного произведения, в которой характеризуется обстановка, расстановка персонажей и обстоятельств, непосредственно

предшествующих началу действия; предваряющей начало развертывания фабулы. Располагается в начале (прямая Э. дается как вступительная

часть), реже в середине (задержанная Э. – внутри текста) или в конце (обратная Э.) повествования.

4) (В театрализованном представлении) введение в тему (ср. с прологом). Экспозиция в широком плане - оформление фойе, встреча гостей, какие-либо действия до начала представления, музыка. В узком смысле - завязка - оформление сцены, первые слова ведущих, посвящающих в курс дела.

Задача экспозиции - психологически и эмоционально подготовить зрителя к восприятию зрелищной части мероприятия.

 

 

ЗАВЯЗКА,

1) (в театре) момент обнаружения коллизии, возникновение конфликта, второе (основное) событие в пьесе (см. Событийный ряд), меняющее жизнь персонажей, которое впоследствии приводит неизменно к точке напряжения.

2) (В массовом представлении) момент включения зрителя в игровой образный ход действия. Психологическое назначение завязки: не только дать некое событие - толчок к развитию действия, но и продолжать развивать у аудитории настроение соучастия, сопереживания, которое начинает формироваться уже экспозицией представления, вечера, праздника и т. д.

 

 

РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ - процесс перехода сценического действия от одного качественного состояния к новому качественному состоянию

(от простого к сложному, от низшего к высшему, от медленного к более динамичному и наоборот), это также переход от одного события (эпизода,

номера) к др. и повышение напряженности действия до его кульминации и финала.

Развитие действия характеризуется темпо-ритмом. В результате

композиционно-цельного развития действия и активности участников праздника, театрализованного представления создается целостное эмоциональное впечатление о смысле события, создается образ события и образ общения.

 

 

КУЛЬМИНАЦИЯ (лат. culmen, род. п. culnunis- вершина).

1) точка высшего напряжения, подъема, развития чего-л.

2) Структурный элемент сюжета художественного произведения, момент наивысшего напряжения и развития сквозного действия спектакля, театрализованного представления, праздника, максимально обостряющий художественный конфликт.

Кульминация - элемент композиции, где происходит переход от начала,

(от завязки) к концу (к развязке). Это момент

высшего внутреннего сопряжения жизненного и художественного действия участников театрализованного представления, праздника.

 

РАЗВЯЗКА,

1) завершение какого-либо сложного, запутанного дела.

2) Заключительная часть драматического или литературного произведения, сюжетного хода театрализованного представления, а также вообще конец, 3) Разрешение главного противоречия, конфликта.

Развязка связана с нравственным эффектом, который в большей степени важен для зрителя. В развязке зритель делает для себя какие-либо выводы.

 

 

ФИНАЛ (ит. finale, лат. finis-конец),

1) завершение, конец, заключительная часть чего-либо, напр., заключительная встреча в спортивных соревнованиях, выявляющая победителей.

2) (В музыке) заключительная часть цикличных муз. произведений, заключительная сцена оперы, оперетты, балета или отдельного их акта.

3) Заключительная часть праздника, театрализованного представления, концерта.

 

ЖАНР. По Товстоногову. Способ отражения, угол зрения автора на действительность, преломленный в художественном образе, и есть жанр.
Жанр - мера условности
Жанр - правила игры, которые автор задает для зрителя еще перед началом представления.
Театрализованное представление имеет синтетическую природу. Она отражается и в том, что в сценарии театрализованного представления объединяем документальный и художественный материал, а так же используем средства выразительности и приемы, выходящие за рамки театра в классическом понимании.
Это отражается и на жанре -он так же синтетичен. и Мы можем его синтезировать, то есть заново выдумать под определенную конкретную художественную задачу.
В основе нашей драматургии лежит документальный и публицистический материал.

 

Форма.

форм определяется, в первую очередь, богатством и разнообразием содержания, палитры выразительных средств, площадок праздничного действия.

 

Аудитория. Для кого рассчитано представление-праздник.

Постановочный план- это документ, помощник режиссера в осуществлении своей задумки.

 

Образное решение.

 

Образное решение темы есть суть театрализации. Обогащая массовый праздник образностью, театрализация помогает возникновению у каждого его участника ассоциаций, близких к его собственным жизненным впечатлениям, его опыту, его мироощущению и тем самым активизирует, вызывает потребность к действию. Режиссер массового праздника — это всегда психолог и педагог, решающий в первую очередь проблему активизации его участников, организации не спектакля, а именно массового действа, в котором художественная образность выступает в качестве эффективного побудительного стимула.

 

Только образное решение превращает документальный материал в произведение искусства. Документ может быть основой, отталкиваясь от которой драматург и режиссер создают новый образ. Однако возможности театрализации позволяют показать в документальном действии реальных, а не вымышленных героев.

 

Сценарно-режиссерский ход

Сценарный приём – принцип организации действия в сценарии. Режиссёрский приём – принцип организации действия на сцене.
Сценарно-режиссерский ход - это нить, которая объединяет все эпизоды в единое целое.
Виды сценарно-режиссерского хода
— Ревю (обзор актуальных событий за определенный момент)
— Хронологический ход (построение событий в соответствии с последовательностью событий в реальности)
— Ретроспективных ход (построение событий от финала к началу истории)
— Сюжетный ход (построение сюжета на основе обще известной сюжетной линии)
— Трансформация детали (использование детали, вещи, придавая ей каждый раз новое значение, как прямое так и ассоциативное)
— Лейтмотивный ход (периодический повтор, напоминание одной и той же информации, которая всякий раз приобретает новое значение)
— Игровой приём (использование разного рода игровых ситуаций или условий игры как основы развития действия)
— Образный ход (использование какого-либо понятия имеющего многозначную трактовку)

 

Событийный ряд:

Исходное событие

Начальное (Основное событие)

Центральное событие (связано со сверхзадачей),

Главное событие

Финальное событие

 

Декоративно-художественное оформление:

Площадка проведения: (Место, размеры сцены, входы, выходы, ступени сцены, кол-во зрит мест, проходы в зал)

Оформление сцены- сцена оформлена в соответствии со стилем и жанром новогоднего мероприяттия (конкретно прописывать,таблица) номер, название, кол-во, размер

Реквизит (весть, таблицей, для чего и когда нужен)

Костюмы (тоже таблицей,сколько штук и кому)

Выразительные средства:

1.Актеры-(Для реализации творческого проекта необходимо подобать актеров по таким параметрам:… с высшим проф образованием, народный артист и т.п)

Актер- роли, какого плана, ведущий для чего

на центральные роли выбраны…на роль массовки выбраны…

2Музыка- Подбиралась в соответствии с событием, чеще всего из известных мультков или фильмов, по настроению мероприятия, таблицей (Номер трека, Муз произведение автор название, в каком моменте)

-Танцевальные номера- какие были, кто исполнял

3 Видео-таблицей

4 Свет-таблицей

5 Техническое оснащение-таблицей (Колонки, ноутбук, проектор)

Иносказательные выразительные средства:(указать метафоры и аллегории в словах)

Мизансцены: (таблицей указать перемещение и расстановку актеров на сцене и их перемещение)

 

СВЕРХЗАДАЧА, идея, ставшая внутренней потребностью, стремлением, пафосом художника; жизненная цель, притягивающая к себе все без исключения жизненные и творческие задачи, то, ради чего режиссер творит массовое театрализованное действие и объединяет в общий творческий процесс всех его участков.

Отход от сверхзадачи и сквозного действия в режиссуре - это не только

потеря идейной целеустремленности, но это одновременно и распад формы, когда постановка у режиссера и образ у актера размельчается на отдельные куски, не создающие целого.

 

СВЕРХ-СВЕРХ ЗАДАЧА, жизненная целеустремленность, лежащая в основе творческого пути художника. Личное отношение художника к жизни, к событиям, которые являются основой театрализованного действия.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: