Иммануил Кант. Краткая история жизни




Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Иммануил Кант. Краткая история жизни……………………………………..4

2. Философские идеи Канта………………………………………………………6

3. Философские воззрения Канта с позиции современности…………………9

Заключение……………………………………………………………………….11

Список литературы………………………………………………………………12

 

Введение

Мир, окружающий человека, во все времена и эпохи казался ему чрезвычайно сложным и противоречивым, поэтому человек пытался выстроить свои знания о нем с определенной долей упорядоченных умозаключений. Порядок цифрам придавали математические науки, порядок речи обеспечивали познания риторики, а порядок мыслям – философские рассуждения. На мой взгляд, именно благодаря развитию философии, как науки, люди научились выстраивать картину мира на основе сознательного отбора представлений о жизни, осознавая при этом механизмы развития окружающей их действительности. Философские знания в основном добываются путем достижении истины, в ходе которого у человека развиваются умения выделять суть проблемы, замечая при этом реально существующие связи между явлениями и предметами действительности. Философы не просто видят жизнь, они выявляют и анализируют жизненные противоречия, что помогает им идти в ногу со временем, развиваясь в соответствии с современным жизненным темпом.

Философия, как наука, имеет большую историю своего развития, следовательно, с ней связаны имена многих широко известных и менее известных философов. Каждый из них жил в свою эпоху и каждый стремился обосновать ее таким образом, чтобы знания прошлого помогали найти ответы в настоящем и будущем. Можно сказать, что философские знания и философы, связанные с ними, представляют собой неких воспитателей особых представителей человечества – людей, имеющих хорошо развитую культуру человеческого разума.

В моей работе первостепенной является задача рассмотрения философии одного из наиболее известных немецких философов – Иммануила Канта, который является родоначальником немецкой классической философии.

 

Иммануил Кант. Краткая история жизни

Отмечу, что Иммануил Кант родился 22 апреля 1724 года в Кенигсберге (Пруссия), умер – 12 февраля 1804 года. Среди большего числа знатоков философии Кант признан одним из великих людей, когда-либо имеющих отношение к философской науке.

Несмотря на то, что он родился в небогатой семье (отец его был ремесленник-седельщик), Кант окончил престижную гимназию «Фридрихс-Коллегиум», а затем в 1740 году поступил в Кенигсбергский университет. Это стало возможным благодаря тому, что доктор теологии – Франц Альберт Шульц, заметив в Иммануиле Канте одарённость, взял его на свое попечение.

Учеба в гимназии значительно повлияла на дальнейшее становление философских взглядов Канта. Гимназия, где он учился, отличалась строгостью классического образования и религиозно-нравственным приоритетом в воспитании учеников. Кант не отличался особым стремлением вырваться из круга отечественных интересов, в котором он вращался до конца своих дней. Он много читал и особенно увлекался творениями Лейбница и Юма, мысли которых имели определенное влияние на ум молодого Канта. Однако он не стремился полностью подчинить данным влияниям свою точку зрения, скорей всего, он, соприкасаясь с взглядами великий, перерабатывал их и преобразовывал, придавая им собственную, оригинальную форму мысли. Когда в 1740 году Кант поступил в университет в своем родном городе, он стремился к постижению не только азов философии, но и естественных наук, занятия которыми были для Канта очень важны и интересны. Однако учебу в университете Канту завершить не удалось, так как после смерти отца он взял на себя обязанности главы семьи. На 10 лет Иммануил Кант, чтобы прокормить семью, становится домашним учителем. Работа учителем не мешает ему заниматься наукой. В период с 1747 года – по 1755 год Кант занимается разработкой и дальнейшей публикацией своей космогонической гипотезы происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности. Уже в 1755 году немецкий философ защищает диссертацию и получает докторскую степень, позволяющую ему осуществлять преподавательскую деятельность в университете, занимающую в его жизни сорокалетний период.

Кант много пишет, что позволяет ему создать труды, до сих пор считающиеся фундаментальными философскими работами, принесшими философу репутацию одного из выдающихся мыслителей XVIII века. Такие работы Канта, как: «Критика чистого разума», датируемая 1781годом, «Критика практического разума» - 1788 год, «Критика способности суждения» - 1790 год, оказали огромное влияние на последующее развитие и становление мировой философской мысли.

Кант не был женат, поэтому в старости за ним ухаживала одна из сестёр. После своей смерти философ был похоронен у восточного угла северной стороны Кафедрального собора Кенигсберга в профессорском склепе. Поначалу над его могилой была возведена часовня, но к 200-летию Канта – в 1924 году – часовня была заменена новым сооружением, напоминающим открытый колонный зал.

 

Философские идеи Канта

Рассматривая вопрос о философских идеях Иммануила Канта, необходимо упомянуть, что многие авторы отмечают в становлении философии Канта два периода. Первым периодом является докритический, в течение которого немецкий философ занимался, в основном, разработкой естественнонаучной проблематики. Основным примером работы Канта в данный период является разработанная им гипотеза происхождения Солнечной системы из первичной туманности благодаря силам вращения. Мировое, научное, значение данной гипотезы в том, что Кант впервые заговорил не о божественном творении Солнечной системы и Вселенной, а о влиянии естественных закономерностей природы, способствующих образованию Вселенной. Также Кант стремился разработать специальную методологию философского познания. Иммануил Кант рассуждал над одним основополагающим вопросом, который должен был дать ответ на то, можно ли доказательно рассуждать о таких предметах, как: Бог, бессмертие души и мир. При этом философ обращал внимание, что доказательные рассуждения об этих предметах должны вестись как о едином целом, неделимом на части.

Второй период в творчестве Канта обозначен как критический. В течение него все свое внимание философ сосредоточил на создании теории познания и этики. Уточню, что данный период был назван так по особенностям метода философствования и основным работам философа, к которым относятся: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения».

Примечательным является то, что впервые в европейской мысли в центр теории познания был поставлен не объект и его свойства, а субъект и его познавательные возможности, которые подчиняются своим собственным законам. Речь идет именно о первой попытки Канта применить данную теорию для европейской философии, так как для восточной или эзотерической философии это давно уже не было открытием, потому что с древних времен многие индийские мудрецы, к примеру, Кришна или Будда, признавали первое место за качествами субъекта познания. Однако для Европы того времени, имеющей смутное представление о восточной философии, работы и идеи Канта приобрели характеристику революционных научных знаний.

Остановимся немного подробно на значении основных работ Канта, написанных им в критический период его творчества. Так «Критика чистого разума» раскрывает идеи философа о том, что следует различать содержание научного знания, зависимого от опыта, и форму знания, зависящую от разума, врожденную, предшествующую всякому опыту. Кант отмечал, что форма сообщает знанию всеобщность и необходимость, а опыт наполняет его конкретным содержанием. На основании этого философ предполагал, что формы знания различаются в зависимости от познавательной способности человека – чувственности, рассудка и разума.

Кант выдвигал идеи о том, что чувственность, представляющая эстетические способности человека, представлена такими априорными формами, как пространство и время. Чувственность помогает человеку в упорядочивании ощущений в пространстве и во времени. Рассудок представляет собой аналитическую способность человека, представленную в таких априорных формах, как категории. Рассудок помогает человеку осуществить категориальный синтез явлений в научное знание. Разум же представляет собой диалектическую способность человека. Разум представлен такой априорной формой как идея. Идеи осуществляют попытки человека мыслить вещи в себе без опоры на явления. К подобным внутренним вещам можно отнести Бога, душу и мир.

Еще одна работа Канта – «Критика способности сужения» - выражает мысли философа о природе, которая представляется ему механической машиной. Кант выдвигает идеи о том, что в природе действуют одни лишь механические причины и слепая необходимость. Что человек находит в природе целесообразность, красоту, гармонию лишь потому, что обладает способностью суждения о природных вещах по аналогии с собственной деятельностью. Отвечая на вопрос о том, почему природа целесообразна, Кант выдвигает свою идею, что для лучшего объяснения порядка природы человек навязывает ей целесообразность.

Ядром философской мысли Канта или его основной идеей является этическое учение или практическая философия, отраженная им в работе – «Критика практического разума». В центре практической философии Иммануила Канта лежит идея свободы воли, являющаяся основой его учения о равенстве людей. Немецкий философ всегда выступал против взгляда на человека, как на пассивное создание природы или общества. Кант видел в человеке субъект автономного поведения и собственного самосовершенствования.

В своей работе – «Критика практического разума» - Кант предполагает, что практический разум является чистым разумом, определяющим априорные законы свободной воли и морального поведения человека. Закон морального поведения человека Кант принимал определяющим волю как свободное основание действия, которое не смешено ни с какими привходящими условиями. Философ отмечал, что воля не может определяться ни религиозным страхом за плохое поведение, ни надеждой на награду за хорошее поведение, ни стремление к удовольствию, ни ожидаемой выгодой или пользой для себя. Все это представляет собой – субъективные мотивы, не соответствующие статусу всеобщего морального правила.

Идея Канта о категорическом императиве раскрывалась в таких гарантиях, как: свобода, бессмертие души, вера в существование Бога. Кант считал, что не религия обосновывает мораль, а мораль – веру в Бога. Идея философа о категорическом императиве раскрывалась в мыслях о том, что только его выполнение и следование ему сделает человека свободным, позволит ему верит в Бога и бессмертие души.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: