Рабочая программа учебной ДИСЦИПЛИНЫ(модуля)
УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫМИ СИСТЕМАМИ Для направления подготовки/ направленности (профиля) (уровень бакалавриата): 09.03.03 ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА | |||
Кафедра: | Прикладной информатики в экономике | ||
Аббревиатура кафедры | ПИЭ | ||
Разработчики программы:
К.Э.Н. Казаков В.А.
РАССМОТРЕНО | |
Протокол заседания кафедры № 9 | |
«04 » февраля 2014 г. Заведующий кафедрой ___________________ / Тельнов Ю.Ф. / |
Оглавление
1. ЦЕЛИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.. 3
2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫВ СТРУКТУРЕ ООП ВО.. 3
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ) И ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ) 3
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ(МОДУЛЯ) 5
4.1 Содержание учебной дисциплины.. 5
4.2 Разделы/темы дисциплины, их трудоемкость и виды занятий. 7
4.3 Формы текущего контроля успеваемости (БРС) 7
4.4 Форма проведения и содержание мероприятий промежуточной аттестации 7
5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.. 7
6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫСТУДЕНТОВ.. 8
6.1 Темы эссе, рефератов. 8
6.2 Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля (в течении семестра по темам) 9
6.3 Контрольные вопросы промежуточной аттестации (по итогам изучения курса) 11
6.4 Темы курсовых работ/проектов (КР/КП) 12
7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ(МОДУЛЯ) 12
8. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОСУЩУСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ВКЛЮЧАЯ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ 13
9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА, НЕОБХОДИМАЯ ДЛЯ ОСУЩУСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ) 13
ЦЕЛИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью изучения дисциплины «Управление информационными системами» является формирование теоретических знаний, понимания и умения применять на практике процессный подход для целей совершенствования и эффективной организации процессов управления информационными ресурсами и технологиями в рамках ИТ-инфраструктур организаций в соответствии с лучшим мировым опытом, государственными и международными стандартами.
К задачам изучения дисциплины «Управление информационными системами» относятся освоение принципов управления ИТ-средой организации на основе процессного подхода, изучение и развитие навыков практического применения лучшего мирового опыта в организации данных процессов для целей совершенствования, повышения эффективности и качества функционирования ИТ-среды компании.
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫВ СТРУКТУРЕ ООП ВО
Дисциплина «Управление информационными системами» относится к дисциплинам вариативной части профессионального цикла ООП ВПО по направлению 09.03.03 ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА.
Для успешного освоения дисциплины студент должен знать технологии проектирования информационных систем, подходы к построению архитектуры предприятия, обладать навыками проектирования информационных систем и моделирования ИТ-инфраструктуры и информационных процессов, владеть современными инструментами управления и экономического анализа.
Освоение данной дисциплины предполагает предварительное обучение следующим дисциплинам:
· Проектирование ИТ-инфраструктуры предприятия;
· Аудит информационной инфраструктуры;
· Информационный менеджмент;
· Информационные системы и технологии;
· Проектирование информационных систем;
· Экономическая теория.
Полученные в рамках данной дисциплины (модуля) знания и сформированные умения могут быть востребованы в рамках подготовки дипломной работы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ) И ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ)
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать: основные термины проблемной области, обеспечивающие профессиональную коммуникацию; методы анализа ИТ-среды предприятия; модели и процессы управления информационными ресурсами и технологиями;
Уметь: проводить анализ ИТ-среды организации и моделировать архитектуру предприятия в разрезе управления информационными ресурсами и технологиями (формулировать цели, определять показатели результативности и эффективности деятельности, проводить оценку зрелости процессов и определять направления для их совершенствования в соответствии с требованиями международных стандартов и законодательства); использовать государственные и международные стандарты и практики по управлению информационными услугами и системами; современные тенденции в области развития инструментария и методов управления ИТ-процессами; проводить сравнительный анализ и выбор ИКТ для решения задач управления ИТ-процессами;
Владеть / быть в состоянии продемонстрировать навыки работы с современными инструментальными средствами моделирования, анализа, управления и автоматизации ИТ-процессов; навыки использования функциональных и технологических стандартов ИС.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у студентов следующих компетенций:
способен использовать, обобщать и анализировать информацию, ставить цели и находить пути их достижения в условиях формирования и развития информационного общества (ОК-1);
способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность (ОК-4);
способен самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, стремится к саморазвитию (ОК-5);
способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-8);
способен свободно пользоваться русским языком и одним из иностранных языков на уровне, необходимом для выполнения профессиональных задач (ОК-9);
способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-13);
способен использовать нормативные правовые документы в профессиональной деятельности (ПК-1);
способен при решении профессиональных задач анализировать социально-экономические проблемы и процессы с применением методов системного анализа и математического моделирования (ПК-2);
способен осуществлять и обосновывать выбор проектных решений по видам обеспечения информационных систем (ПК-5);
способен документировать процессы создания информационных систем на всех стадиях жизненного цикла (ПК-6);
способен использовать технологические и функциональные стандарты, современные модели и методы оценки качества и надежности при проектировании, конструировании и отладке программных средств (ПК-7);
способен проводить обследование организаций, выявлять информационные потребности пользователей, формировать требования к информационной системе, участвовать в реинжиниринге прикладных и информационных процессов (ПК-8);
способен принимать участие в создании и управлении ИС на всех этапах жизненного цикла (ПК-11);
способен эксплуатировать и сопровождать информационные системы и сервисы (ПК-12);
способен принимать участие во внедрении, адаптации и настройке прикладных ИС (ПК-13);
способен принимать участие в реализации профессиональных коммуникаций в рамках проектных групп, презентовать результаты проектов и обучать пользователей ИС (ПК-14);
способен оценивать и выбирать современные операционные среды и информационно-коммуникационные технологии для информатизации и автоматизации решения прикладных задач и создания ИС (ПК-16);
способен анализировать и выбирать методы и средства обеспечения информационной безопасности (ПК-18);
способен анализировать рынок программно-технических средств, информационных продуктов и услуг для решения прикладных задач и создания информационных систем (ПК-19).
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ(МОДУЛЯ)
Содержание учебной дисциплины
№ п/п | Наименование раздела/темы дисциплины | Содержание раздела/темы |
1. | Тема 1. Основные принципы применения процессного подхода для управления ИТ-средой организации | Принципы процессного управления. Общие требования к процессам. Планирование. Постановка целей. |
2. | Тема 2. Процессы жизненного цикла продукции/услуг/информационных систем и основные процессы управления ИТ | Типовые процессы управления информационными ресурсами и ИТ. Требования к оказанию услуги и/или производству продукции, оценке удовлетворенности, проектированию и разработке продукции/услуги, требования к процессу закупок, к управлению контрольным и измерительным оборудованием Понятия «валидация» и «верификация». Международный стандарт ISO 9001:2008 «Системы менеджмента качества. Требования» («Quality management systems Requirements»). |
3. | Тема 3. Измерение и анализ. Внутренний аудит информационных систем | Моделирование ИТ-среды. Мониторинг удовлетворенности потребителей. Разработка и мониторинг показателей эффективности и результативности деятельности. Оценка и аттестация зрелости процессов создания и сопровождения программных средств и информационных систем(ISO/IEC TR 15504-СММ). Несоответствия. Рекомендации по улучшению. Мониторинг деятельности. Требования к управлению несоответствующей продукцией. Корректирующие и предупреждающие действия: составление плана и анализ. Диагностика предприятий. Методика проведения внутренних аудитов. |
4. | Тема 4. Инструменты и методы совершенствования процессов управления ИТ-средой организации | Зрелость процессов. Моделирование процессов. Улучшение процессов. ИКТ в управлении ИТ-средой организации |
5. | Тема 5. Требования к управлению ресурсами | Требования к обеспечению оказания услуги и производству продукции (производственная среда и инфраструктура). Требования к управлению персоналом. Организационная структура. Управление по целям. Бюджетирование и учет затрат |
6. | Тема 6. Обеспечение соответствия процессов управления ИТ-средой организации лучшему мировому опыту, государственным и международным стандартам, требованиям законодательствам | Библиотека ITIL/ITSM. Цели и показатели COBIT. Стандарты ГОСТ Р ИСО/МЭК 20000-2:2005 «Информационная технология» Управление услугами. Часть 2. Практическое руководство, ГОСТ Р ИСО/МЭК 20000-1:2005 «Информационная технология» Управление услугами. Часть 1. Общие положения и словарь. Международный стандарт ISO/IEC 17799:2000 «Информационные технологии- практические правила управления информационной безопасностью». Требования стандарта ISO/IEC 27002. Стандарт ISO 10007:1995. Административное управление качеством. Руководящие указания по управлению конфигурацией. Требования Федерального закона РФ №152-ФЗ «О персональных данных». |
Разделы/темы дисциплины, их трудоемкость и виды занятий
Тип дисциплины (ОБ/ПР) | ПР | Кол-во семестров учебного плана, отведенных на изучение дисциплины | |||||||
Кол-во учебных недель семестра | |||||||||
Общая трудоемкость изучения дисциплины по учебному плану; З.Е (часов) | 5 (180) | ||||||||
Форма обучения | Очная | Объем недельной ауд. нагрузки (Л / С) | 2/2 | ||||||
Форма обучения | Очно - заочная | Объем недельной ауд. нагрузки (Л / С) | |||||||
Форма обучения | Заочная | Объем недельной ауд. нагрузки (Л / С) | 12/6 | ||||||
№ п.п. | Порядковый номер темы, в соответствии с содержанием типовой учебной программы дисциплины (Тема №, тема №) | Кол-во академических часов | ||||||||||
Очная | Очно-заочная | Заочная | ||||||||||
Л | ПЗ | С | ЛР | СР | Л | С | СР | Л | К | СР | ||
1. | Тема 1 | |||||||||||
2. | Тема 2 | |||||||||||
3. | Тема 3 | |||||||||||
4. | Тема 4. | |||||||||||
5. | Тема 5. | |||||||||||
6. | Тема 6. | |||||||||||
ОБЩИЙ ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ (в часах) |